Экспортные перевозки из Казахстана по Транскаспийскому маршруту выросли в 7,9 раз
Каспийский транзит

Экспортные перевозки из Казахстана по Транскаспийскому маршруту выросли в 7,9 раз

Заседание Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (Средний коридор, ТМТМ) состоялось в Тбилиси под председательством главы АО «Национальная компания «Қазахстан Темир Жолы» Нурлана Сауранбаева. Встречу провела Грузинская железная дорога 20-21 октября, а TCDD Taşımacılık A.Ş.

В мероприятии приняли участие представители Азербайджанской, Казахстанской, Румынской, Польских железных дорог и портовые операторы Каспийского моря, Алятской, Актауской, Бакинской портовой эксплуатационной дирекции и другие члены, особенно Генеральная дирекция.

С приветственной речью выступил вице премьер-министр — министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили.

Участники заседания заслушали отчет о работе ассоциации, отметив общую положительную динамику перевозок на маршруте и его возросшую роль при обеспечении транзитных потоков между Европой, Центральной Азией и Китаем.

Отмечено, что благодаря общим усилиям членов ассоциации, объем перевозок грузов по маршруту ТМТМ за 9 месяцев 2022 года вырос в 2,7 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, составив 1 млн. 84 тыс. тонн.

Большая доля роста пришлась на экспорт. Объем экспортных перевозок из Казахстана по маршруту вырос в 7,9 раз.

Главный транспортный вектор этого года для АО «НК «КТЖ» и правительства страны в целом – раскрытие потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ или Middle Corridor). В текущей мировой ситуации для сохранения конкурентоспособности продукции казахстанских производителей и выполнения экспортных контрактов задача является архиважной.

Участниками выработан ряд мер для обеспечения дальнейшего роста объемов контейнерных перевозок по Среднему коридору и предоставлению благоприятных условий на маршруте.

Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут (ТМТМ) пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и Черное море далее в страны Европы. Членами Ассоциации «ТМТМ» являются 20 компаний, включая ж/д администрации, порты, судоходные и логистические компании из 8 стран.

После встречи состоялась церемония подписания, на которой TCDD Transportation представляли генеральный директор TCDD Transportation Уфук Ялчин, заместитель генерального директора Четин Алтун, начальник отдела грузовых перевозок Наджи Озчелик и заместитель регионального менеджера Сиваса Абдулла Юджел.

Развитие коридора

За пять лет – с начала 2017-го и на начало текущего года — по данному маршруту было перевезено более 3,9 млн. тонн внешнеторговых грузов. 2,1 млн тонн из них — казахстанские экспортные грузы.

Сегодня, в связи с ситуацией в мире, на этот маршрут ориентируется и значительная часть грузопотока казахстанского экспорта – продукты нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, зерновые и другие грузы.

Как ранее говорил генеральный секретарь Ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов, объемы перевозок по маршруту из года в год растут в разы.

«По итогам прошлого года грузооборот составил 700 тыс. тонн. А на этот год заявляются 10,5 млн. тонн грузов. И эти объемы нам нужно освоить. Поэтому страны-участницы форсируют развитие маршрута», – объяснил генеральный секретарь Ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов.

Напомним, что весной текущего года в Казахстане побывала официальная делегация Азербайджана. Участники встречи обсуждали возможности расширения пропускной способности ТМТМ, решение технических сложностей на высокогорном участке железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (Азербайджан принял решение дополнительно помочь Грузии финансами в строительство данного участка, сдерживающего использование магистрали в полную силу), а также использование логистических возможностей нефтяного терминала азербайджанской компании SOCAR в грузинском порту Кулеви.

Азербайджан на своей территории также ведет активное развитие маршрута, намерен сделать новое ответвление – Зангезурский коридор, который пройдет по югу Азербайджана через Армению с выходом на Турцию. Через 3-5 лет, при интенсивном строительстве, это направление даст ТМТМ значительное увеличение пропускной способности.

Как ранее сообщалось, 18 апреля текущего года был запущен новый сервис в рамках ТМТМ – фидерное сообщение Поти-Констанца на Черном море, вместимостью 400 ДФЭ.

Казахстанские действующие сервисы — паромная переправа, которая связывает каспийские порты Курык (Казахстан) и Алят (Азербайджан) и фидерное сообщение между портами Баку и Актау, также получат дополнительное развитие.

По информации управляющего директора КТЖ Ерлана Койшыбаева, в этом году с двух до шести будет увеличено количество фидерных судов, для чего на Каспийском море открываются новые порты. Новая ветка фидерного сообщения свяжет Актауский морской северный терминал и порт Говсаны в Азербайджане.

Заявлено и о форсированном строительстве контейнерного хаба в порту Актау с привлечением механизма государственно-частного партнерства, с серьезными мощностями по накоплению и сортировке контейнеров. Под хаб выделено 19 га земли.

Также стало известно, что о своем интересе к участию в проекте ТМТМ в качестве ассоциированных членов сообщили несколько швейцарских логистических компаний.

Единый оператор в рамках СП

Следуя мировой тенденции, участники проекта делают ставку на развитие движения контейнерных поездов. В 2021 году по Транскаспийскому транспортному коридору их пропущено 122.

Регулярный мультимодальный транспортный сервис    осуществляется по утвержденным комплексным тарифным ставкам. Участники проекта рассматривают и утверждают их на предстоящий фрахтовый год, после чего они становятся обязательными для исполнения всеми операторами перевозок.  При этом, как говорит Гайдар Абдикеримов, на конкурентоспособности ТМТМ и росте экспортных грузоперевозок во многом сказалась инициатива АО «НК «КТЖ» предоставить благоприятные тарифные условия на перевозку через Казахстан грузов в контейнерах, а также нефтепродуктов, минеральных удобрений, металлов, продукции сельского хозяйства и ряда других грузов.

Еще один плюс данного международного маршрута для грузоперевозчиков – обеспечение оперативного диспетчерского управления. В рамках ТМТМ функционирует виртуальный диспетчерский центр, куда входят ответственные работники от железных дорог и логистических операторов перевозок Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, а также Исполнительного органа Международной Ассоциации ТМТМ. Участники центра ежедневно обмениваются информацией о передвижении и дислокации контейнерных поездов на маршруте ТМТМ и оперативно решают вопросы, возникающие в процессе перевозок, вплоть до ускорения транзитных таможенных процедур.

В конце марта в Алматы прошло очередное заседание экспертной рабочей группы по развитию данного международного транспортного коридора. В связи с резко выросшим спросом на грузоперевозки, участники Ассоциации приняли решение ускорить создание единого логистического оператора в рамках совместного предприятия.

Как ранее заявлял генеральный секретарь Ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) Гайдар Абдикеримов, совместное предприятие Middle Corridor между Грузией, Азербайджаном, Турцией и Казахстаном официально заработает в начале или середине 2023 года.

«Одним из главных приоритетов нашего сотрудничества на ближайшее время является повышение конкурентного преимущества железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс (БТК) в евроазиатских перевозках и увеличение пропускной способности этой линии. От того, как быстро удастся ликвидировать это «узкое место» зависит, насколько быстро маршрут выйдет на расчетный максимум грузоперевозок», –  рассказал генеральный секретарь Ассоциации Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) Гайдар Абдикеримов.

В свою очередь управляющий директор по логистике АО «НК «КТЖ» Ерлан Койшыбаев говорил, что единое управление транспортными потоками ускорит работу с грузами, упростит документооборот и максимально оптимизирует время движения контейнерных поездов по маршруту.

«В текущей мировой ситуации, своевременная доставка грузов – это уже не просто вопрос логистики, но и жизнеспособности предприятий, которые дают работу в том числе и сотням тысяч казахстанцев. Компания «Қазақстан темір жолы» делает все возможное для того, чтобы минимизировать бизнесу последствия разрыва традиционных маршрутов доставки и переход на новые», — говорит управляющий директор по логистике АО «НК «КТЖ» Ерлан Койшыбаев.

Напомним, что в апреле текущего года между АО «НК «ҚТЖ» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» было подписано Соглашение о сотрудничестве в области логистики и реализации совместных проектов в рамках развития ТМТМ.

Стоит отметить, максимальная реализация транзитного потенциала страны через интеграцию национальной транспортной системы в мировую транспортную сеть – такая задача, как первоочередная, поставлена перед транспортной отраслью президентом Казахстана.

Наталья БУТЫРИНА

3 ноября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели