Транскаспийский газопровод: скромный проект с большими амбициями?
Зарубежные материалы по Каспию

Транскаспийский газопровод: скромный проект с большими амбициями?

27 декабря 2021 года на сайте портала Хроника Туркменистана опубликована интересная статья, посвящённая перспективам одного из наиболее амбициозных и в то же время спорных каспийских газовых проектов – Транскаспийского газопровода. Автором статья является Реджис Генте.

Поводом для написания материала стало проявленная осенью прошлого года американской компанией Trans Caspian Resources (TCR) инициатива по строительству газопровода по дну Каспия. Подробнее в публикации портала «Каспийский вестник»

Текст статьи, опубликованной на интернет-странице «Хроники Туркменистана» ниже:

В конце октября новая американская компания, созданная, по всей видимости, для реализации единственного проекта – Trans Caspian Resources (TCR) –  объявила о планах строительства «соединительного газопровода между двумя оффшорными газовыми месторождениями в Каспийском море – Азери-Чираг-Гюнешли в Азербайджане и Банка Ливанова в Туркменистане (бывшая территория «Восток» на газовом месторождении Махтумкули на нефтеносном участке «Блок 1)». Несмотря на небольшую протяженность в 42 морские мили (77 км) между газовыми месторождениями, проект можно назвать новой версией Транскаспийского газопровода, строительство которого обсуждается уже четверть века. По этой причине проект, который, по сути, является Транскаспием под новой вывеской, был воспринят с осторожностью, как очередная версия проекта, запуск которого громко анонсировали, лоббировали и тщательно изучали, но, в итоге, «замораживали».

Соединительный газопровод, идею строительства которого неоднократно предлагал Азербайджан, является проектом достаточно скромным по масштабу не только из-за небольшой протяженности газопровода и запланированных объемов транспортировки газа (от 10 до 12 миллиардов кубометров газа в год). Он является скромным по cути. Проект предусматривает прокладку трубопровода не между двумя берегами Каспийского моря, как предлагалось ранее, а между двумя шельфовыми месторождениями, с опорой на азербайджанское нефтяное месторождение Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ), которое разрабатывает BP.

Концепция проекта заключается не в том, чтобы продавать газ с месторождения Банка Ливанова, а, по крайней мере, на начальном этапе, транспортировать с туркменского месторождения только «попутный газ», который выделяется в результате нефтедобычи и на данный момент сжигается. В результате разработчики могут представить проект как осуществимый и экологически безопасный. Представители TCR утверждают, что эти объемы «попутного газа» можно продавать на рынки Азербайджана и Южного Кавказа, так как реальные объемы добычи собственного газа в Азербайджане в настоящий момент ниже запланированных. Для удовлетворения увеличивающегося внутреннего спроса в течение последних лет Азербайджан был вынужден импортировать газ из Ирана и Россию.

В настоящее время компания TCR ищет инвесторов для финансирования не самого проекта, а для проведения технико-экономического обоснования, в рамках которого будет оценена его техническая осуществимость и коммерческая целесообразность. Только после этого будет ясна полная стоимость проекта. Однако, с использованием уже готовой инфраструктуры месторождения АЧГ в Азербайджане, стоимость проекта оценивается от 500 до 800 миллионов долларов, что намного дешевле, чем строительство полноценного Транскаспийского трубопровода.

Несмотря на скромность проекта, кажется, что амбиции важнее. Проект может стать первым шагом на пути к транзиту бОльших объемов газа через Каспий. «Проект послужит доказательством осуществимости поставок туркменского газа на Запад, если правительство Туркменистана заинтересуется возможностью расширения экспорта газа на новые западные рынки», – заявил бывший посол США в Туркменистане Алан Мастард, который является одним из руководителей Trans Caspian Resources в интервью Eurasianet.

Эта новость не cтала неожиданностью. В течение последних двух лет лица, связанные с новой американской компаний, занимались активным продвижением проекта. В качестве основных аргументов в его пользу использовались скорее геополитические аргументы. «США знают, что чем меньше Европа зависит от поставок энергоресурсов из России, тем меньше она подвержена давлению со стороны Москвы, и, автоматически, тем лучше для НАТО. Страны Евросоюза активно ищут альтернативу российским энергоресурсам. Азербайджан старается укрепить свои позиции как основного энергетического центра в регионе, в то время как Туркменистан переживает тяжелейший экономический кризис и отчаянно нуждается в новых и надежных рынках для экспорта газа», – заявили Люк Коффи и Эфган Нифтри в мае 2020 г.

Геополитика между строк читается в истории создания Trans Caspian Resources и в биографиях ее ключевых участников. Компанию, основанную во Флориде в апреле прошлого года, возглавляют Аллан Мастард, бывший посол США в Туркменистане и Берт Уотсон, опытный американский лоббист в сфере энергетики. «Состав руководства TCR может пролить свет на возможные причины создания проекта. Компанию возглавляет менеджер по связям с правительством, а среди ее руководства – бывшие менеджеры BP, бывший посол США в Туркменистане и американский бизнесмен азербайджанского происхождения», – отмечает Рауф Маммадов, исследователь в области энергетической политики из Вашингтона.

Маммадов подчеркивает, что «назвать проект геополитическим шагом американский властей, было бы несколько спекулятивно, хотя его реализация определенно cоответствует стратегическим целям США. Проект представляет общий интерес для всех его участников, в том числе для правительств США, Азербайджана, Туркмении, а также для BP и консорциума “Шах-Дениз”». Однако, строительство проекта может затормозить то же, что помешало реализации других его вариантов – молчаливое вето России и Ирана на прокладку трубопровода по дну Каспия. Москва и Тегеран в течение долгого времени противились согласованию юридического статуса Каспийского моря (Считается ли Каспий озером или морем? Как пяти прибрежным государствам следует разграничить и использовать дно и недра Каспийского моря?).

В оптимистических статьях, посвященным новому проекту Транскаспийского трубопровода и опубликованным около года назад, говорится, что сейчас можно опираться на Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, ратифицированную в 2018 г. пятью прикаспийскими государствами. «Однако, часто забывают, что Конвенция еще не была ратифицирована Ираном, и что в документе прописан целый ряд мер, особенно касающихся экологической безопасности, которые дают России и Ирану рычаги воздействия для того, чтобы не допустить строительство трубопроводов в каспийской акватории», – рассказал западный дипломат, занимающийся вопросами Каспийского бассейна, который пожелал остаться анонимным.

Разбор Конвенции о правовом статусе Каспийского моря можно прочесть по ссылке.

В настоящее время TCR нужно заручиться поддержкой проекта со стороны Баку и Ашхабада. Так как с Баку у компании сложились более тесные отношения, чем с Ашхабадом, необходимо сначала заняться лоббированием проекта в Туркменистане. «Мне непонятна политическая воля двух сторон, заинтересованных в запуске проекта после проведения его технико-экономического обоснования и обнародования его результатов.  В частности, я не уверен, что туркменское правительство поддержит реализацию проекта, учитывая, как медленно в Ашхабаде принимаются решения в области энергетической политики», – сказал Лука Анчески, профессор университета Глазго, занимающийся Центрально-азиатскими исследований и автор книги «Внешняя политика Туркменистана – позитивная нейтральность и консолидация туркменского режима». Два ведущих сотрудника региональных энергетических компаний подтверждают такое видение ситуации: «учитывая авторитарный характер режима, политические решения в Туркменистане принимаются крайне медленно из-за страхов и опасений, которые движут высокопоставленными туркменскими чиновниками».

Однако, необходимо отметить, что г-ну Мастарду разрешили представить проект на 26-ой международной нефтегазовой конференции, которая проходила в Туркменистане в октябре 2021 года. «Необходимо отметить, – считает Рауф Маммадов, – что компания Trans-Caspian Resources была основана спустя всего несколько месяцев после визита Гурбангулы Бердымухаммедова в Азербайджан, где президент Туркменистана с энтузиазмом поддержал выход взаимоотношений между Ашхабадом и Баку на новый уровень. Затем г-н Бердымухаммедов и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев подписали ряд межправительственных соглашений, способствующих дальнейшему торгово-экономическому партнерству между странами». Это не могло не остаться незамеченным для тех, кто наблюдает за развитием событий в регионе.

21 января 2021 года президенты подписали Меморандум о взаимопонимании по совместной разведке и разработке еще одного шельфового газового месторождения «Достлук», что стало четким сигналом того, что Ашхабад готов преодолеть давние противоречия по поводу углеводородных ресурсов на Каспии. «Компания TCR не могла найти лучшего времени для осуществления проекта, который будет способствовать развитию Транскаспийского газопровода. Тем не менее, для дальнейшей реализации проекта потребуется тесное сотрудничество между Ашхабадом и Баку», – заявил Маммадов.

Туркменистан, обладающий четвертыми по величине мировыми запасами газа, будет в выигрыше от реализации проекта. Однако, потенциальные промышленно-торговые факторы реализации проекта требуют безотлагательных и решительных мер, так как энергетические рынки становятся все более нестабильными из-за ускоряющегося перехода на «экологически чистые» энергоносители. «Если проект не будет реализован в самое ближайшее время, окно возможности для прибыльной транспортировки Каспийского газа на Запад с учетом волатильности рынка и, что особенно важно, с учетом изменяющейся структуры спроса в Европе, может закрыться», – предупреждает Лука Анчески.

13 января, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели