Султанбек Султангалиев о перспективах Лазуритового коридора
Аналитика, Каспийский транзит, Комментарии экспертов

Султанбек Султангалиев о перспективах Лазуритового коридора

Последние месяцы уходящего года ознаменовались рядом новостей, связанных с реализацией международного транспортного проекта «Лазуритовый коридор» (Lapis Lazuli), соглашение о развитии которого было подписано между Исламской Республикой Афганистан, Азербайджанской Республикой, Грузией, Турецкой Республикой и Туркменистаном в ноябре 2017 года по итогам 7-й Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA VII). Данный проект призван оказать содействие экономическому развитию Афганистана путем включения страны в сеть международных транспортных коридоров, связывающих Кабул со странами Каспия и Европы.

После нескольких экспертных встреч, прошедших с момента подписания договора о реализации Лазуритового коридора, страны-участницы проекта 13 декабря в городе Герат Афганистана организовали старт тестовой перевозки партии контейнеров по международному маршруту. В церемонии запуска принял участие лично президент ИРА Ашраф Гани, руководители министерств транспорта Туркменистана и Афганистана, посол Турецкой Республики в ИРА и другие должностные лица стран-участниц транспортного проекта.

Несмотря на широкую пиар-кампанию вокруг «Лазуритового коридора», развернувшуюся в туркменистанских СМИ, ряд экспертов и политологов довольно критично оценивают перспективы нового транспортного проекта. Своим мнением по данному вопросу с редакцией портала «Каспийский вестник» поделился казахстанский эксперт, политический аналитик, главный редактор информационно-аналитического портала «Rezonans.kz» Султанбек Султангалиев:

Султанбек Султангалиев

«Лично я не вижу перспектив развития данного проекта. В первую очередь, в силу экономической отсталости таких участников как Афганистан и Туркменистан. Что они могут предложить своим партнерам — наркотики и газ? Для экспорта туркменского газа подобный амбициозный проект совершенно не нужен, ведь с принятием Конвенции о статусе Каспийского моря с мертвой точки наконец-то сдвинулся проект Транскаспийского трубопровода, в котором заинтересованы не только Туркменистан, Азербайджан и Турция, но и Казахстан с Узбекистаном, не говоря уже о европейских странах. Рентабельность самого проекта и сумму инвестиций, которая потребуется для его реализации никто еще точно не подсчитал, поэтому восторженно «бросать в воздух чепчики» еще очень рано. И кто будет инвестировать? Турция, переживающая нелегкие времена в экономике, испытывающий серьезные проблемы Туркменистан или Афганистан с Грузией? В регионе имеются альтернативные варианты углубления торгово-экономического сотрудничества: помимо двухсторонних соглашений, это еще и создание зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом и китайский «Один пояс-один путь» и сотрудничество пяти стран-участников Конвенции о статусе Каспийского моря. И три последних проекта видятся более перспективными и реализуемыми, нежели Лазуритовый коридор.

Хотелось бы просто напомнить, что сам проект создания масштабного транзитно-транспортного коридора возник еще в 2012 году и с тех пор не сдвинулся с места, несмотря на различные обсуждения и подписанное недавно в Ашхабаде Соглашение. Очевидных риска два – это, повторюсь, во-первых, инвестиции, которые страны-участницы готовы вложить в реализацию данного проекта и, во-вторых, военно-политическая  ситуация в перманентно нестабильном Афганистане. Не стоит так же сбрасывать со счетов и позицию Ирана, руководящие круги которого явно не в восторге от какого-то транспортного коридора идущего мимо их территории.

Только после проявления интереса к Лазуритовому коридору со стороны Китая, Ирана, Пакистана, Индии, Казахстана и Узбекистана можно всерьез говорить о какой-то возможности претворить данный проект в жизнь. И к тому же проявить интерес – это еще не значит быть готовым вложить сотни миллионов долларов в модернизацию транспортных систем и маршрутов. Китай, например, сейчас занят реализацией проекта «Один пояс-один путь» и если Лазуритовый коридор будет вписываться в китайскую схему экономической экспансии тогда, возможно, прагматичные китайцы согласятся вложить крупные средства в реализацию данного проекта. Однако в таком случае, Афганистан здесь явно лишний. Казахстан может присоединиться к данному проекту, но исключительно в рамках выстраивания двухсторонних отношений с Азербайджаном и Турцией и к тому же для увеличения товарооборота с ключевыми партнерами западноазиатского фарватера Астане совершенно не  нужно затрачиваться на собственно весь Лазуритный коридор, как и, например, Узбекистану.

Собственно сам проект Лазуритного коридора ни что иное, как проект продвигаемый Белым домом, который направлен на экономическую подпитку Грузии и Армении в пику России и совершенно не случайно он получил новый импульс именно после первого прихода Никола Пашиняна к власти в Армении. Однако, на мой взгляд, он утопичен, как и нереализуемая в силу многих причин американская идея Большой Центральной Азии».

На главном фото водители автомобильного каравана, доставляющего пробную партию грузов по Лазуритовому коридору.
Фото: Юрий ШКУРИН. Источник: turkmenistan.gov.tm

24 декабря, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели