США развивают военные отношения со странами Каспия
Колонка редактора

США развивают военные отношения со странами Каспия

На прошедшей неделе глава Центрального командования ВС США (СЕНТКОМ) генерал Джозеф Вотел, в зону оперативной ответственности которого входит Ближний Восток, Восточная Африка и Центральная Азия, заявил, что сохраняющееся влияние России в Центральной Азии создает проблемы для США в данном регионе.

«Россия сохраняет значительное влияние в Центральной Азии, где страны, входившие ранее в Советский Союз, все еще полагаются в различной степени на Россию в том, что касается их экономических потребностей и обеспечения безопасности. Это создает для нас проблемы, так как предпринимаемые Россией усилия могут ограничить возможности для взаимодействия [с этими странами] и предоставить Москве дополнительные рычаги влияния. В частности, силы НАТО, размещенные в Афганистане, зависят от партнеров в Центральной Азии в логистической поддержке», — отметил он, выступая на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США.

По его словам, СЕНТКОМ «продвигает интересы США в Центральной и Южной Азии, в том числе в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане». «Хотя наши центральноазиатские партнеры и стремятся к взаимодействию с США, Россия, Китай и Иран по-прежнему предпринимают усилия, направленные на то, чтобы воспрепятствовать сотрудничеству между странами Центральной Азии и США, — указал Вотел. — Несмотря на такое давление, правительства некоторых из этих стран продолжают поддерживать транзит грузов для войск США в Афганистане и взаимодействуют с США в сферах, представляющих общий интерес». Среди этих сфер генерал назвал «обеспечение безопасности границ, противодействие терроризму и наркоторговле». США «также продолжают развивать военные отношения» со странами региона, добавил Вотел.

С учетом сказанного американским генералом, редакция нашего портала проанализировала опубликованные официальными источниками сообщения о сотрудничестве двух прикаспийских стран Центральной Азии — Казахстана и Туркменистана, с США за последний год.

По результатам нашего анализа следует сделать вывод, что те препятствия, которые, по мнению американской стороны, создают Россия, Китай и Иран внешне не оказывают серьезного влияния на характер и масштабы сотрудничества центральноазиатских стран с Вашингтоном. При этом, в большей степени это касается Казахстана, который традиционно придерживается политики многовекторного сотрудничества с зарубежными центрами силы.

При характеристике казахстанско-американского военного сотрудничества, прежде всего, надо отметить, что в 2017 году сторонами был подписан важный документ в области военного планирования и сотрудничества. 05 июля 2017 года в ходе визита заместителя министра обороны Республики Казахстан генерал-лейтенанта Талгата Мухтарова в Вашингтон между оборонными ведомствами двух стран был заключен пятилетний план военного сотрудничества на 2018-2022 годы, который определил направления взаимодействия сторон на предстоящий период.

Однако, судя по регулярным публикациям Министерства обороны Казахстана, данный план кардинальным образом не изменил содержание военного сотрудничества сторон, которое в последние годы наиболее интенсивно осуществляется в сфере военного образования и миротворческой деятельности.

Более того, согласно опубликованным в 2017 году Государственным департаментом США данным, в настоящее время Казахстан является приоритетным партнером США в сфере военного образования из числа стран Каспийского региона, так как в адрес Астаны поступают наиболее значительные ассигнования из американского госбюджета.

К примеру, в 2015 году США выделяли на обучение представителей казахстанской стороны $2,018,667. В рамках проведенных на эти средства 76 образовательных курсов прошло обучение 164 казахстанских граждан. В 2016 году на эти цели выделялось $2,203,187, на эти средства планировалось обучить 540 военнослужащих в рамках 54 образовательных курсов. Существенный рост количества военнослужащих в 2016 году был обеспечен за счет запуска в Казахстане программы обучения по борьбе с наркотиками (Section 1004 — CDTS).

Основные направления сотрудничества в сфере образования — военная подготовка, проведение институциональных реформ сектора безопасности, развитие стратегических многосторонних и двусторонних связей, пограничная безопасность и транснациональные угрозы (подробнее об американских программах можно прочитать в приложении к статье).

В рамках региональной программы по борьбе с терроризмом (CTFP) с казахстанскими гражданами на базе государственных и образовательных учреждений США, Европейского центра изучения вопросов безопасности (Центр Маршалла), проводятся семинары по проблематике борьбы с терроризмом, противодействия киберугрозам на данном направлении. В рамках программы Международное военное образование и подготовка (IMET) для казахстанской стороны проводятся курсы по изучению английского языка, вопросам кибербезопасности, курсы для командного, инженерского состава и т.д. Казахстанцы регулярно проходят обучение в Европейском центре изучения вопросов безопасности (Центр Маршалла), Центре стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии и в иных образовательных учреждениях стран Запада.

Еще одним важным направлением казахстанско-американского сотрудничества является миротворческая деятельность. Напомним, что  Казахстан является участником 2-го уровня (из трёх) программы НАТО «Партнерство во имя мира» — «Программы планирования процессов и анализа». Согласно регламента данной программы НАТО, на этом уровне всесторонне оценивается степень соответствия оборонной сферы государства-партнера стандартам Альянса. Параллельно в структурах национальных вооруженных сил создаются миротворческие подразделения, которые принимают участие в операциях НАТО, в том числе в Афганистане, Ираке и других странах. Основная цель Программы — переход от военного сотрудничества с НАТО к совместной деятельности в области обороны и безопасности.

В рамках данного направления сотрудничества одним из основных совместных мероприятий является проведение ежегодных миротворческих учений «Степной орёл». В 2017 году данные учения проводились в два этапа.

07 апреля на базе учебного центра «Илийский» (Алматинская область Республики Казахстан) прошла первая подготовительная фаза тактико-специального миротворческого учения «Степной орел» — «Коктем-2017». В ходе учений миротворческий батальон «Казбат» Вооруженных сил Республики Казахстан совместно с представителями Вооруженных сил Великобритании и США отработал вопросы патрулирования зоны ответственности, контроля транспортных магистралей по средствам установки блокпостов, работы с демонстрантами, охраны миротворческой базы, конвоирования и сопровождения отдельных лиц и гуманитарных грузов.

Основная фаза миротворческих учений прошла в период с 22 июля по 04 августа 2017 года. Военнослужащие миротворческой бригады «Казбриг» Министерства обороны РК совместно с представителями военных ведомств стран НАТО отработали различные аспекты совместных действий при проведении странами ООН и НАТО операций по поддержанию мира и реагирования на кризисные ситуации. В учениях в качестве наблюдателей приняли участие военнослужащие США, Великобритании, Таджикистана, Кыргызстана, Турции, Северной Ирландии.

На территории Казахстана также действует Учебный центр «Партнерство во имя мира» (КАЗЦЕНТ). Центр создан в 2008 году и официально сертифицирован Военно-политическим комитетом НАТО в 2010 году. На базе данного учебного заведения, являющегося единственным в своём роде в Центральной Азии, регулярно проводятся обучающие мероприятия по таким направлениям, как правовые аспекты миротворческих операций, миротворческая подготовка военнослужащих перед убытием в миротворческие миссии ООН, готовятся штабные офицеры ООН, ведется языковая подготовка военнослужащих и т.п.

Применительно к военным контактам США с южным соседом Казахстана –Туркменией, информации в официальных источниках опубликовано значительно меньше.

В тоже время известно, что, несмотря на свой нейтральный статус, Туркмения полностью не отказывается от сотрудничества с зарубежными военно-политическими альянсами. Весной 1995 года было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве Туркменистана с НАТО в рамках Программы «Партнёрство во имя мира».

Развивается и двустороннее туркмено-американское военное сотрудничество. Известно, что Вашингтон реализует в стране такие программы, как Международное военное образование и подготовка (IMET), Региональная оборонная программа по борьбе с терроризмом (CTFP). Туркменские военнослужащие также проходят подготовку на базе Региональных центров Минобороны США по исследованиям в сфере безопасности.

В 2015 году на обучение туркменской стороны США выделили $362,510. В рамках 18 проведенных курсов прошло обучение 60 туркменских военнослужащих. В 2016 году на эти цели выделялось $154,953, планировалось обучить 9 военнослужащих в рамках 8 образовательных курсов. Наибольшее количество туркменских граждан в 2015 году прошло обучение в рамках программы Международное военное образование и подготовка — 49. В 2016 году выросло количество военнослужащих прошедших подготовку по программе по борьбе с терроризмом.

Основные направления сотрудничества в сфере образования — военная подготовка, проведение институциональных реформ сектора безопасности. В отличие от других прикаспийских стран туркменские сотрудники силовых и военных структур в основном проходят обучение внутри страны, без выезда в зарубежные центры подготовки. Отмечены лишь единичные факты обучения туркмен в Европейском центре изучения вопросов безопасности (Центр Маршалла), Центре стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии.

В рамках реализуемых программ США и другие члены НАТО с туркменской стороной проводят курсы на военно-медицинскую тематику, по изучению английского языка, курсы для командного состава ВС, по борьбе с терроризмом и др.

В проводимых США мероприятиях задействуются сотрудники медицинской службы Вооруженных сил Туркмении, сухопутных войск и военно-воздушных сил.

Кроме этого, следует помнить, что Ашхабад оказывает активную транспортно-логистическую поддержку деятельности международной коалиции в Афганистане. В 2015 году, к примеру, публиковались сообщения о том, что со стороны афганской границы мимо Ашхабада в направлении порта Туркменбаши (бывший Красноводск) переправлялись колонны американской военной техники. По словам очевидцев, по данному маршруту направлялась легкобронированная техника типа «хаммеров» и легких БТР, большое количество закрытых грузовиков. Из туркменского порта техника, вероятно, переправлялась далее в Баку.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что США продолжают проводить политику, направленную на интенсификацию сотрудничества с прикаспийскими странами в области безопасности, что является важным элементом стратегии США в регионе. Основными направлениями сотрудничества сторон в области безопасности являются налаживание военных контактов, развитие военного и оборонного потенциала прикаспийских стран, повышение возможностей стран по участию в совместных миротворческих операциях и т.д. Очевидно, что сотрудничество в сфере безопасности способствует укреплению национальной безопасности США и решению внешнеполитических и геополитических задач Вашингтона на Каспии. 

С учетом заявления генерала Волкера, в ближайшей перспективе США могут предпринять дополнительные меры по снижению геополитического влияния России в регионе. Для этого, в частности, могут использоваться не только вышеуказанные программы  международного военного сотрудничества, но и более активное вовлечение стран региона в транзитные схемы поставок американских грузов в Афганистан, о чём наш портал сообщал ранее, а также другие традиционные для Вашингтона методы.  

Подробнее см.:

  1. СЕНТКОМ: влияние России в Центральной Азии создает проблемы для США в этом регионе, http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4992488
  2. Foreign Military Training and DoD Engagement Activities of Interest, 2015-2016, https://www.state.gov/t/pm/rls/rpt/fmtrpt/2016/index.htm
  3. США наращивают темпы обучения военных подразделений стран Каспийского региона, http://casp-geo.ru/2017/04/сша-наращивают-темпы-обучения-военны/
  4. Официальный сайт Министерства обороны Казахстана, https://mod.gov.kz/
  5. «Партнерство ради мира» (Partnership for Peace — PfP), http://нато.рф/ru/partnership_for_peace.html
  6. Ашхабад ищет формулу сопряжения интересов Китая и Запада, http://www.ng.ru/courier/2015-12-28/11_ashabad.html

Справка редакции о программах международного военного сотрудничества США, подготовленная на основе анализа официальных американских источников (см п.2 — Foreign Military Training and DoD Engagement Activities of Interest, 2015-2016).

С 2010 года США реализует ряд образовательных программ в регионе в военной сфере, реализуемых непосредственно Министерством обороны и Государственным департаментом. Кроме этого, отдельные проекты в данной сфере реализует Береговая охрана США.

В целом США ежегодно тратит иностранную военную помощь десятки миллиардов долларов США. Так, в 2015 году в рамках программы военной помощи иностранным государствам (FMS), в рамках которой осуществляется поставки военного оборудования, предоставляются различные услуги в военной сфере, Белый дом потратил около 35,4 млрд, долларов. Из них около  578,9 млн.долларов пришлось на программы США в области военного образования.

Согласно справочным данным ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕПАРТАМЕНТА США, под его эгидой финансируются следующие программы:

  1. Иностранное военное финансирование (FMF).

В рамках программы США выделяют гранты на приобретение продукции ВПК США, получение услуг в сфере обучения от американской стороны. Обучение за счет данных средств способствует как реализации внешней политики США, так и региональным целям безопасности, усиливает двусторонние военные отношения. Конгресс США выделяет средства FMF через бюджет по международным вопросам. Далее Государственный Департамент распределяет средства между странами, а Министерство обороны непосредственно реализует программу. Поскольку финансирование FMF предполагает поставку продукции ВПК США, программа способствует формированию мощной военно-промышленной базы США, которая приносит пользу как вооруженным силам США, так и американским рабочим.

  1. Международное военное образование и подготовка (IMET)

Предполагает выделение финансовых средств на обучение студентов из стран НАТО и стран-партнеров США. Программы обучения предполагают изучение американских профессиональных военных программ, курсы английского языка. В настоящее время США реализует более 4000 курсов, преподаваемых в 150 военных училищах, участие которых ежегодно принимает от 6000 до 7000 иностранных курсантов.

  1. Программа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и охране правопорядка (INL)

Бюро Госдепартамента по международной борьбе с наркотиками и охране правопорядка поддерживает партнеров США в борьбе с международным наркотрафиком, террористическими организациями, и другими транснациональными преступными группами путем их обучения Программа предназначена укрепить способность иностранных правительств выявлять, предупреждать и пресекать действия данных преступных групп.

  1. Глобальная инициатива по миротворческим операциям (GPOI)

Глобальная инициатива в области миротворческих операций реализуется с 2005 года в качестве вклада США в план действий G8 по расширению глобального потенциала проведения миротворческих операций. GPOI предназначена способствовать ликвидации основных проблем при проведении региональных миротворческих операций под эгидой Организации Объединенных Наций. В рамках программы спонсируется строительство учебных центров данной направленности, подготавливаются военнослужащие, способные в будущем участвовать в полицейских миротворческих подразделениях, в Вооруженных силах партнеров формируются специализированные логистические, медицинские и транспортные подразделения и т.д.

Через МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ США финансируются следующие программы:

  1. Деятельность региональных центров Минобороны по исследованиям в сфере безопасности

Региональные центры по изучению вопросов безопасности действуют в рамках национальной стратегии обороны и безопасности США. Помимо собственно исследовательских программ Центры реализуют программы, направленные на содействие безопасности, углубление понимания вызов международной безопасности, развитие двустороннего и многостороннего партнерства и т.д. В каждом региональном центре, в соответствии с указанием заместителя министра обороны США по вопросам политики, определяются направления подготовки и соответствующие курсы обучения для партнеров США.

Региональные центры созданы для изучения проблем во всех основных регионах мира:

Африканский центр стратегических исследований;

Азиатско-Тихоокеанский центр исследований безопасности;

Центр оборонных исследований в западном полушарии (Центр Уильяма Перри);

Европейский центр изучения вопросов безопасности (Центр Маршалла);

Центра стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии.

Типичные виды образовательной деятельности включают академические программы, 1 -3 недельные семинары, проводимые в регионах, и научные исследования. Региональные центры в дальнейшем поддерживают связь со своими бывшими участниками через электронную почту, веб-сайты, информационные бюллетени, и национальные организации. Законодательство США для региональных центров предполагает их учреждение в качестве международной площадки для двусторонних и многосторонних исследований, общения и обмена идеями с участием военных и гражданских специалистов.

  1. Раздел 1004 — Пресечение незаконного оборота наркотиков и антинаркотическая деятельность: программа обучения по борьбе с наркотиками (CDTS)

Программа обучения по борьбе с наркотиками (CDTS) включает в себя развертывание для обучения иностранных войск по просьбе соответствующих официальных правоохранительных органов агентства, Цель программы — проведение антинаркотических мероприятий, связанных с обучением иностранных военных и сотрудников правоохранительных органов, как сил специальных операций, так и обычных сил. В рамках программы проводится антинаркотическая подготовка легкой пехоты, авиации, береговых, речных и вертолетных операций, а также сотрудники, связанные с антинаркотическими операциями.

  1. Программа по разминированию (МА)

В рамках программы по разминированию США оказывает помощь странам по всему миру по смягчению опасности наземных мин, что  способствует региональному миру и стабильности, реализации внешней политики США и национальной безопасности.

  1. Программа реагирования на стихийные бедствия (гуманитарная поддержка)

Цель Программы — обучение ликвидации последствий стихийных бедствий и улучшение принимающей страны эффективно реагировать на стихийные бедствия,

  1. Региональная оборонная программа по борьбе с терроризмом (CTFP)

CTFP — это программа сотрудничества Министерства обороны в области безопасности, которая учреждена для удовлетворения возникающих потребностей обороны путем целенаправленной и нелетальной борьбы с терроризмом. Предполагает проведение образовательных мероприятий, профессиональной подготовки для кадров среднего и высшего уровня, международных военных офицеров, гражданских лиц и силовиков, чьи текущие или будущие обязанности предполагают борьбу с терроризмом.

  1. Раздел 2282 — Глобальная подготовка и оснащение (GT&E)

Министр обороны, с согласия государственного секретаря, в соответствии с разделом 2282 имеет право в целях наращивания потенциала иностранного государства, участвующего или оказывающего поддержку союзникам в целях реализации интересов национальной безопасности Соединенных Штатов, обеспечить партнера США оборудованием, провести обучающие мероприятия, мероприятия в сфере незначительного военного строительства, подготовки национальных вооруженных сил. Раздел 2282 может использоваться для наращивания потенциала иностранного государства в сфере национальной безопасности, военно-морских и пограничных сил, которые проводят контртеррористические операции.

  1. Спонсорская деятельность. Академические обмены/ Студенческая программа для обучения на базе Академий США.

Три академии Министерства обороны США (Военная академия США, Военно-морская Академия США, Академия ВВС США) проводят обучение по программам академического обмена различной продолжительности и содержания.

Авиационная программа лидерства (ALP) обеспечивает пилота преддипломной практикой для 15-20 иностранных студентов в год из менее развитых стран. Программа ВВС США длится от одного до двух лет, в зависимости от объема обучения английскому языку.

  1. Обмены

В соответствии со статьей 544 закона об иностранной помощи 1961 года, допускается, обмен иностранных военных без оплаты, если такое присутствие является частью международного соглашения. Эти международные соглашения предусматривают обмен студентами по принципу один-на-один на основе взаимности в каждом финансовом году между профессиональными военными учебными заведениями США и аналогичными учреждениями зарубежных стран и международными организациями.

БЕРЕГОВАЯ ОХРАНА США, структурно подчиненная Департаменту внутренней безопасности США, регулярно оказывает помощь другим федеральным агентствам, таким как Государственный департамент и Министерство обороны, посредством предоставления обучения и технической помощи. Предметные области обучения охватывают весь спектр деятельности береговой охраны США, включая морскую правоохранительную органов, поиск и спасение на море, защита морской среды, безопасность портов и морская безопасность.

Президент США может санкционировать обучение иностранных граждан на базе Академии береговой охраны США (USCGA), с разрешения секретаря соответствующего отдела, в котором Береговая Охрана работает. Количество иностранных USCGA курсантов не может превышать 36 в любой момент времени. Курсанты могут получить диплом бакалавра по одной из 8 специальностей.

Март 6, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели