Торговый представитель России в Туркменистане Александр Елизаров дал интервью ТАСС
Комментарии экспертов

Торговый представитель России в Туркменистане Александр Елизаров дал интервью ТАСС

Торговый представитель России в Туркменистане Александр Елизаров в интервью агентству ТАСС рассказал об отдельных аспектах российско-туркменского сотрудничества в Каспийском регионе. Приоритетной сферой сотрудничества на данный момент является трнаспортно-логистическая.

По словам Елизарова, число регулярных контейнерных поездов по восточной ветке международного транспортного коридора «Север — Юг» планируется увеличить до 17 составов в месяц. Первый такой поезд компания «РЖД Логистика» запустила в конце октября этого года. Он из города Чехова прошел по территории Казахстана до станции Серахс в Туркмении. Далее контейнеры были перегружены с колеи 1520 мм на колею 1435 мм. Затем груз проследовал по территории Ирана до порта Бендер-Аббас, а дальше — по морю в пункты назначения. На обратном пути состав доставляет грузы в Россию.

«Это очень перспективный маршрут — он дешевле, быстрее. Первый состав из 31-го контейнера мы с сотрудниками АО «РЖД» и компании «РЖД Логистика» торжественно встретили в Серахсе на границе с Ираном в начале ноября этого года. Поставлена задача, и она будет выполнена, — порядка 17 поездов в месяц на регулярной основе. Сейчас еще один состав ожидаем в декабре. Но со следующего года начнем реализовывать потенциал в 17 поездов месяц», — отметил Елизаров.

Он добавил, что в настоящее время российские грузоотправители уже запросили большой объем грузов через Туркмению. «В среднесрочной перспективе мы планируем довести его до 5 млн тонн, а в долгосрочной перспективе, это оценки российских и туркменских экспертов, — до 25 млн тонн. Транзитный потенциал Туркменистана огромен», — объяснил собеседник.

Помимо сотрудничества по МТК «Север-Юг» Россия и Туркменистан вместе работают по так называемому Лазуритового коридору, проходящему от афгано-туркменской границы через Каспийское море, Кавказ и Турцию в Европу. Как отметил торговый представитель РФ в Туркменистане, российские порты на Каспийском море планируют включить в этот транспортный коридор.

«Есть восточно-западный маршрут по Туркменистану, он называется «Лазуритовый коридор»: Афганистан — Туркменистан — Азербайджан — Грузия — Турция. По этому коридору грузы идут через территорию Туркменистана до порта в городе Туркменбаши напрямую в Баку и в обратном направлении. На протяжении трех-четырех лет Торгпредство работает над тем, чтобы подключить к этому же маршруту российские порты Каспийского моря: Махачкала, Астрахань и в перспективе Лагань в Калмыкии», — рассказал Елизаров.

Он также отметил, что необходимо развивать мощности каспийских портов РФ. «Ежегодная мощность по перевалке грузов порта Туркменбаши составляет 17 млн тонн сухих грузов (генеральные, контейнерные, насыпные) и 10 млн тонн наливных. Наши порты Каспийского моря все вместе к 17 млн тонн пока еще не дотягивают, поэтому развитие портов — это стратегическая государственная задача», — заключил собеседник.

Отмечается, что уже сейчас, еще до увеличения мощности портов, можно развивать новый коридор. «Грузы приходят из Туркменбаши на западный берег Каспия, дальше идут в европейскую часть России и в Европу, этот коридор я называю «Северный Лазурит». По мнению профессионалов в транспортно-логистической сфере, маршруты грузопотоков в этом направлении уже востребованы и будут развиваться в будущем, потому что через Суэцкий канал и далее, там и безопасность не всегда выдерживается, и это дальше и дороже», — пояснил торгпред.

Кроме того по его словам, российские компании имеют большие перспективы для участия в модернизации железнодорожной отрасли Туркмении.

«Одно из направлений нашего взаимодействия — это модернизация железнодорожной инфраструктуры, наши специалисты уже несколько раз приезжали, смотрели. Как известно, у Туркмении огромный транзитный потенциал и при росте грузопотоков, конечно, нужна модернизация существующего и строительство нового путевого хозяйства, возведение складской инфраструктуры, в том числе и крытых, холодильных помещений. Это все нужно развивать — перспективы здесь для наших компаний, и прежде всего РЖД, очень большие», — сказал он.

Елизаров отметил, что вскоре ожидается визит очередной делегации специалистов РЖД в Туркмению. «Приедут как раз специалисты, которые будут оценивать объемы необходимой модернизации, возможности пропускной способности железнодорожного хозяйства Туркменистана. В перспективе это очень значимые направления, масштабные, долгосрочные проекты. Потому что основная тенденция сейчас — отход от использования углеводородного топлива на железной дороге, в РФ почти все ж/д магистрали электрифицированы. Здесь, в стране сейчас электрификации нет, а за этим будущее», — продолжил собеседник.

Александр Елизаров также рассказал, что торгпредство России последние четыре года проводит системную работу по развитию промышленной кооперации в сфере водного хозяйства.

Россия, в частности, помогает Турмении развивать техническую базу водохозяйственного комплекса, в том числе сотрудничает в строительстве технических судов.

«Важное направление сотрудничества между нашими странами в области судостроения — совместное строительство технических судов, таких как земснаряды. Мы над этим работаем, потому что потребность большая — водохозяйственный комплекс развивается в Туркменистане. Мы помогаем на взаимовыгодной основе развивать техническую базу водохозяйственного комплекса страны в целом», — сказал он.

Елизаров добавил, что такие суда в Туркменистане нужны и для проведения дноуглубительных работ в порту Туркменбаши, и для поддержания в надлежащем состоянии водных каналов и Каракум-реки.

Он также отметил, что в области судостроения ведется работа по совместному строительству торговых судов. «За последние четыре года заключены соглашения о взаимодействии между крупными российскими судостроительными компаниями и судоремонтно-судостроительным заводом «Балкан». В ближайшее время, уверен, мы выйдем на реализацию конкретных проектов. Не могу говорить о точных сроках, но мы над этим работаем», — сообщил собеседник.

Торгпред также добавил, что идет сотрудничество и в области поставок техники. В частности, на прошлой неделе в Туркменистан были поставлены пять тепловозов российского АО «Трансмашхолдинг». По его словам, Торгпредство уже ведет совместную работу с российской компанией над следующим контрактом.

Влад Кондратьев

8 декабря, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели