Стратегия США для Центральной Азии: значительная победа для региона — Р.Хоугланд
Геополитика и геоэкономика, Зарубежные материалы по Каспию

Стратегия США для Центральной Азии: значительная победа для региона — Р.Хоугланд

5 февраля Вашингтон опубликовал Стратегию национальной безопасности в Центральной Азии — United States Strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing Sovereignty and Economic Prosperity (Overview) (NSS-CA). На страницах интернет-сайта Каспийского политического центра – ведущего американского мозгового центра, занимающегося исследованиями политики, экономики и безопасности Каспийского региона опубликован анализ данного концептуального документа члена попечительского совета Центра, посла (в отставке) РИЧАРДА ХОУГЛАНДА (AMBASSADOR (RET.) RICHARD E. HOAGLAND).

В преамбуле к статье американский отставной дипломат позволяет себе не согласиться с критикой документа со стороны отдельных представителей внешнеполитических кругов Соединенных Штатов и экспер​​тного сообщества центрально-азиатских стран.

По мнению автора, внимательное прочтение публичного текста  показывает те тонкие изменения в американской политике, которые учитывают текущие реалии развития ситуации в этом стратегически важном регионе мира. Еще более важно то, что NSS-CA можно рассматривать как значительную «победу» для стран Центральной Азии, поскольку она констатирует сохранение полноценного участия и помощи США в эпоху, когда Соединенные Штаты отступают от своих обязательств в других частях мира.

Прежде чем рассмотреть некоторые важные элементы NSS-CA, Ричард Хоугланд приводит отдельные ключевые положения документа.

Цели:

Основной стратегический интерес Соединенных Штатов в этом регионе заключается в создании более стабильной и процветающей Центральной Азии, которая

  • может свободно реализовывать свои политические, экономические интересы и интересы безопасности в партнёрстве с различными «игроками» на своих условиях;
  • связана с мировыми рынками и открыта для международных инвестиций;
  • и имеет сильные, демократические институты, верховенство закона и уважение прав человека.

Стабильная и безопасная Центральная Азия вносит непосредственный вклад в усилия США по борьбе с терроризмом, поддержке региональной стабильности, обеспечению энергетической безопасности и повышению экономического процветания в регионе и за его пределами.

Новая Центрально-азиатская стратегия предполагает наличие некоторых констант из предыдущей стратегии в отношении ключевых событий в регионе, в том числе такие, как: «внутренний и трансграничный терроризм будет оставаться главной проблемой безопасности, а государства Центральной Азии будут продолжать сталкиваться с угрозами стабильности, такими как радикальный экстремизм, незаконный оборот наркотиков и информационная пропаганда».

Текущие направления политики:

  • поддерживать и укреплять суверенитет и независимость государств Центральной Азии как в отдельности, так и в региональном ключе;
  • содействовать уменьшению террористических угроз в Центральной Азии;
  • расширять и поддерживать стабильность в Афганистане;
  • поощрять развитие сотрудничества связь между Центральной Азией и Афганистаном;
  • содействовать обеспечению верховенства закона и соблюдения прав человека; 
  • содействовать привлечению американских инвестиций США в развитие Центральной Азии. 

Ожидаемые результаты:

Эффективная реализация этой стратегии поможет обеспечить становление Центральной Азии в качестве более стабильного и безопасного региона, углубляющего взаимодействие с США. Каждая страна должна проводить реформы, направленные на создание условий для привлечения международных инвестиций и укрепления демократических институтов. США со своей стороны будут работать над развитием связей региона с Европой через Кавказ, с Афганистаном и Южной Азией, а также с глобальными рынками. Вашингтон поможет странам укрепить их экономический и политический суверенитет, развить более глубокую устойчивость и повысить их готовность и способность сотрудничать друг с другом в областях, представляющих взаимный интерес. Успешное участие США в Центральной Азии также будет способствовать реализации  собственных интересов национальной безопасности и защите американских граждан и интересов за рубежом. Тесные отношения и сотрудничество со всеми пятью странами будут способствовать продвижению ценностей США и послужат противовесом влиянию соседей по региону. Наконец, расширение возможностей для бизнеса в США будет способствовать экономическому процветанию в регионе, а также поддержит занятость и промышленность в Соединенных Штатах.

Чтобы понять, почему и как Вашингтон разработал эту текущую политику, Ричард Хоугланд предлагает прежде всего признать, что политика США в отношении Центральной Азии была удивительно последовательной, с момента получения этими странами независимости после распада Советского Союза в декабре 1991 года. С самого начала политика США была направлена на поддержку и защиту суверенитета, независимости и территориальной целостности стран Центральной Азии. В тоже время, недавние действия России в Крыму и на Украине вызвали беспокойство в правительствах стран Центральной Азии. Однако Россия — не единственная региональная сила, за которой центральноазиатские государства пристально следят. Китай тоже находится в их «списке наблюдения».

Сильный партнер в  многовекторной внешней политике региона

Казахстан был первым государством в Центральной Азии, провозгласившим «многовекторную внешнюю политику», с помощью которой он стремится поддерживать позитивные отношения с четырьмя ключевыми мировыми державами: Россией, Китаем, Европейским союзом и США. Другие четыре страны региона также обычно используют эту политику.

Россия является неизбежным партнером для региона. Присутствие Москвы в Средней Азии начинается со времен царской империи и советского периода. Действительно, пять государств Центральной Азии были Советскими Социалистическими Республиками до распада Советского Союза. По сей день Россия ощущает «катастрофу» распада Советского Союза. Президент Путин давно объявил Центральную Азию частью российской «сферы влияния». Иногда он заходит так далеко, что называет регион «исключительной сферой влияния». Русский — по-прежнему  объединяющий язык для региона, а российские средства массовой информации, особенно телевидение и радио, наполняют регион новостями и информацией, в том числе искаженными и ложными, особенно по отношению к Соединенным Штатам. Неизбежный факт, что каждое центрально-азиатское государство будет иметь тесные контакты  с Россией. Но в то же время все они хотят избежать удушающих объятий «Медведя с Севера».

Как и Россия, Китай имеет общую границу с регионом, и Пекин, безусловно, не согласится с тем, что Центральная Азия является «исключительной сферой влияния» Москвы. До 2013 года мировое сообщество рассматривало интересы Китая к Центральной Азии как обоснованные и мягкие, заключающиеся в получении доступа к природным ресурсам, особенно углеводородам, а также аренде сельскохозяйственных угодий, главным образом в Казахстане, чтобы прокормить свое огромное население. Это изменилось осенью 2013 года, когда президент Китая Си объявил в Назарбаев Университете в Казахстане то, что сегодня именуют, как Инициативу «Пояс и Путь». В последующие годы Китай развернул мощную «мягкую силу» в регионе, реализовав инфраструктурные и промышленные инвестиционные проекты, а также выдачу десятков тысяч стипендий молодым жителям Центральной Азии для их обучения в Китае. Государства Центральной Азии приветствуют интерес и инвестиции Китая, но проявляют осторожность из-за хищнического кредитования Пекина при финансировании своих проектов,  а также из-за того, что за мягкой силой почти всегда следует жесткая сила. Наступит момент, когда столицам Центральной Азии — и, конечно, Москве — придется решать, будут ли они терпеть китайские «сапоги на земле» Центральной Азии.

Реальность Афганистана

Со времени обнародования Стратегии национальной безопасности в Центральной Азии 5 февраля, постоянная критика документа, как в Центральной Азии, так и в самом Вашингтоне, заключается в том, что Соединенные Штаты якобы видят Центральную Азию только сквозь призму Афганистана. На самом деле, это неизбежно, так как Соединенные Штаты должны учитывать фактор Афганистана в своей политике в регионе. Во-первых, сам Афганистан является географически и исторически частью Центральной Азии. Великий шелковый путь средневековья прошел от Китая до Европы через территории, которые теперь включают в себя как государства Центральной Азии, так  и  Афганистан. Кроме того, в декларации МТО ИГИЛ  (запрещено в России) и её Хорасанского халифата основное внимание уделяется Центральной Азии  и Афганистану.

Но современная политика США в регионе определяется не только участием в Афганистане. Цель Вашингтона состоит в том, чтобы предложить пяти центральноазиатским государствам себя как стратегического партнера и создать как для отдельных стран, так и для региона условия, которые улучшат их взаимное сотрудничество и процветание их граждан.

Сильная поддержка развития регионального сотрудничества

Есть еще один элемент NSS-CA, который является новым и действительно значимым. Посмотрите еще раз на первую политическую цель: «Поддерживать и укреплять суверенитет и независимость государств Центральной Азии как в отдельности, так и в региональном ключе».  Этими словами Вашингтон признает формирование долгожданной новой среды в Центральной Азии – региональной. После смерти президента Узбекистана Каримова и избрания президента Мирзиёева Узбекистан, который когда-то был изоляционистским государством, а по сути, все еще советским, начал работать над осуществлением крайне необходимых политических и экономических реформ и открытием некогда закрытых дверей для сотрудничества со своими непосредственными соседями из Центральной Азии. Это привело к саммитам и другим встречам на высшем уровне в регионе  без присутствия каких-либо внешних сил.  

Понятно также, что пять стран начинают изучать возможность формирования своего рода регионального блока, возможно, как политического, так и экономического. Если это произойдет, это ослабит возможности Москвы и Пекина вмешиваться в дела региона и настраивать одну столицу против другой. Кроме этого развитие региональной идентичности улучшит благосостояние народов региона. Вашингтон не намерен говорить государствам Центральной Азии, что им надлежит делать, но цели его политики ясны: Соединенные Штаты приветствуют развитие регионального сотрудничества и найдут подходящие способы его поощрения и поддержки.

14 марта, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Версия для компьютера | Переключить на мобильную версию
Перейти к верхней панели