Стартовал важный этап в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута
Геополитика и геоэкономика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Стартовал важный этап в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута

20 августа 2019 года в городе Тбилиси (Грузия) состоялось заседание рабочей группы по запуску регулярного фидерного сообщения (фидерной линии) между портами Батуми/Поти (Грузия) – Констанца (Румыния) в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (международное название – Middle Corridor). Ранее в текущем году заседания рабочей группы по данному проекту были проведены в июне в городе Нур-Султан (Казахстан) и в городе Констанца (Румыния).

Напомним, что «Транскаспийский  международный транспортный  маршрут» (ТМТМ) — это транспортный коридор, призванный связать Китай и Центральную Азию со странами Европы через акваторию Каспийского моря и территории прикаспийских государств, в частности Казахстана и Азербайджана.

В пресс-релизе Международной ассоциации ТМТМ отмечается, что участниками заседания в Тбилиси были обсуждены и окончательно согласованы технические и коммерческие аспекты проекта в портах Грузии и на контейнерных терминалах порта Констанца, на основании которых были выработаны тарифные ставки на перевозки контейнеров на будущей фидерной линии Батуми – Костанца – Батуми, а также определены сроки осуществления запуска фидерной линии.

Участники рабочей группы разработали и утвердили план действий по запуску регулярного фидерного сообщения, а также обсудили перспективные планы развития.

Первым судном, которое будет задействовано в целях обслуживания регулярного фидерного контейнерного сообщения Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута (Middle Corridor) на Черном море будет фидерное судно, принадлежащее ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство». Согласно планам, продолжительность рейса между портами Батуми и Констанца будет составлять 5 суток в одном направлении.

Запуск фидерного сообщения будет осуществлен в срок до 20 сентября 2019 года.

В качестве основных грузов на данной линии маршрута ТМТМ (Middle Corridor) ожидаются транзитные грузы по направлению Европа – Китай – Европа, а также экспортные и импортные грузы по направлению Европа – Центральная Азия – Европа. По ожиданиям участников рабочей группы запуск данного регулярного фидерного сообщения ТМТМ (Middle Corridor) существенно сократит сроки доставки грузов на участке Черного моря, сделает тарифные условия более привлекательными и в целом приведет к увеличению контейнерного грузопотока на маршруте. В дальнейшем, при существенном увеличении грузопотока участниками обсуждена возможность установления судна большей вместимости, а также дополнительных судов.

В связи с запуском фидерной линии между грузинскими и румынскими портами Коридор ТМТМ может получить существенный импульс для своего дальнейшего развития. Портал «Каспийский вестник» неоднократно писал о том, что, несмотря на значительные инвестиции прикаспийских государств в развитие своей портовой инфраструктуры, до настоящего времени грузопоток на данном маршруте не достиг значительного объёма. По итогам прошлого года участникам коридора удалось перевести немногим более 15 тыс. контейнеров TEU. При этом большая часть из них пришлась на перевозки из Центральной Азии в Европу, в то время как транзитные китайские грузы составили только несколько тысяч контейнеров. Такая ситуация естественно не может удовлетворять участников коридора, которые в связи с этим пытаются улучшить логистику перевозок грузов на данном маршруте. Запуск фидерного сообщения на Чёрном море – шаг именно в этом направлении.

Следует отметить, что особое значение развитию «ТМТМ-Middle Corridor» придают в Соединённых Штатах Америки. Очередным подтверждением этому служит свежая статья бывшего посла США в Азербайджане, а ныне члена правления американского мозгового центра «Каспийский политический центр» Роберта Секуты. В материале под названием «Срединный коридор через Евразию — стратегический и коммерческий альтернативный транспортный маршрут» (The Middle Corridor Across Eurasia — A Strategic and Commercial Alternative Transport Route) он  отмечает, что 6 июля этого года в Баку прибыла пробная железнодорожная партия товаров из Китая — последняя из ряда таких тестовых проверок, показывающая жизнеспособность нового транспортного маршрута через Евразию. Этот коридор, являющийся результатом сотен миллионов долларов инвестиций и расходов со стороны Азербайджана, Казахстана и других стран, обеспечивает наземный/морской маршрут, соединяющий Китай и Западную Европу, избегая пересечения территории России и Ирана, отмечает автор.

В статье бывший американский дипломат даёт несколько  расширенное толкование маршрута коридора, подключая к нему не только Казахстан и Азербайджан, но и Туркмению, а через неё Афганистан и далее Пакистан и Индию. Преимущества маршрута автор видит в том, что он предоставляет новое, более быстрое наземное соединение – 10 — 15 дней по сравнению с 45 днями по морю между Китаем и портами Западной Европы, что позволяет  новой железнодорожной, автомобильной и транскаспийской морской инфраструктуре повысить торговое и экономическое процветание в Большом Каспийском регионе – регионе, включающем Кавказ и Центральную Азию, а также Афганистан.

Значимость ТМТМ для Соединенных Штатов, по мнению Роберта Секуты, состоит в том, что с одной стороны коридор расширяет Северную распределительную сеть, которую НАТО использовала для доступа в Афганистан в качестве альтернативы территории Пакистана. С другой стороны новые маршруты предоставляют странам-участницам возможности для перевозки товаров на Запад, что положительно сказывается на их усилиях по стимулированию экономики и повышению стабильности. Кроме того, американский дипломат считает важным, что этому маршруту не может препятствовать Россия или Иран.

Чтобы конкурировать с транспортными маршрутами через Россию Роберт Секута рекомендует участникам ТМТМ привлекать внимание международного бизнеса, заключать долгосрочные деловые договоренности, упрощать таможенные и другие необходимые процедуры, проводить пиар-компании, показывающие, что этот маршрут быстрее, дешевле и более безопасный. Важным бывший американский дипломат также считает создание единого оператора перевозок, предлагающего единую цену.

Вместе с тем, несмотря на значительную поддержку развития ТМТМ со стороны Вашингтона, перспективы его дальнейшего развития пока представляются неопределёнными.

Специализированный портал по развитию бизнеса с Китаем – ChinaLogist, в статье посвящённой запуску фидерного сообщения на Чёрном море, справедливо отмечает, что хоть фидерное сообщение в Румынию и открывает один из самых коротких маршрутов Транскаспийского международного транспортного коридора в Европу,  его «ахиллесовой пятой» остается необходимость перегрузок, что увеличивает время в пути и добавляет риск возможного повреждения грузов.

Автор: Влад Кондратьев

29 августа, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели