Строительство Большого Финансового Шёлкового пути: опыт Казахстана
Аналитика, Зарубежные материалы по Каспию, Колонка редактора

Строительство Большого Финансового Шёлкового пути: опыт Казахстана

Редакция портала «Каспийский вестник» публикует перевод статьи доктора философии, приглашенного профессора Казахстанского Национального университета имени Аль-Фараби Рафиса Абазова, опубликованной на аналитическом портале Института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения Шелкового пути — Объединенного центра, связанного с Советом по внешней политике США в Вашингтоне.

В статье под названием «Строительство большого финансового Шёлкового пути» (Building the Great Financial Silk Road: Hub by Hub) автор анализирует значение для региональной интеграции в Центральной Азии открытия международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Как пишет автор в преамбуле к статье, в случае успеха МФЦА может способствовать диверсификации финансовых ресурсов для национальных и международных проектов Казахстана. Благодаря его надлежащей реализации правительство Казахстана может разработать инструмент для улучшения сотрудничества с соседними странами в Центральной Азии в промышленном, сельскохозяйственном и туристическом секторах, сделав Центрально-Азиатский участок Шелкового пути более привлекательным для бизнеса и финансовых сделок. Кроме того, Центр в случае привлечения достаточно объёма финансовых ресурсов от крупных международных игроков может стать реальным финансовым хабом не только для Казахстана и Центральной Азии, но и для всего Евразийского региона.

Справочная информация: МФЦА создан в связи с необходимостью активизации экономического сотрудничества и технологического обмена, превращения среднеазиатских рынков в рынки так называемого «Шелкового пути». Действительно, на протяжении почти двух десятилетий политики Казахстана и Центральной Азии говорили о необходимости стимулирования региональной экономической интеграции, особенно в области региональной и международной инфраструктуры. Тем не менее, несмотря на долгую историю эффективного сотрудничества стран региона в XX веке и очевидную необходимость переформатирования национальных проектов в в региональные, политическая воля и совместные декларации не привели к конкретным крупномасштабным совместным региональным проектам или совместным предприятиям. Главным препятствием, среди прочего, часто является отсутствие достаточного капитала и финансовых ресурсов для финансирования таких проектов.

Возглавляемая Китаем программа Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) может стать решением, предусматривающим финансирование нескольких крупномасштабных инфраструктурных проектов, связывающих Китай с Европой через Казахстан. Кроме того, Пекин предложил несколько займов правительству Казахстана в трудные годы, когда снижались доходы от продажи нефти, а также активно участвовал в программе приватизации, инвестировав в течение последних пяти лет около 28 миллиардов долларов США. Программа «Один пояс, один путь» (OПОП) и Азиатский Международный Банк инфраструктуры (AIIB) помогли создать фонд для финансирования некоторых проектов в регионе. Однако эти инициативы в большей степени ориентированы на ряд инфраструктурных мегапроектов и в меньшей степени на работу с институтами частного сектора, такими как множество так называемых «бамбуковых капиталистов» — представителей малого и среднего бизнеса.

Последствия: значительный рост китайского присутствия в казахстанской экономике и финансовой системе подтолкнул Астану к принятию ряда шагов в направлении диверсификации своего портфеля международных инвесторов. В то время как правительство Казахстана приветствует инвестиции в инфраструктуру и развитие бизнеса со своими китайскими коллегами, Астана четко выделила свое стремление к диверсификации инвестиций, созданию своей собственной, конкурентоспособной на международном уровне финансовой системы и привлечению капитала непосредственно на международных финансовых рынках.

На протяжении почти трех лет команда казахстанских государственных чиновников и местных и международных экспертов тесно сотрудничала с рядом международных и транснациональных финансовых институтов, таких как NASDAQ, Шанхайская Фондовая биржа, Лондонская Фондовая биржа и многие другие, чтобы разработать уникальный проект – МФЦА. Они разработали исключительную систему регулирования, которая, среди прочего, внесла изменения в национальную Конституцию, инвестировав почти 400 миллионов долларов США в финансирование и крупные передачи бизнес-пространства МФЦА. Подготовительная работа группы включала три основных аспекта дополнительных изменений в законодательстве.

Во-первых, все функционирование и вся деятельность центра будут находиться вне правового регулирования Казахстана, и будут вестись в соответствии с британским законодательством. Во-вторых, вводится специальная система преференций и правил в области налогообложения, обмена валюты и движения валют, а также специальный визовый иммиграционный статус для МФЦА. В-третьих, готовность Астаны продолжить национальную программу приватизации с использованием платформы МФЦА. С этой целью правительство взяло на себя обязательство провести в течение следующих нескольких лет первоначальные публичные предложения (IPO) на сумму более 34 миллиардов долларов США, включая приватизацию таких национальных ювелирных изделий, как «Самрук-Энерго», «Каз-пост», а также приватизацию крупных предприятий, находящихся в настоящее время под контролем Министерства транспорта и Министерства энергетики.

Управляющая команда МФЦА приложила все усилия для продвижения своего имиджа, запустив глобальную информационную кампанию и организовав серию конференций и семинаров в Астане в течение 2017 и 2018 годов. Кампания привлекла внимание финансовых топ-игроков из США, таких как NASDAQ и Goldman Sachs, которые согласились работать со своими партнерами в Казахстане над концептуализацией и созданием МФЦА.

Правительство Казахстана предполагает, что благодаря сотрудничеству с ведущими международными партнерами МФЦА получит доступ к новейшим технологиям и ноу-хау в работе с различными финансовыми инструментами на национальном, региональном и глобальном уровнях. Это особенно важно, так как Казахстан начал новый раунд реформ, получивший название «индустриализация 4.0», переходя к экономике, ориентированной на предоставление услуг, и представляет себя финансовым центром для соседних стран в Центральной Азии, на Кавказе и даже на Ближнем Востоке.

Однако мнения казахстанских экспертов по МФЦА разделились. Некоторые считают, что Центр имеет потенциал, чтобы стать одним из основных столпов на Шелковом пути и выступать в качестве финансового моста между Китаем и Европой. Например, директор МФЦА по управлению активами Тимур Онжанов заявил, что организация может стать одним из ключевых финансовых институтов на «Шёлковом пути», привлекая от 4 до 10 миллиардов долларов финансового капитала за счет привлечения прямых иностранных инвестиций, международных облигаций и других форм финансирования. Другие поднимают вопросы о жизнеспособности всего проекта и о необходимости переоценки финансовых, политических и технологических рисков, связанных с тем, что МФЦА становится конкурентоспособным финансовым центром, способным бросить вызов давно созданным финансовым институтам в Шанхае, Пекине и Москве.

Вывод: в этой связи, Астана должна играть ведущую роль в преодолении «экономического национализма» и развивать более тесное сотрудничество с соседними Кыргызстаном, Туркменистаном и Узбекистаном. И наконец, что еще более важно, правительству Казахстана следует переосмыслить нынешнюю форму регионализма, принимая во внимание новые реалии и тенденции, возникающие после завершения крупных инфраструктурных проектов ЭПШП и отхода от экономического развития, определяемого экспортом сырьевых товаров. Казахстан также должен обучить новый класс финансовых управленцев как из Казахстана, так и из стран Центральной Азии, которые могли бы стать профессионалами, способными работать с финансовыми инструментами, управленять активами не только отдельных государств, но и региональных проектов. Кроме того, успех МФЦА будет заключаться в его способности развивать эффективные рабочие отношения не только с крупными международными игроками, но и с международными малыми и средними предприятиями (МСП), способными привлекать технологии и инвестиции, создавать рабочие места и перемещать товары и услуги.

БИОГРАФИЯ АВТОРА

Рафис Абазов, доктор философии, является приглашенным профессором Казахстанского Национального университета имени Аль-Фараби и директором Института устойчивого развития имени Пан Ги Муна. Автор книг о формировании постсоветской международной политики в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане (1999), культуре и обычаях Средней Азии (2007), истории Великой Степи (2013) и некоторые других. Награжден стипендией IREX 2010-2011 EPS (титул VIII программы) за исследования по реформам государственной политики в Казахстане.

Фото МФЦА. Источник: en.egemen.kz

Октябрь 23, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели