Стартовал международный культурно-образовательный проект «Вечный Достоевский»
Наука и Культура

Стартовал международный культурно-образовательный проект «Вечный Достоевский»

17 февраля в Астрахани стартовал международный проект «Вечный Достоевский».  К циклу мероприятий, посвящённых 200-летию со дня рождения великого писателя, проявили интерес студенты, преподаватели и представители русских домов и центров русского языка и культуры из стран СНГ и дальнего зарубежья:  Азербайджана, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Казахстана,  Молдовы, Польши, Словакии, Туркменистана и Узбекистана, а также из регионов Российской Федерации.   Авторами и организаторами проекта выступили Центр международных исследований «Каспий-Евразия» , Астраханская областная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Астраханский государственный технический университет при поддержке Правительства Астраханской области, Агентства по делам молодежи Астраханской области, Центра поддержки деятельности НКО и гражданских инициатив Астраханской области и Фонда президентских грантов.

Русский язык и культура через тексты Достоевского

17 февраля состоялось первое мероприятие из цикла — онлайн-лекторий «Достоевский в 21 веке: читаем, изучаем, размышляем». Встреча была адресована преподавателям литературы и русского языка как иностранного в странах  СНГ и дальнего зарубежья, а также соотечественникам, проживающим за границей. Как отмечает руководитель Центра «Каспий-Евразия» Ксения Тюренкова, целью грантового проекта «Вечный Достоевский» является сохранение  языковой и культурной среды в русскоязычном пространстве в странах СНГ и дальнего зарубежья.

«Проект позволит создать единое социально-культурное пространство в рамках международной образовательной площадки для студентов, старшеклассников и преподавателей. Кроме того, «Вечный Достоевский» будет способствовать развитию и укреплению международного сотрудничества», — отмечают организаторы.

Одним из спикеров первого онлайн-лектория стала литературовед, критик, доктор филологических наук и заведующая отделом теории литературы ИМЛИ РАН, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН Татьяна Касаткина. Доклад эксперта был посвящён разбору романа «Преступление и наказание» с точки зрения евангельского сюжета и христианского начала в произведении. Татьяна Александровна дала интерпретацию сложнейших текстов Достоевского, выявив в нём библейские аллюзии. По мнению модератора мероприятия —  доцента кафедры русского языка Астраханского государственного технического университета   Дмитрия Бычкова – подобный взгляд на творчество великого писателя обогащает представление читателей о его произведениях. Тем более, если речь идёт о преподавании текстов Достоевского среди иностранных студентов. «Задача изучения текстов Достоевского на уроках русского языка как иностранного – одна из сложнейших», — подчеркнул Бычков.

 Великий классик и «русский бренд»

Современный подход к интерпретациям и изучению текстов Фёдора Михайловича представила доцент кафедры русского языка Астраханского государственного технического университета   Ольга Кряхтунова. Эксперт имеет большой опыт работы преподавания русского языка и литературы среди иностранных студентов. По её мнению, те, кто впечатляется образом России в романах Достоевского, зачастую стесняются давать ответы о том, как они понимают Россию и русскую культуру. «Многие иностранцы переносят события в сюжетах Достоевского в нашу жизнь», — подчеркивает Кряхтунова. Однако есть и другой взгляд на его творчество – более ироничный. К примеру, произведениям Достоевского посвящены выпуски турецких блогеров. Встречаются зарубежные психологи, которые приводят в качестве примера своих кейсов сюжеты из романов писателя. Существуют даже эмодзи на тему «Преступления и наказания», а также комиксы  и сборник рецептов от Достоевского. 

По мнению некоторых слушателей,  современные формы подачи текста, например, те же комиксы, могут неправильно преподать иностранцам русскую культуру. Однако эксперты заверили, что комиксы – лишь первая ступень изучения мира писателя. Они скорее заинтересуют молодое поколения  и подтолкнут к тому, чтобы прочитать его романы целиком.

«Достоевский стал неким брендом, которым можно привлечь внимание иностранцев. Его образ широко используется в маркетинговом пространстве», — резюмировала Ольга Кряхтунова, добавив, что всё-таки творчество Достоевского направлено к культурному диалогу, и его романы – над временем и пространством. 

Доклад Дмитрия Бычкова был посвящён мистицизму в творчестве великого классика. Как отметил эксперт, Достоевский ввёл в русскую литературу жанр мистического реализма. Бычков посоветовал коллегам читать и перечитывать тексты писателя, открывая для себя новые аллюзии и трактовки.

 «Вечный Достоевский» открывает новые горизонты для педагогов

Первое мероприятие в рамках проекта получило большой отклик от преподавателей русского языка и литературы за рубежом.

«Феномен Достоевского заключается в том, что он   рассказывает о человеческих судьбах без прикрас. Столько  лет прошло с тех пор, как его не стало, а  произведения писателя актуальны и сейчас. Проект «Вечный Достоевский» открывает для меня большие возможности для дальнейшего изучения творчества гениального писателя. Спасибо за такую возможность», — говорит  преподаватель кафедры русского языка и литературы Туркменского государственного педагогического университета Курмангуль Джумадурдыева.

«Мы часто с ребятами читаем тексты Достоевского, и это мероприятие во много обогатило мой опыт», — добавила руководитель Центра профессиональной ориентации из Актау Ирина Догаева.

«Мне писатель интересен как тонкий психолог, знаток человеческой души, а проект «Вечный Достоевский»   заинтересовал тем, что мы с учениками проводим исследование по произведениям писателя. Я уверена, что участие в нем  расширит наши познания, даст новые идеи для работы», — говорит учитель русского языка и литературы из Общеобразовательной школы села Максимовка Акмолинской области Республики Казахстан Ольга Жигалик.

 Следующий этап проекта – семинар по произведениям Фёдора Достоевского для школьников и студентов – состоится уже в начале марта.   «Мы также запускаем конкурс эссе для школьников и студентов на русском языке. Конкурс пройдёт с  21 февраля по 1 апреля. Участников ждёт  призы и подарки. Его победители будут  приглашены в качестве участников литературной эстафеты, приуроченной к международному дню книги», — сообщила участникам встречи Ксения Тюренкова.

Напомним, что проект проходит  в онлайн-формате с использованием подключений на платформе Zoom. Заявки на участие   принимаются по электронному адресу: caspian-eurasia@yandex.ru и по телефонам 89880701589, 89648878242

22 февраля, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели