Точки роста российско-азербайджанского товарооборота в свете развития транспортно-логистического сотрудничества
Каспийский транзит, Комментарии экспертов

Точки роста российско-азербайджанского товарооборота в свете развития транспортно-логистического сотрудничества

Старший преподаватель кафедры Экономики и управления на водном транспорте Каспийского института морского и речного транспорта Катерина ГУЙВИК-КЛЕНОВА, г. Астрахань

Прежде чем говорить о ключевых моментах потенциального роста российско-азербайджанского товарооборота, стоит отметить, что за 2018 год товарооборот между Азербайджаном и Россией вырос на 20%, по сравнению с 2017 годом. При этом экспорт азербайджанских товаров в Россию увеличился на 13,2%. Экспорт российских товаров в Азербайджан в 2018 году увеличился на 21,3%.

На сегодняшний день в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг» осуществляется проект, нацеленный на интеграцию транспортно-логистических магистралей России, Азербайджана, Ирана и Индии. Речь идет о строительстве железной дороги Астара — Решт — Казвин. Также в рамках данного проекта уже построен железнодорожный мост Астара-Астара и ведется обустройство грузоперевалочного терминала в Иранской Астаре. Этот терминал уже функционирует благодаря завершению работ на некоторых модулях. Данный проект также приведет к увеличение торгового оборота между Россией и Азербайджаном.

Наряду с этим продолжается активное сотрудничество между Россией и Азербайджаном по поставкам российских пиломатериалов и зерна в Иран по МТК «Север-Юг».

В свою очередь, по направлению из Ирана в Россию прорабатывается проект поставки иранских сухофруктов, также идут переговоры о поставках из Азербайджана в РФ произведенных на совместном азербайджано-иранском предприятии «Хазар» автомобилей.

Следующий важный проект — это открытие железнодорожного сообщение по маршруту Баку-Тбилиси-Карс. На начальном этапе по этой железной дороге планируется перевозить до 6,5 млн тонн грузов и около 1 миллиона пассажиров, хотя в будущем пиковая пропускная способность коридора должна составить 17 миллионов тонн грузов в год, а количество пассажиров должно увеличиться до 3 миллионов. Несмотря на то, что данный маршрут идет в обход России, он позволяет значительно сократить маршрут следования и количество перегрузок турецкого импорта в Россию. А так как данный грузопоток идет опять-таки через территорию Азербайджана, он неизбежно повлечет за собой соответствующее увеличение российско-азербайджанского товарооборота. Ввиду этого, в Астраханской области азербайджанская компания KDY Logistics уже реализует проект по созданию железнодорожного логистического хаба для поставок скоропортящихся фруктов и овощей из Азербайджана, Ирана и Турции. Железнодорожный логистический хаб создается в районе станции Кутум.

Еще одним проектом роста российско-азербайджанского товарооборота следует считать строительство автомобильного моста через реку Самур на азербайджано-российской границе, а также реконструкцию на контрольно-пропускных пунктах (КПП) «Яраг-Казмаляр», и «Самур». Данное направление также включено в МТК «Север-Юг». Данное событие повлечет за собой реконструкцию других лимитирующих участков на территории обеих стран для увеличения пропускной способности дорожной инфраструктуры.Одним из благоприятных факторов роста грузопотоков по МТК «Север-Юг» является подписание временного соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС (евразийский экономический союз) и Ираном.

В свете всего вышесказанного, можно заключить, что Азербайджан является ключевым звеном в наращивании торговли между Ираном и Россией, имея при этом достаточно высокие темпы роста товарооборота с Россией.

Ввиду наметившихся тенденций к увеличению экономического сотрудничества России с Азербайджаном, Ираном и Турцией встает вопрос о развитии транспортно- логистического потенциала Астраханского региона.

Таким образом, Астраханский регион имеет внешнеэкономические, геополитическиеи политико-законодательные предпосылки для строительства на его территории интермодального логистического центра.

Если говорить о внутренних предпосылкахдля строительства интермодального логистического центра, то здесь следует отметить, например, ожидаемый резкий рост строительства холодильно-складских комплексов по всей России.

Конкретно в Астраханском регионетакже существует немало предпосылок для развития транспортного и логистического потенциала, это и статус транспортного узла, и точка пересечения нескольких международных транспортных коридоров и выход на прикаспийские государства и т.д.

В ходе проводимого мною исследования была разработана модель интермодального логистического центра, призванного увеличить региональный грузооборот и привлечь в регион крупные торговые компании в частности из сектора ритейла, а также обеспечить весь необходимый перечень услуг ввиду потенциального роста товарооборота с Азербайджаном, Ираном и Турцией.

Проведенное технико-экономическое обоснования включало в себя определение местоположения участка под строительство ИЛЦ, разработку строительства предлагаемого ИЛЦ с указанием объектов, включенных в план первой и второй очередей строительства, расчет расходов на строительство первой очереди, годовых расходов на владение и эксплуатацию, а также годовых доходов от деятельности складского комплекса. Полученные результаты были использованы при расчете инвестиционных показателей рентабельности проекта.

Подобные центры могут быть созданы при поддержке администрации в регионе. А в свете всего вышесказанного данный проект может стать объектом расширения экономического сотрудничества в области транспорта и создания совместных предприятий России и Азербайджана.

Данный доклад был озвучен 14 марта 2019 года в Астрахани на заседании Каспийского экспертного клуба на тему: «Дружба прирастает регионами», приуроченного к 5-летию IV саммита прикаспийских государств и государственного визита президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Россию. Организатором заседания выступили российский Политологический центр «Север – Юг», Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий — Евразия», Каспийский экспертный клуб и азербайджанское информационное агентство «Тренд».

21 марта, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели