Евразийский банк развития опубликовал доклад о перспективах МТК «Север-Юг»
Каспийский транзит

Евразийский банк развития опубликовал доклад о перспективах МТК «Север-Юг»

26 октября 2022 года Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал доклад «Международный транспортный коридор „Север — Юг“: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура». Цель исследования — оценка инвестиционного потенциала этого международного транспортного коридора (МТК), идентификация препятствующих его развитию барьеров и выработка рекомендаций по их устранению.

В пресс-релизе ЕАБР отмечается, что МТК «Север — Юг» — ключевой элемент транспортного каркаса Евразии. Он сопрягается с большинством широтных евроазиатских транспортных маршрутов. Роль коридора существенно возрастает в условиях формирования «новой логистики». Он обеспечивает кратчайшие расстояния перевозок грузов между странами ЕАЭС и Южной Азией, Восточной Африкой и Ближним Востоком. Он также дает возможность логистического выбора одного из трех маршрутов для доставки контейнеров, зерна, металлов, продукции деревообработки, продовольственных и иных товаров. Все три маршрута — Западный (через Азербайджанскую Республику), Восточный (через Республику Казахстан и Туркменистан) и Транскаспийский (через морские порты на Каспии) — имеют резервы пропускной способности.

Аналитики ЕАБР выявили более 40 барьеров, препятствующих развитию коридора, и условно объединили их в группы инфраструктурных и нефизических барьеров. Оценки аналитиков ЕАБР основаны на мнении представителей транспортного, экспедиторского бизнеса, а также экспортеров и импортеров товаров. Анализ показал, что наиболее существенно влияют на конкурентоспособность коридора недостающие звенья и критические узкие места инфраструктуры, негармонизированные процедуры пересечения границ, бумажные транспортно-сопроводительные документы, отсутствие эффективного координационного механизма по управлению коридором, в том числе в области тарифов, страхования грузов и транспортных средств.

Аналитики ЕАБР на основе данных из открытых источников, национальных транспортных стратегий и программ подготовили базу данных инвестиционных проектов развития МТК «Север — Юг». В нее вошли более 100 инвестиционных проектов, реализуемых в настоящее время либо запланированных к осуществлению до 2030 года, на общую сумму свыше 38 млрд долл.

Аналитики ЕАБР разделили проекты на 3 группы. К наиболее приоритетным (Приоритет 1) были отнесены проекты, реализация которых критически важна для устранения инфраструктурных барьеров на действующих маршрутах коридора. В частности, это проекты строительства недостающего железнодорожного участка Решт — Астара, строительство вторых главных путей и электрификация железнодорожных линий в Азербайджане, Иране, Казахстане и Туркменистане, строительство объездов городов, приведение внутренних водных путей и судоходных каналов в нормативное состояние, развитие контейнерных и универсальных терминалов в Каспийских портах, модернизация пунктов пересечения границ, строительство логистических центров и объектов придорожного сервиса. Объем инвестиций на реализацию проектов Приоритета 1 оценен аналитиками Банка в 10,7 млрд долл.

Значительное число проектов развития транспортной инфраструктуры МТК «Север — Юг» осуществляется или запланировано в России и Иране. На эти страны приходится 34,6% и 33,7% от суммарного объема инвестиций соответственно. На Казахстан — 16,5% от общей стоимости проектов по развитию МТК «Север — Юг».

Источник: ЕАБР

Доклад ЕАБР подтвердил значительную капиталоемкость развития наземной инфраструктуры коридора «Север — Юг», в первую очередь автомобильных и железных дорог. На их развитие направлены 59 и 20 инвестиционных проектов соответственно, оцениваемые суммарно в 21,6 и 11,6 млрд долл. Также реализуется 8 проектов развития морских портов, 7 — пунктов пересечения границ и соответствующей инфраструктуры, 4 — внутренних водных путей, 4 — в области судостроения. Для повышения эффективности перевозок и качества транспортных и логистических услуг, сокращения негативного влияния на экологию и климат необходимы инвестиции в проекты по обновлению подвижного состава, перегрузочного и иного оборудования в морских портах и транспортно-логистических центрах.

Источник: ЕАБР 

Государственные бюджеты продолжают играть главную роль в финансировании развития коридора. Так, доля государственных инвестиций в развитие МТК «Север — Юг» в Азербайджане и Казахстане составляет почти 80%, в России — 76%. Вместе с тем часть проектов по обновлению флота и подвижного состава, развитию вспомогательной придорожной и логистической инфраструктуры относятся к банкуемым и могут осуществляться на принципах государственно-частного партнерства, что повысило бы вовлеченность частных инвесторов и международных банков развития в их реализацию.

Аналитики Банка считают, что развитие транспортной инфраструктуры коридора «Север — Юг» не сможет дать ожидаемых результатов без реализации комплекса мер в области «мягкой» инфраструктуры, включающей гармонизацию процедур, регулирования и координацию действий участников перевозочного процесса со стороны государств и частного сектора. В этой связи аналитики Банка уверены, что совершенствование такой инфраструктуры является критически важным элементом программы действий для развития МТК «Север — Юг».

В докладе ЕАБР сформулированы 7 групп мер по устранению барьеров, что будет способствовать скорейшей операционализации коридора и повышению эффективности его работы. Среди них правовая гармонизация в сфере таможенного оформления, информационного обмена и упрощения процедур пересечения границ, выработка скоординированной тарифной политики, создание механизмов платежей и взаиморасчетов между участниками перевозочного процесса, страхования грузов и транспортных средств, цифровизация транспортно-сопроводительных документов и процедур, создание координационного механизма управления коридором «Север —Юг» и др.

Результаты нового исследования ЕАБР подтверждают, что реализация инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры в совокупности с мерами по совершенствованию «мягкой» инфраструктуры позволят нарастить объем и увеличить скорость перевозок грузов не только на МТК «Север — Юг», но и на сопрягающихся с ним коридорах и маршрутах, входящих в Евразийский транспортный каркас.

Подробнее с содержанием доклада «Международный транспортный коридор «Север — Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура» можно ознакомиться на сайте Банка.

Справка:

Евразийский банк развития — международная финансовая организация, осуществляющая инвестиционную деятельность на евразийском пространстве. Уже более 16 лет ЕАБР содействует укреплению и расширению экономических связей и всестороннему развитию стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов США. Основную долю в портфеле ЕАБР занимают проекты с интеграционным эффектом в сферах транспортной инфраструктуры, цифровых систем, зеленой энергетики, сельского хозяйства, промышленности и машиностроения. В своей деятельности Банк руководствуется Целями в области устойчивого развития ООН и принципами ESG. 

Видеопрезентация доклада

3 ноября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели