Сто лет Евразийства: достижения и актуальность идей первых евразийцев сегодня
Геополитика и геоэкономика, Наука и Культура

Сто лет Евразийства: достижения и актуальность идей первых евразийцев сегодня

Как писал в своей знаменитой книге «Тысячелетие вокруг Каспия» Лев Николаевич Гумилев, он потратил половину своей жизни на изучение сердца Евразии – Циркумкаспийского бассейна, находящегося на перекрёстке истории ряда сопредельных стран — Внутренней Азии, Тибето-Памирского нагорья и Древней Руси, граничившей с северо-западом Великой степи.

Гумилёв был уверен, что степные народы Евразии, Русь и Туран имели свою культуру и традицию доблести и верности, не уступающую рыцарской Европе, мечтательной Индии и образованному Китаю. Разговоры о «дикости» тюркских кочевников и «отсталости» восточных славян, он считал  «хитрой выдумкой дипломатов эпохи крестовых походов, уцелевшей до ΧΧ века как обывательская клевета».

Таким образом, регион Каспийского моря, по мнению не только Гумилёва, но и множества других учёных – это сердцевинная часть Евразии, сердце оси, которая делит Евразию на Запад и Восток.

В этой связи представляется крайне интересным прошедшее 23 декабря в Общественной Палате Российской Федерации мероприятие — Первый Евразийский Геополитический форум им. П.Н. Савицкого, посвященный 100-летию со времени образования евразийского движения. В обсуждениях приняли участие философы, ученые, политологи и эксперты.

Как сообщает портал Геополитика.ру, на мероприятии главными темами стали оценка наследия евразийцев, применимость их идей в современной философии и политике, разбор главных концепций Савицкого, Трубецкого и других ключевых мыслителей, а также зарубежные аналоги евразийства и наследие Турана.

Организатор форума, руководитель администрации Международного «Евразийского движения» Леонид Савин открыл форум, отметив важность и актуальность тех идей и концепций, которые были разработаны основоположниками евразийства.

Александр Дугин, д. пол. н., председатель Высшего совета Международного «Евразийского движения», выступил с докладом о евразийстве как Идее-правительнице новой России”. «Евразийцы первыми предложили разработать некую альтернативную модель, симметричную англо-саксонской геополитике, где в центре находились бы интересы Land Power, — сказал он, — Представление Евразии как субъекта является достижением евразийской философии. Это делает евразийство по факту идеей-правительницей даже сегодня – осознанно или реактивно».

По словам Дугина, евразийство сегодня – это «наилучшая модель объяснения и прошлого (как минимум, столетнего, а то и глубже), и настоящего, и возможность предсказания, планирования, разграничения и творения будущего».

Д. филол. н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, зав. отделом музейно-экскурсионной работы Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова Анастасия Гачева в своем выступлении о становлении концепции совершенной идеократии подчеркнула важность глобальности идей евразийцев.

«Столетие евразийства ко многому обязывает, отметила она, — Мы понимаем, что это течение, которое, прежде всего, стремилось к тому, чтобы быть движущей силой и истории России, и, как заявляли лидеры евразийства, миростроительства… Течение евразийства было течением развивающимся, течением творческим – в этом, кстати, сила евразийства, потому что оно не было догматически застывшим и активно развивалось», — отметила Гачева.

Д. филос. н., профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС Игорь Кефели сделал акцент в своем докладе на переплетении советской цивилизации и евразийской идее как «двух историях длиною в век».

«Знаменательно, что период евразийства в нашей истории, который мы называем «неоевразийством», выступает этапом реализации многих идей, их внедрения в сознание и политическую практику… Пришло время полноправного использования того духовного, идейного наследия, которое было выработано за небольшой период времени, за столетие, — продолжил Кефели, — Сейчас это возрождается в полной мере». Он напомнил что ключевые политики (к примеру, глава МИД РФ Сергей Лавров) используют тезисы евразийцев в своих заявлениях.

К. филос. н., старший научный сотрудник Дом русского зарубежья Ксения Ермишина рассказала обратила внимание на идеи евразийства, которые остались во многом недооцененными, и сделала акцент в докладе на геополитической концепции «Остров Россия» В. Цимбурского и «Континент-океан» П. Савицкого.

«Около полувека, даже более того, идеи евразийства пылились на полках, и никто не ожидал, что они возродятся. Они ждали своего часа», — сказала она. Почему именно сейчас идеи зазвучали вновь? Старый мир нарушился, и это порождает творческую энергию, считает Ермишина. «Идеи Савицкого невероятно ценны и абсолютно актуальны сегодня – такое ощущение, что это было написано не 100 лет назад, а в наше время», — констатировала она.

Гендиректор Фонда мониторинга и прогнозирования, руководитель администрации Международного «Евразийского движения» Леонид Савин в своем докладе разобрал концепцию ритма П.Н. Савицкого. Были упомянуты его поэтические труды и их связь с научными исследованиями в области истории, географии и культуры. Савицкий много говорил о необходимости особого анализа ритма, связывая это с историческими событиями. Савин отметил, что «если мы посмотрим с позиции геополитики на то, что происходит в мире, какие интеграционные процессы идут на евразийском пространстве, или дезинтеграционные, мы можем адаптировать модель Петра Савицкого и его последователей, развивать его идею применения анализа ритма к историческим и геополитическим процессам».

Политолог Александр Бовдунов выступил с темой «Русское евразийство и его восточноевропейские аналоги 100 лет назад и сейчас (на примере Венгрии)». Он рассказал об интересе к Востоку в России и на Западе. «Когда мы осмысляем русское евразийство, нельзя забывать, что конкретное философское, политическое течение формируется в специфическом контексте русского Серебряного века с В. Соловьевым, его размышлениями о панмонголизме, Востоке… Эти фило-ориентальные коннотации, с одной стороны, могут расцениваться как выражение традиций русского мышления, народничества, славянофильства. С другой стороны, если мы посмотрим на то, что происходит в это же время, перед Первой Мировой войной и после, на Западе, то и здесь мы видим пробуждение специфического интереса к Востоку».

В качестве примера эксперт привел Венгрию, которая вместе с обращением к туранистской традиции превратилась из центрально-европейской страны евразийской державой.

К.ист.н., доцент (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) Максим Медоваров расширил тему Турана, рассказав об этом в контексте геополитических концепций евразийцев 20-30-х гг. ХХ в., а также о теориях пантюркистов. Он напомнил, что Савицкий писал предисловие к статье Никитина «Россия, Иран и Туран». «Этот вопрос был дискуссионным, он не был до конца решен ранними евразийцами и был предметом обсуждения — вопрос о том, как соотносится Россия и Евразия с Тураном и Ираном», — отметил Медоваров.

Историк напомнил о вопросе границ, которые с точки зрения классического евразийства нечеткость границ – это норма (например, между Европой и Азией), в связи с чем понятие Евразии также могло быть разным. «Евразийцы воспринимали Евразию в узком смысле (до степной зоны), в широком смысле (с Тураном, Крымом, Кавказом и Средней Азией) и Евразию в самом широком смысле, который позволял интегрировать еще и Иран. Эта идея мало известна, не была до конца ими самими развита, и сегодня она более чем актуальна».

Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз рассказал о славянском факторе евразийства, подчеркнув, что нельзя уходить полностью от славянского компонента в евразийской модели. По его оценке, корректно рассматривать славянское единство «не через излишнюю политизацию, которой накачали этот славянский фактор западные стратеги, а через культурный синтез».

«Евразийство стоит за возрождение органических общностей, а не искусстввенных, которые навязывают либеральные и западные концепты, — отметил Коровин, — Славянское единство можно рассмотреть (пока гипотетически) как фрагмент евразийской цивилизации для захода в Европу».

Д. ист.н., профессор кафедры теории и истории международных отношений РУДН Константин Курылев выступил с докладом «Между соперничеством и сотрудничеством: вызовы и возможности ЕАЭС и ИПИП», сделав акцент на перспективы российско-китайских отношений.

«В текущих условиях Россия не может себе позволить повторения ошибок 90-х годов, которые связаны с подчиненностью российских национальных интересов интересам коллективного Запада, — сказал Курылев, — В современных условиях формирования Китаем коллективного не-Запада Россия, развиваясь в данной парадигме, должна занять соответствующее ее масштабам место».

К. филос. н., политолог Владимир Киреев выступил на тему «Евразийство как большой проект для XXI века». «Сейчас вся политическая и экономическая мировая конструкция переживает фундаментальную трансформацию. На протяжении последних 200 лет лидирующие позиции занимали западные страны… Но это время заканчивается», — подчеркнул он. Также он обратил внимание на перспективы Восточной Европы, которая может раскрыть свой потенциал только в рамках евразийской цельной парадигмы, а не в отрыве от России, как она жила после распада СССР.

Начальник Федеральной сетевой ставки ЕСМ Евгений Балакин рассмотрел идею личности в евразийстве, вслед за классиками данного направления понимая ее как ключевую составляющую общественно-политической мысли. Особый акцент был сделан на русском понимании личности, из которого в политической плоскости, по мысли докладчика, напрямую следует теория многополярного мира.

Также была представлена книга Н.С. Трубецкого — первый том из полного собрания сочинений, выпуск которого в этом году начал ЕСМ.

Генеральный директор Центра арабо-евразийских исследований (ЦАЕИ) Амро Мохамед Абд Эль-Хамид (Египет) выступил с докладом по теме евразийства и арабского мира. Он отметил интерес к идеям неоевразийства внутри арабско-мусульманского сообщества, предложив укреплять сотрудничество между Россией и арабским миром.

Польский политолог Матеуш Пискорский представил доклад о восприятии идей евразийства, начиная с межвоенного периода и заканчивая современной эпохой. Несмотря на искажения и недопонимание со стороны польских толкователей евразийства, Пискорский выразил надежду, что в ближайшем будущем по теме евразийства в Польше удастся поставить точки над «и».

Представитель Евразийского движения в Сербии Бобана Анджелкович и ее коллега Деяна Кокотович представили доклад «Концепция реальности на Балканах и идеи классического евразийства», указав на ряд оценок евразийских авторов по поводу кризиса Европы, сравнив с нынешней ситуацией в регионе.

Завершающим выступлением стала презентация профессора Военного университета Юрия Матвиенко, где он акцентировал необходимость мер защиты и обороны евразийства (евразийской интеграции) от давления со стороны Запада, которое постоянно ведется против России и ее союзников, как правило, в форме войны иными средствами.

Подводя итоги, Леонид Савин поблагодарил всех участников и слушателей, отметив необходимость продолжения данного форума в следующем году.

Более подробно о вкладе Льва Гумилёва в изучение Каспия в следующей публикации портала «Каспийский вестник»:

Влад Кондратьев

8 января, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели