Девятый саммит Организации тюркских государств – каспийские аспекты и экспертные оценки
Повестка дня

Девятый саммит Организации тюркских государств – каспийские аспекты и экспертные оценки

11 ноября 2022 года состоялся Девятый саммит Организации тюркских государств (ОТГ), организованный Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиеевым.

В саммите приняли участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, председатель Халк Маслахаты Милли Генгеша (парламента) Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и Генеральный секретарь Организации тюркских государств Багдад Амреев.

В официальном пресс-релизе по итогам саммита отмечается, что лидеры стран ОТГ подчеркнули твердую приверженность государств-членов и государств-наблюдателей тюркской интеграции и Видению Тюркского мира 2040.

Основными темами повестки дня, среди прочего, были решения и подписание протокола о внесении изменений в Нахчыванское соглашение, Стратегия Организации тюркских государств на 2022-2026 годы, Стратегия содействия торговле Организации тюркских государств, Соглашение о создании упрощенного таможенного коридора, Соглашение о международных комбинированных грузовых перевозках, Программа развития транспортного сообщения, Меморандум о взаимопонимании между соответствующими учреждениями государств-членов Организации тюркских государств о цифровых кадровых системах, и Стратегия содействия торговле Организации тюркских государств.

В дополнение к пунктам повестки дня лидеры также обсудили последние региональные и международные события и приняли решения по ряду важных вопросов, касающихся будущего Организации.

Одним из решений Саммита стало создание Тюркского инвестиционного фонда, который призван предоставить необходимые ресурсы для экономик стран-членов и государств-наблюдателей ОТГ и поможет построить более прочную тюркскую финансовую интеграцию.

Самаркандский саммит ознаменовал окончание мандата Багдада Амреева на посту Генерального секретаря Организации тюркских государств. Специальным решением глав государств Багдад Амреев был назначен президентом почти созданного Тюркского инвестиционного фонда. Новым секретарём ОТГ стал посол Кыргызской Республики в Турецкой Республике Кубанычбек Омуралиев.

На саммите председательство в Организации было передано от Турции Узбекистану, а главы государств приняли Самаркандскую декларацию. Лидеры также решили провести следующий саммит в Казахстане в 2023 году.

Применительно к каспийской тематике в принятой декларации страны-участницы ОТГ приветствовали успех первой трехсторонней встречи министров иностранных дел и министров, отвечающих за транспорт Азербайджана-Казахстана-Турции 27 июня 2022 года в Баку, встречу министров иностранных дел, торговли/экономики и транспорта Азербайджана-Турции-Узбекистана 2 августа 2022 года в Ташкенте для укрепления региональных связей за счет использования потенциала Транс-Каспийского международного коридора Восток-Запад, а также в целом расширение торговых отношений и укрепление существующего сотрудничества по региональным и международным вопросам (п. 8).

В п. 33 декларации стороны высоко оценили подписание «Соглашения о международных комбинированных грузовых перевозках между Государствами — членами Организации тюркских государств» и «Программы транспортного соединения», как важный шаг для облегчения транспортных операций по Транскаспийскому международному маршруту Восток-Запад – «Среднему коридору», для укрепления транспортного сотрудничества между государствами-членами и государствами-наблюдателями.

В п. 34 отмечена важность дальнейшего развития сотрудничества для увеличения инфраструктуры вдоль «Среднего коридора», а также цифровизации транспортных, пограничных и таможенных процедур для увеличения транзитного потенциала маршрута и его интеграции в региональные и международные транспортные системы.

В п. 41 участники ОТГ призвали продолжить реализацию проекта «Караван-сарай», который повысит конкурентоспособность и привлекательность Транскаспийского международного коридора Восток-Запад за счет обеспечения бесперебойной работы таможенно-пограничных пунктов пропуска.

В п. 48 стороны подчеркнули важность Транс-Каспийского проекта волоконно-оптической инфраструктуры в рамках проекта Цифровой шелковый путь, который укрепит сотрудничество между государствами-членами и отметили, что продолжат мероприятия по совершенствованию ИТ-инфраструктуры при реализации данного проекта.

Подводя итоги Самаркандского саммита, следует привести мнения экспертов, которые довольно неоднозначно оценили прошедшее мероприятия.

Ведущий научный сотрудник Центра евроазиатских исследований ИМИ МГИМО МИД России и профессор СПбГУ Александр Князев в своём телеграм-канале «Восточное ревю с Александром Князевым» отметил, что по сути Турция претерпела фиаско на прошедшем саммите Организации тюркских государств.

«Мевлет Чавушоглу все испортил своими заявлениями о принятии непризнанного Северного Кипра наблюдателем в ОТГ, впрочем, в трансляции своих розовых мечтаний как о чем-то свершившемся он был замечен и ранее. Например, в прошлом году, когда заявлял о полноценном вступлении в ОТГ Туркмении (с трудом согласившейся на статус наблюдателя), президент которой на нынешний саммит даже не приехал», — пояснил российский ученый.

Об этом, по оценке Князева свидетельствует выступление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, который в своём выступлении отметил, что Казахстан «не приветствует даже предоставление статуса наблюдателя в Организации тюркских государств таким спорным территориям, как Северный Кипр».

«Все это в текущем режиме подтверждает и ранее понятное: как эйфории пантюркистов, так и алармизмы их противников бессмысленны. Мало того, что турецкое влияние в Центральной Азии имеет вполне очевидные пределы и оно рядом не стояло с возможностями России и Китая. Казахстан в своей внешнеполитической концепции заявляет о своих претензиях на региональное лидерство. Узбекистан в реальности движется к таковому, хотя и не факт, что достигнет. Так что, из числа, желающих интегрироваться в тюркское единство под руководством Анкары, остается только Киргизия, да и то, просто для получения тех или иных преференций от Турции», — считает профессор СПбГУ.

Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин солидарен с Александром Князевым и подчёркивает в этой связи некоторые особенности такого инициированного Турцией формата сотрудничества, как ОТГ.

«Очевидно, что помимо достаточно условной культурной, исторической и языковой близости между Турцией и странами-участницами ОТГ (за исключением, Азербайджана, который действительно в языковом и этническом плане близок к Турции), их на данном этапе не так много что объединяет. Так, например, узбекский президент Шавкат Мирзиеев в своем выступлении отметил, что торговля между странами ОТГ занимает лишь 4% от их внешнеторгового оборота. Это означает, что в экономическом плане страны не имеют серьёзной базы серьезного сближения и интеграции, тем более ее участники и так уже являются членами других интеграционных проектов, в частности, ЕАЭС», — пишет в своём телеграм-канале Станислав Притчин.

Вместе с тем, эксперт отмечает, что, несмотря на все эти слабые места, Турция в общественном и экспертном сознании воспринимается чуть ли не как равный крупнейшим и традиционным для Центральной Азии внешним партнерам России, КНР и Западу.

Секрет успешности такого турецкого подхода, на взгляд эксперта состоит в следующем:

— Одной из ключевых причин успеха Турции является ее геополитическая «комфортность». Она заключается в том, что в отличие от своих геополитических конкурентов выстраивает отношения с региональными игроками на «равноправной» основе, и эта основа якобы не имеет никаких скрытых требований в обмен на свое партнерство. В реальности ситуация не столь красивая. Турция в обмен на любую свою «союзническую» поддержку всегда требует выполнение своих условий. Это видно по тому, как Анкара сумела капитализировать свою поддержку Баку во второй карабахской войне в виде подрядов на восстановление освобожденных территорий, или как в Киргизии добилась закрытия гюленовских колледжей и выдачи ее руководителей в обмен на поставки дронов. Увы, медиа стран ОТГ предпочитают давать лишь комплиментарные новости в отношении Турции, игнорируя не всегда приятные факты для своих стран.

— В экономическом плане объединяющим стержнем ОТГ, которым Турция умело пользуется, является потребность стран Центральной Азии в более эффективных транспортных связях с мировой экономикой. Дело в  том, что выгодное геостратегическое положение Центральной Азии в центре Евразии имеет оборотную сторону – удаленность от основных транспортных коридоров и Мирового океана. Это в свою очередь создает запрос на развитие логистических маршрутов. Как и в 90-е годы Турция рекламирует свои транзитные возможности, призывая партнеров строить дороги и порты, чтобы направить товарные потоки через ее территорию, при этом она крайне пассивна в инвестировании в инфраструктурные проекты за рубежом и не готова выступать спонсором крупных проектов.

 — Достаточно успешна Турция в реализации малых экономических проектов. Так, не имея инвестиционных возможностей Китая и России турецкий бизнес фокусируется на небольших подрядных, строительных проектах, умело лоббируя свои интересы на уровне бизнес-ассоциаций, торговых палат. Крайне активна Турция в образовательной сфере, используя запрос центральноазиатских стран на качественное и недорогое среднее и высшее образование.

«Ну и, пожалуй, один из важнейших элементов турецкой стратегии – проактивная информационная политика, которая создает крайне позитивный имидж Турции в регионе, далекий впрочем от реальной картины. Возвращаясь к итогам саммита в Самарканде, его можно назвать успешным лишь условно. Список одобренных  документов не дает основание говорить о прорыве в работе ОТГ. Инвестиционный фонд размером в 500 млн. долларов, договоренность о котором была достигнута во время саммита, слишком мал для серьезных амбиций и масштаба организации и стоящих на повестке проектов. Также, несмотря, на все попытки Анкары не удалось склонить Туркмению к полноценному членству, она так и осталась наблюдателем», — резюмирует российский эксперт.

Подготовил Влад Кондратьев

13 ноября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели