Состоялась конференция «Международный транспортный коридор Север-Юг и Чабахар: Альтернатива BRI»
Наука и Культура

Состоялась конференция «Международный транспортный коридор Север-Юг и Чабахар: Альтернатива BRI»

21 октября в Международном университете «Ала-Тоо» прошла III международная конференция по Центральной Азии на тему «Международный транспортный коридор Север — Юг и Чабахар: Альтернатива BRI» в рамках, которой обсуждались проблемы и возможности, связанные с МТК «Север-Юг» и портом Чабахар.

Справочно: BRI — (Belt and Road Initiative / Один пояс — один путь) инициирована Китаем, который стремится соединить Азию с Африкой и Европой через сухопутные и морские сети.

Организаторами данного мероприятия выступили Исследовательский центр Шелкового пути, МУА, Научно-исследовательский институт «Бурана» (Кыргызстан), Центральноазиатский исследовательский центр, университет Сулеймана Демиреля (Казахстан), Институт экономики сельского хозяйства и продовольствия, Венгерский университет сельского хозяйства и естественных наук (Венгрия).

Известные ученые из России, Ирана, Великобритании, Индии, Японии, Германии, Польши и других стран Европы, Кавказа и Центральной Азии представили доклады, в которых подчеркивались важность и преимущества МТК Север-Юг (МТКСЮ) и порта Чабахар для стран ЦА, СНГ и России, не имеющих выхода к морю. Научная встреча прошла в гибридном формате онлайн — офлайн. 

«Целями конференции являются обсуждение роли, изучение проблемы и возможности, связанные с МТК Север-Юг и Чабахар» — отметил организатор мероприятия Хашив Хасан Хан, директор Исследовательского центра Шелкового пути.

«Сегодня иностранные ученые собрались обсуждать в академической сфере такие темы как налаживание связей между Индией и Центральной Азией, отношения между Индией и Ираном и порт Чабахар, а также двустороннее и многостороннее взаимодействие на различных уровнях и т.д.» — подчеркнул председатель конференции Рустам Умаров, проректор по учебной работе МУА.

На данной конференции обсуждались следующие подтемы:

  • Роль Центральной Азии и МТКСЮ
  • Индо-кыргызские отношения
  • Индоевропейские отношения и роль МТКСЮ и Чабахара
  • Налаживание связей между Индией и Центральной Азией
  • Отношения между Индией и Ираном и порт Чабахар
  • Двустороннее и многостороннее взаимодействие на различных уровнях.

Как сообщает индийский телеканал NDTV, в ходе конференции Профессор Али Омиди из Университета Исфахана, Иран, рассказал о роли Ирана в укреплении евразийского сотрудничества через коридор «Север-Юг». Говоря о геополитическом значении коридора и порта Чабахар для Индии, учёный отметил, что коридоры МТКСЮ и Чабахар-Центральная Азия имеют стратегическое значение для Индии, поскольку они облегчают торговлю с Россией, Европой, а также Афганистаном и Центральной Азией, минуя своего регионального конкурента, Пакистан.

«Но главная цель Нью-Дели через коридор Север-Юг и Чабахар-Центральная Азия — увеличить свое геополитическое влияние в богатых ресурсами республиках Центральной Азии, которые Индия рассматривает как источник энергоснабжения и крупный рынок для индийских товаров», — сказал он.

«Порт Чабахар для Индии сократит транспортные расходы на 60% и время транспортировки товаров в Центральную Азию на 50%. Первая экспортная партия Индии из Чабахара была отправлена в Афганистан в 2017 году в виде 130 000 тонн пшеницы», — сказал он.

Подчеркнув географическое положение Ирана, он назвал позицию Ирана стратегической, сказав, что подход Ирана в INSTC и Чабахар-Центральная Азия является стратегическим из-за его географического положения, которое соединяет Персидский залив с Афганистаном и Евразией.

Профессор Сос Хачикян из Армянского государственного экономического университета во время своего выступления сосредоточился на отношениях между Индией и Ираном в контексте МТКСЮ-Армения.

Он подробно рассказал о проекте МТКСЮ с точки зрения Армении. В своем выступлении он отметил, что у Индии и Ирана есть потенциал, а также необходимость участия во всемирных транснациональных проектах из-за следующих двух факторов.

Во-первых, Индия является одной из развивающихся стран мира со значительными технологическими достижениями и растущей ролью в Тихоокеанском регионе.

Во-вторых, Иран доказал способность обеспечивать технологическое развитие в условиях санкций и играть решающую роль в региональной стабильности.

«Индия и Иран, как развивающиеся азиатские страны с сильными торговыми традициями, не имеют прямых связей друг с другом в рамках евразийских коридоров», — добавил он.

Он также сказала, что Армения могла бы сыграть значительную роль, предложив альтернативный коридор для соединения Индии и Ирана с Европой через Грузию и Черное море.

«Армения — единственная страна, которая подписала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA) с Европейским союзом, а также является членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза (ЕАЭС)», — сказал он.

Доктор Шатлык Аманов, Университет Сулеймана Демиреля, Алматы, Казахстан, выступил с докладом на тему «Евразийские амбиции Индии и МТКСЮ: выводы из модели «Сотрудничество Юг-Юг 3.0″».

Д-р Аманов сказал, что евразийские амбиции Индии основаны на «Политике соединения Центральной Азии». INSTC был согласован в 2000 году и ратифицирован в 2002 году Индией, Ираном и Россией, а пробные запуски были проведены в 2016 году.

«МТКСЮ — это развивающийся проект мультимодального сообщения, призванный связать Индию с Ираном и, через Каспийский бассейн, с Россией и далее на Север. С момента своего объявления проект сопровождался активными научными дискуссиями о его жизнеспособности, актуальности и масштабах», — сказал он.

По мнении Аманова, Индия укрепляет свои позиции лидера в сотрудничестве Юг-Юг, подобно тому, как она играла ключевую роль в Движении неприсоединения. Сотрудничество Юг-Юг традиционно было важной основой внешней политики и дипломатии Индии.

Доктор Раджкумар Шарма, аспирант Делийской школы транснациональных отношений Делийского университета, выступил с докладом (посредством видеоконференции) на тему «Географический и экономический потенциал Индии для объединения Евразии и Индо-Тихоокеанского региона через МТКСЮ».

Во время своего выступления д-р Шарма сказал, что в Евразии наблюдается большая борьба за возможности подключения, поскольку США, Россия, Китай, Европейский союз и Индия прилагают усилия для достижения своих соответствующих видений возможностей подключения в регионе.

«Индия, в силу своего географического положения, является континентальной (Евразийской) и морской (Индо-Тихоокеанской) державой. Индия обладает географическим и экономическим потенциалом для объединения Евразии и Индо-Тихоокеанского региона через Профессор Сос Хачикян МТКСЮ», — сказал Шарма.

«Предлагаемый план МТКСЮ на 40% короче и на 30% дешевле, чем BRI — заманчивая экономическая возможность для Индии. Влияние МТК потенциально может снизить экономическую зависимость Афганистана от Пакистана. Маршрут Чабахар на 800 км короче маршрута через порт Карачи», — добавил Шарма.

Руслан Джалил, преподаватель Академии ОБСЕ, Бишкек, а также соучредитель и директор Института Бурана, бишкекского аналитического центра, завершил сессию выступлением на тему «Концепция демократии не чужда Индии».

«МТКСЮ может служить инструментом мягкой силы для установления экономического и политического влияния Индии. Однако продвигаемая Китаем инициатива BRI формируется китайской политической идеологией, и нельзя ожидать движения демократических идей, концепций или практик по маршруту инициативы», — сказал Джалил.

«Концепция демократии не чужда Индии, и будет ли Индия также экспортировать подобные концепции по этому маршруту в Центральную Азию и дальше?», таким вопросом задался эксперт, завершая конференцию.

Видео конференции можно посмотреть по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1gbHZ1TqkEStwTJQjYIS1yO9mJTByS4g5?usp=sharing

Статья новостного портала “Московский Комсомолец Киргизия”, доступна по ссылке: https://www.mk.kg/economics/2022/10/22/mtk-severyug-i-iranskiy-port-chabakhar-mogut-ukrepit-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-evrazii.html

Подготовил Влад Кондратьев

3 ноября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели