Транскаспийский коридор в условиях российско-украинского конфликта — взгляд эксперта
Зарубежные материалы по Каспию

Транскаспийский коридор в условиях российско-украинского конфликта — взгляд эксперта

На аналитическом портале американского Института Центральной Азии и Кавказа и шведского Центра исследований Шелкового пути – The CACI Analyst, опубликована статья турецкого исследователя — доктора Сельчука Чолакоглу, который является директором-основателем Турецкого центра Азиатско-Тихоокеанских исследований и преподавателем программы глобализации и развития в Объединенном международном колледже BNU-HKBU.

В преамбуле к статье под названием «Средний коридор и российско-украинская война: рост нового регионального сотрудничества в Евразии?» (The Middle Corridor and the Russia-Ukraine War: the Rise of New Regional Collaboration in Eurasia?) отмечается, что после начала Специальной военной операции на Украине режим санкций против России, введенный Западом, в сочетании с российскими контрсанкциями, повлиял на все: от энергетических ресурсов и логистики до банковских операций и таможенных процедур. Западные страны поняли, что Москва может использовать свое геополитическое положение и логистические сети в качестве оружия. Стратегическая чрезмерная зависимость от российских энергоносителей, рынков и логистики создала значительные проблемы для соседних стран из‑за растущей политической напряженности между Западом и Россией. Такое развитие событий подрывает позиции Северного (российского) коридора как основного сухопутного коридора Восток-Запад. В свою очередь, альтернативный Средний (Транскаспийский) коридор в настоящее время сталкивается с наилучшей возможностью занять лидирующие позиции в соединении Европы и Азии.

ПРЕДЫСТОРИЯ: Средний коридор, официально известный как Транскаспийская инициатива «Средний коридор Восток-Запад», отражает перспективы Турции и других стран региона в отношении Шелкового пути. От своей восточной конечной точки Средний коридор пересекает Китай в Казахстан, прежде чем достичь каспийских казахских и туркменских портов. Морское сообщение соединяет Средний коридор с азербайджанскими портами. Затем он проходит через Южный Кавказ через Грузию, прежде чем достичь Турции, а затем Европейского союза (ЕС). Страны региона в бассейнах Каспийского и Черного морей считают Средний коридор дополнительной логистической сетью к китайской инициативе «Один пояс и один путь» (BRI) и проекту ЕС «Шелковый ветер».

Узким местом Среднего коридора является отсутствие целостной транспортной бизнес‑экосистемы в странах Каспийского и Черного морей. Средний коридор до сих пор остается региональной инициативой. Его грузоперевозкам не хватает прозрачности, особенно в отношении стоимости его расширенного участка в Европе, что требует переговоров с различными сторонами. Кроме того, Средний коридор пересекает пять границ и пересекает одно или два моря, в зависимости от того, куда направляется груз.

Для сравнения, маршрут через Новый Евразийский сухопутный мост (NELB) через Северный коридор имеет очевидные преимущества. Что касается транспортных расходов, страны, расположенные вдоль Северного коридора, подписали долгосрочные межправительственные соглашения со зрелыми операциями, и поэтому их транспортные расходы относительно фиксированы. Северный коридор также более выгоден в своей реальной эксплуатации, чем Средний коридор, поскольку в нем более развита деловая активность, лучшие технические условия и задействовано меньше стран.

В качестве примера разницы во времени между двумя маршрутами можно привести транспортировку по Китайско‑европейскому железнодорожному экспрессу, который соединяет Германию и соседние страны с центральными и западными городами Китая, из центрального китайского города Сиань в Прагу по Северному коридору обычно занимает 12 дней. Та же транспортировка по Среднему коридору занимает 18 дней.

Хотя Средний коридор является одним из шести официальных коридоров ОПОП, ни китайские финансы, ни китайские компании до сих пор не принимали чрезмерного участия. Пекин также в значительной степени не участвовал в развитии портов вокруг Каспийского и Черного морей.

Тем не менее, российско-украинский конфликт и режим санкций против России, введенный Западом, кардинально изменили эту картину. Если санкции останутся в силе, Северный коридор не будет использоваться, несмотря на его экономические преимущества.

ПОСЛЕДСТВИЯ: Средний коридор в настоящее время сталкивается с наилучшей возможностью за всю историю обеспечить доминирующее положение в соединении Европы и Азии. Одним из позитивных событий является приоритет, который Организация тюркских государств уделяет повышению пропускной способности и эффективности перевозок, а также рыночной конкурентоспособности Среднего коридора. Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан в качестве полноправных членов, а также Туркменистан и Венгрия в качестве наблюдателей продолжают содействовать строительству транспортной инфраструктуры и активно координируют свои действия с другими странами вдоль маршрута, чтобы упростить транзитные процедуры.

После начала военных действий России на Украине в феврале 2022 года страны Кавказа и Центральной Азии активизировали свои усилия по обеспечению дальнейшего взаимодействия через Средний коридор. Поскольку Москва несколько раз временно перекрывала Каспийский трубопровод, по которому примерно 80 процентов казахстанской нефти экспортируется в российский черноморский порт Новороссийск, Астана поручила казахстанским нефтяным компаниям разработать новые маршруты доставки в дополнение к существующим российским. Казахстан также играет важную связующую роль между Европой и Азией, и ежегодно через Азербайджан и Грузию перевозится более миллиона контейнеров.

Грузия также активизировала свою работу с Азербайджаном, Казахстаном и Турцией, чтобы обеспечить конкурентоспособность и максимальное использование Среднего коридора. Кроме того, стратегическое энергетическое сотрудничество ЕС с Азербайджаном было расширено в прошлом году с подписанием исторического документа об удвоении объема экспорта газа в ЕС к 2027 году. Это должно оказать положительное влияние на желательность Среднего коридора, а также на его поддержку ЕС. Аналогичный аргумент можно привести в контексте НАТО.

Если Баку и Ереван достигнут окончательного мирного соглашения по нагорно-карабахскому вопросу, Армения, скорее всего, интегрируется в Средний коридор. Возобновление прямых грузовых авиаперевозок между Арменией и Турцией в январе 2023 года после блокирования в течение трех десятилетий является хорошей отправной точкой.

В рамках своей глобальной стратегии по ограничению глобального влияния Китая США могли бы увидеть стратегическое преимущество в поощрении строительства более интегрированного рынка с участием ЕС и стран бассейна Каспийского моря, вместо того, чтобы позволить этому интеграционному процессу дойти до самого Китая. В этом случае Средний коридор станет логистическим центром для содействия интеграции между странами Европы, Каспия и Центральной Азии.

ЕС уже взял на себя аналогичное обязательство увеличить логистическую интеграцию на восток, хотя, возможно, по другим причинам. ЕС планирует инвестировать до 2 миллиардов евро в рамках своего плана по дальнейшему расширению своей Трансъевропейской транспортной сети (TEN‑T) в страны Восточного партнерства, в которые входят Азербайджан и Грузия.

Как с геополитической, так и с геоэкономической точки зрения, главная привлекательность Среднего коридора заключается в том, что он не пересекает Россию. И западные страны, и Китай рассматривают это как стратегическое преимущество, учитывая нынешние обстоятельства. Несмотря на дружественные и, возможно, углубляющиеся китайско-российские отношения, Пекин стремится построить альтернативные соединения на сухопутном Шелковом пути, ведущем в Европу. В течение многих лет Москва и Пекин негласно разделяли обязанности в Центральной Азии: Россия играла ведущую роль в вопросах безопасности, а Китай — в экономических вопросах. Сейчас ситуация меняется в контексте российско-украинского конфликта.

И последнее, но не менее важное: война резко изменила точку зрения Москвы на Средний коридор. Развитие инфраструктуры вдоль Среднего коридора открывает новые логистические возможности для России, в то время как Северный коридор был заблокирован западными странами из-за санкций. Поскольку Турция, Грузия, Азербайджан и Казахстан стали важнейшими коридорами для выхода России на международные рынки, Средний коридор превратился в логистическую возможность для МТК «Север-Юг», а не в прямой вызов Северному коридору.

ВЫВОДЫ: Геополитические условия убедительно свидетельствуют о том, что Средний коридор будет использоваться чаще, как альтернатива Северному коридору. Несмотря на то, что Средний коридор является одновременно менее эффективной и более дорогостоящей альтернативой Северному коридору, в настоящее время он является предпочтительным маршрутом.

ЕС и НАТО рассматривали Средний коридор как альтернативу для достижения Южного Кавказа и Центральной Азии и поддерживали геополитическую независимость стран региона от России. Это также дает Пекину шанс разработать альтернативы Северному коридору в Евразии, не вызывая гнева Москвы. Расширение альтернативных логистических сетей через Евразию уменьшит геоэкономическую уязвимость Китая.

Поскольку все основные участники, включая Китай, Россию, ЕС и США, положительно относятся к этой инициативе, пришло время посмотреть, возможно ли реализовать Средний коридор в качестве полнофункционального узла.

Подготовил Влад Кондратьев

25 февраля, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели