Тенденции интеграционных процессов в Каспийском регионе
Аналитика, Колонка редактора

Тенденции интеграционных процессов в Каспийском регионе

6 октября 2022 года в Москве завершил работу второй Каспийский экономический форум, в котором приняли участие Правительственные делегации Каспийских государств — Азербайджана,Ирана,Казахстана, России и Туркменистана, возглавляемые высшими должностными лицами государств Премьер-министр Азербайджанской Республики Али Асадов, Первый Вице-президент Исламской Республики Иран Мохаммад Мохбер, Премьер-министр Республики Казахстан Алихан Смаилов, Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, Заместитель Председателя Кабинета Министров Туркменистана ХоджамурадГельдымурадов.

Второй Каспийский экономический форум вошел в череду крупных международных мероприятий, прошедших в сентябре-октябре 2022 года и еще предстоящих в октябре 2022 года.

Основной тематикой форума являлось обсуждение вопросов развития торгово-экономического сотрудничества, взаимодействия в области экологии, энергетики, транспорта и логистики, энергетики и туризма, городской инфраструктуры и социально-гуманитарной сферы в изменившихся реалиях. Программа форума включала широкий круг вопросов в области «зеленой экономики» и устойчивого развития, транспорта и логистики, энергетики и туризма, экономического, научного, культурного сотрудничества.

Несмотря на небольшой промежуток времени, прошедший с Шестого каспийского саммита, состоявшегося 29 июня 2022 года в Ашхабаде, на форуме в первый день работы 5 октября также обсуждались промежуточные результаты выполнения договоренностей саммита. Форум является продолжением работы, начатой Первым Каспийским экономическим форумом, прошедшем 12 августа 2019 года в туристической зоне Аваза Туркменистана на берегу Каспия.

Как и все ведущие государства и экономики мира, 2022 год для прикаспийских стран стал периодом восстановительного роста, когда после пандемийных 2020 и 2021 года, экономики стран адаптировалась к изменившимся условиям и снижению интенсивности экономических процессов.

Товарооборот России с Азербайджаном в январе-августе 2022 года увеличился на 11,5% и превысил $2,2 млрд[1]. За тот же период экспорт иранских товаров в Россию увеличился на 31% по сравнению с предыдущим годом. Россия продолжает импортировать промышленную продукцию, такую как катализаторы, нефтегазовое оборудование, турбины и компрессоры. В прошлом году на такие позиции товаров приходилось более 60% иранского экспорта в Россию. В январе – августе объём товарооборота между России и Ираном увеличился на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года – почти до 3,3 млрд долларов.В январе–августе взаимный товарооборот между Россией и Казахстаном вырос почти на 9% и составил 17,5 млрд долларов[2].

По информации, озвученной Премьер-министром Азербайджана Али Асадовым, после спада из-за пандемии торговый оборот Азербайджана с прикаспийскими государствами демонстрирует рост, в частности, увеличившись с начала года более чем на 45%.

За первые пять месяцев текущего иранского календарного года (начался 21 марта 2022 года) объем экспорта Ирана в Азербайджан вырос на 84%, объем экспорта в Туркменистан также увеличился на 40%

Со времени распада Советского Союза, прикаспийские страны приобрели все черты государств, способных иметь свои собственные политические, экономические и военные взгляды, обросли межгосударственными и экономическими связями, в том числе и за пределами Каспийского региона. И дальнейшее сотрудничество возможно только на основе равноправных партнерских отношений, что и было отмечено в итоговом документе прошедшего форума.

Очевидно, что с точки зрения торгово-экономической деятельности выиграет тот, кто с одной стороны быстрее всего заполнит утраченные в пандемийный период объемы экономической деятельности, с другой стороны покажет наилучшую динамику роста торговли, инвестиций и экономики в целом в Каспийском регионе, а также предложит интересные большинству стран интеграционные экономические проекты. Тем более, многие проекты в сфере транспорта и энергетической сфере требуют, как минимум двусторонних договоренностей и кооперации деятельности. Второй Каспийский экономический форум в этом смысле стал площадкой для озвучивания предложений по совместной реализации прежде всего проектов, позволяющих организовать взаимовыгодные торговые и экономические связи. Конечно же, наибольший интерес представляют направления сотрудничества, озвученные руководителями делегаций стран Каспийской пятерки.

Наибольшую активность на форуме проявила Азербайджанская сторона. Азербайджан позиционирует себя как ключевой игрок на Каспии, стоящий на пересечении международных транспортных коридоров Восток-Запад (Казахстан-Азербайджан) и Север-Юг (Россия-Азербайджан-Иран). По словам Премьер-министра Азербайджана Али Асадова: «Посредством коридоров Восток-Запад и Север-Юг наблюдается ежегодный рост грузоперевозок через территорию Азербайджана. Так, за 8 месяцев текущего года транзитные грузоперевозки через нашу страну по коридору Восток-Запад увеличились на 20%, а по маршруту Север-Юг – на 33%». Конечно, здесь речь не идет про глобальные транспортные маршруты между Европой и Азией. Большая часть роста относится к грузопотокам в товарообмене с ближайшими соседями.

Кроме этого, Азербайджан, предлагая соседям идею своего ключевого положения на Каспии, не исключает и военные способы расширения своих транспортных возможностей, например, в части Зангезурского коридора, важность которого для Азербайджана подчеркнул Али Асадов.

Казахстан и Туркменистан уже активно используют транспортную и трубопроводную инфраструктуру Азербайджана для транзита своих энергоресурсов. Глава Организации развития торговли Ирана указал на важность международного транспортного коридора «Север-Юг», отметив, что наиболее ощутимым, важным и приоритетным проектом в рамках коридора является завершение строительства железнодорожного участка Решт-Астара, которым серьезно занимается первый вице-президент Мохбар.

Рост грузопотоков через Азербайджан ведет к необходимости подтверждения партнерам гарантий бесперебойного обслуживания как существующих, так и перспективных грузопотоков. Так, например, Бакинский порт, являющийся ключевым звеном транспортных коридоров в Азербайджане, ведет работы по увеличению перевалочных мощностей с 15 до 25 млн. тонн грузов в год. Учитывая географическое расположение бакинского порта, привлекательным выглядит предложения по использованию всеми прикаспийскими государствами возможностей Азербайджанского гражданского грузового флота, а также Бакинского судостроительного завода[3].

Али Асадовым также было указано на наличие больших возможностей прикаспийских государств для наращивания сотрудничества в сфере энергетики. Например, достигнута договоренность между Азербайджаном и Туркменистаном о совместной разведке и разработке углеводородного месторождения «Достлуг» в Каспийском море.

Помимо сотрудничества в торгово-экономической сфере, Азербаджан предлагает стать площадкой для обсуждения и экологических проблем Каспия. В октябре в Баку планируется проведение 6-й конференции сторон Рамочной конвенции по защите морской окружающей среды Каспийского моря, на которой, разделяя обеспокоенность прикаспийских государств, предлагается обсудить вопросы по минимизации негативного воздействия на окружающую среду Каспийского моря, проблеме обмеления Каспия и принятии неотложных мер по осуществлению постоянных работ по углублению морского дна.

Внимание участников форума было также обращено к коммуникационным проектам Азербайджана, в рамках которых осуществляется прокладка оптико-волоконных кабелей из Азербайджана в Казахстан и Туркменистан по дну Каспийского моря. Ведущие телекоммуникационные операторы Азербайджана и Казахстана подписали в Астане меморандум о стратегическом партнерстве по соответствующему проекту.

Ключевым партнером Азербайджана по транспортному коридору Восток-Запад является Казахстан. Уже на протяжении длительного времени Казахстан

формирует трансграничных хабы на этом направлении, которые увеличат потенциал транспортных коридоров Север-Юг и Восток-Запад. Это морские порты Актау и Курык, сухой порт «Хоргос», международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия», обеспечивающие транспортную связанность региона в направлении Ирана и Азербайджана.

В развитии транспортных связей с Азербайджаном заинтересован и Иран. Прежде всего по железной дороге Казвин-Решт-Астара. Это позволит Ирану диверсифицировать маршруты вывоза нефти, а Азербайджану предоставит выход к Персидскому заливу по коридору Север-Юг. Сдерживающими факторами для Ирана все еще остаются наложенные на него санкции, а также не ратифицированная до настоящего времени Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, по которой Ирану отводится доля в 12-13%[4].

Однако, меняющаяся общемировая ситуация подталкивает Иран к более активной позиции и интеграционным процессам. По словам Президента Ирана Эбрахима Раиси, приоритетной целью Тегерана на каспийском направлении является формирование на своей территории транзитно-транспортного хаба глобального значения. А этот интерес совпадает с интересами других участников «пятерки». Э. Раиси признал, что расширение сотрудничества с друзьями и соседями по региону крайне важно для ИРИ, и подтвердил готовность Тегерана принять следующий Каспийский саммит.

Иран, расположенный на перекрестке глобальных транзитных путей, помимо морских маршрутов, обладает хорошей железнодорожной пропускной способностью – три из четырех мировых маршрутов железнодорожного транзита проходят через Иран. Вслучае достижения страной уровня ежегодной перевалки грузов объемом от 50 млн тонн, выручка будет сопоставима с доходами от продажи углеводородного сырья.

Россия на втором Каспийском экономическом форуме предложила продолжить интеграционные процессы в Каспийском регионе в сфере туризма и культуры. По направлению взаимодействия в вопросах культуры, Россия предложила провести каспийский кинофестиваль и организовать выставочные проекты.

Предложение по развитию туристической сферы поддержал Премьер-министр Республики Казахстан Алихан Смаилов, который призвал страны региона активизировать совместные шаги в сфере туризма: принять меры по запуску комбинированных туров, развитию круизного туризма и либерализации визово-миграционных режимов. «Правительством Казахстана также ведется работа по созданию на побережье Каспия благоприятного туристского климата. В частности, до 2025 года планируется реализовать 15 инвестиционных проектов на сумму более $360 млн», – отметил он[5].

Иран передал на рассмотрение сторон проект соглашения о сотрудничестве прикаспийских государств в сфере туризма. А по предложению Азербайджана разработан проект соглашения о сотрудничестве в области организации круизных маршрутов по Каспийскому морю.

Россия предложила создать ассоциацию особых экономических зон. Это поможет координировать усилия по развитию промышленной кооперации в Прикаспийском регионе. С такой инициативой выступил министр экономического развития России в ходе «Делового завтрака» с представителями стран каспийской «пятерки». Эту идею активно поддерживает Иран. Перспектива формирования зоны свободной торговли в прикаспийском регионе открывает перед Ираном возможность получения рынка емкостью $600-700 млрд. Об этом заявил глава Организации развития торговли Ирана Алиреза Пейманпак. Однако вопрос такой глубокой интеграции – это вопрос будущего. Для реализации этого предложения необходимо унифицировать сквозные тарифы, выстроить единый транспортно-логистический каркас, выстроить однородную и понятную инвестиционную среду в Каспийском регионе, обеспечить гарантии соблюдения прав и законных интересов инвесторов при реализации проектов[6].

Как ответ на развитие транспортной инфраструктуры Прикаспийских стран, Россия озвучила намерения модернизации транспортной инфраструктуры Республики Дагестан – транспортного узла на территории Северо-Кавказского федерального округа в составе МТК «Север-Юг». В частности, речь шла о строительстве подъездных путей к Махачкалинскому морскому торговому порту – единственному, в отличии от других прикаспийских стран, незамерзающему и глубоководному порту России на Каспии[7].

По остальным вопросам сотрудничества между Россией и остальными прикаспийскими странами была подтверждена важность рассмотрения этих вопросов, готовность сторон продолжить обсуждения и выработку совместных планов.

В целом, Форум показал, что России необходимо интенсифицировать свою политику на Каспии, что не потерять инициативу и геополитическое лидерство в регионе. Казахстан и Азербайджан в современных реалиях ведут согласованную и последовательную работу над созданием транспортных и информационных магистралей в направлении Восток-Запад, предлагая соседям не только маршруты гарантированной доставки, лежащие вдали от зон напряженности и неопределенности, но и предлагая соседним странам информационные и сервисные возможности. К ним тяготеет Иран, поскольку видит в маршрутах через Азербайджан выход к Черному морю. А Туркмения, в силу своего географического расположения будет вынуждена к ним присоединиться.

Кроме этого, Каспийский экономический форум стал очередным важным шагом на пути реализации Москвой и Тегераном курса на форсированное развитие двустороннего сотрудничества, в котором Каспийский регион играет ключевую транзитную функцию.

Программа пребывания в России первого вице-президента Ирана Мохаммада Мохбера включила не только непосредственно участие в мероприятиях Каспийского экономического форума, но и серию переговоров с представителями политической и бизнес-элиты России[8]. Иранский высокопоставленный чиновник, в частности, встретился с  15 высокопоставленными руководителями российских компаний, функционирующих в областях энергетики, нефти и газа, судоходства, сельскохозяйственной продукции, губернаторами и  главами регионов Российской Федерации, участвующим в торгово-экономическом сотрудничестве с Ираном, а также представителями бизнес-сообщества России. В ходе данных встреч он подчеркнул огромный потенциал для укрепления российско-иранского взаимодействия и призвал в ближайшие сроки  нивелировать имеющиеся препятствия для реализации поставленных руководством двух каспийских стран целей сотрудничества на Каспии.

Автор: Алексей Синельщиков


[1] Мишустин: Россия и Азербайджан принимают решения по взаимодействию в условиях санкций https://tass.ru/ekonomika/15975289.

[2] Мишустин заявил о больших возможностях для увеличения объемов торговли России и Ирана, https://tass.ru/ekonomika/15974591

[3] Азербайджан будет прилагать все усилия для наращивания многостороннего сотрудничества на благо народов прикаспийских государств — Али Асадов, https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3653682.html

[4] Позиция Ирана по определению морских территориальных границ в Каспийском море, https://casp-geo.ru/pozitsiya-irana-po-opredeleniyu-morskih-territorialnyh-granits-v-kaspijskom-more/

[5]Алихан Смаилов призвал страны «каспийской пятерки» возобновить экологическую программу, https://primeminister.kz/ru/news/alihan-smailov-prizval-strany-kaspiyskoy-pyaterki-vozobnovit-ekologicheskuyu-programmu-69015

[6] В прикаспийском регионе может быть создана ассоциация особых экономических зон, https://www.economy.gov.ru/material/news/v_prikaspiyskom_regione_mozhet_byt_sozdana_associaciya_osobyh_ekonomicheskih_zon.html

[7] Модернизация транспортной инфраструктуры Дагестана в створе МТК «Север-Юг» создаст дополнительные возможности для развития экономики, https://mintrans.gov.ru/press-center/region-news/10322

[8] Вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер провёл ряд встреч в ходе визита в Москву, https://casp-geo.ru/vitse-prezident-irana-mohammad-mohber-provyol-ryad-vstrech-v-hode-vizita-v-moskvu/

18 октября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели