Транскаспийский маршрут МТК «Север-Юг» пока не справляется с возросшим грузопотоком
Каспийский транзит

Транскаспийский маршрут МТК «Север-Юг» пока не справляется с возросшим грузопотоком

В марте 2023 г. сроки перевозки из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по транскаспийской ветке международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» увеличились год к году до 60 дней, а цена – в 2 раза до $7000 за 20-футовый контейнер (TEU).

Данные тенденции обусловлены тем, что российские порты пока не справляются с растущим грузопотоком из-за нехватки причалов, терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, малого числа судов на рейсах Иран – Россия, заторов в обмелевшем Волго-Донском канале.

Об этом сообщается на сайте компании РЖД со ссылкой на обзор компании ПЭК, выдержки из которого приводят «Ведомости».

Отмечается, что за год компании нарастили грузопоток из Юго-Западной Азии и с Ближнего Востока. В частности, у STS Logistics объем доставки из Индии, Ирана, Азербайджана в январе-феврале 2023 г. увеличился на 60% в годовом выражении. ПЭК нарастила грузопоток из Индии и Азербайджана на 27%. На 100% выросли перевозки у «Русиранэкспо» из Индии, Ирана и Азербайджана, на 20% – у Prime Shipping Agency LLC. Абсолютных цифр компании не приводят.

Устойчивый рост перевозок наблюдается по всем маршрутам МТК. Так, в феврале 2023 г., по оценкам компании Novelco, в порты Индии доставляли 166 000 тонн грузов в сутки (в 2 раза больше аналогичного периода 2022 г.).

Мощности не справляются с растущим объемом перевозок, поэтому срок доставки по транскаспийской ветке МТК за год увеличился с 45 до 60 дней, рассказал директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов.

Помимо нехватки провозной способности инфраструктуры МТК – как морской, так и железнодорожной – при транзите через Иран между Рештом и Астарой нет железной дороги и приходится перегружать товар на автотранспорт, добавил коммерческий директор Sota Logistic Кирилл Латинский.

Срок доставки из Индии в Россию составляет 55 дней. Перевозка из отдаленных стран Африки и Южной Америки занимает 65 дней, отметила директор по развитию бизнеса Prime Shipping Agency LLC Саният Мустафаева.

На фоне ажиотажа тарифы взлетели в 2 раза с $3450 до $6000-7000 за 40-футовый контейнер, рассказал гендиректор «Русиранэкспо» Александр Шаров.

Компании также сталкиваются с нехваткой рейсов на Каспии. В декабре 2022 г. – марте 2023 г. часть контейнеровозов здесь приостанавливают работу, перевозки становятся менее выгодными из-за необходимости оплачивать ледовую проводку, рассказал гендиректор STS Logistics Кирилл Власов. Представитель ПЭК отмечает, что расходы на проводку распределяются между всеми компаниями и закладываются в тариф, а из-за недостатка мощностей в зимний период суда простаивают на рейде Астрахани от 5 до 30 дней.

Суда могут простаивать на рейде до двух недель и из-за нехватки портовых мощностей, добавил Иванов. Астрахань включает 16 терминалов, каждый из которых способен вместить до трех судов, следует из данных Администрации морских портов Каспийского моря. Не хватает портальных кранов и железнодорожных подъездных путей, отметил Шаров. Власов добавил, что на 21 марта склады временного хранения в порту переполнены.

Пропускную способность ограничивает и загрязнение песком, илом Волго-Донского канала, рассказал замдиректора ПЭК Вадим Филатов. Проходная осадка канала составляет 4,2 м, но порядка 150 дней в году показатель ниже. Реконструкция канала запланирована на 2027 г., отмечается в обзоре ПЭК.

Транскаспий перегружен, поэтому компании перенаправляют грузопотоки на восточную и западную ветки МТК. На выбор маршрута доставки влияет и конечная точка назначения. Например, по восточному коридору удобнее доставлять грузы из Индии, Ирана в Казахстан, Узбекистан и Туркмению, пишут аналитики ПЭК. Срок доставки здесь может увеличиться из-за того, что промежуточная станция на границе между Ираном и Туркменией – Серахс – регулярно переполнена, говорится в обзоре ПЭК. На 21 марта срок ожидания перегрузки здесь составляет до пяти дней. Поэтому компании будут отдавать предпочтение станции Инче-Бурун, которая к тому же расположена на 800 км ближе к европейской части России, чем Серахс, рассказал Шаров из «Русиранэкспо».

После запуска регулярного железнодорожного сервиса в марте стоимость доставки по восточному маршруту снизилась на 44% (по сравнению с июлем 2022 г.) до $7000 за TEU, рассказал Власов. Единственный маршрут МТК «Север – Юг», который может сравниться с Суэцким каналом по срокам доставки из Индии в Россию, – западный, уточнил он. Здесь транзитное время перевозки – 40 дней. Стоимость доставки на западном маршруте за год снизилась в 2 раза до $6500 за TEU, указывает бизнес-посол Куликова.

Старший консультант SBS Consulting Нил Леонтьев отмечает, что доля Каспийского бассейна «исторически была незначительна» и составляла около 1% от общего объема всех бассейнов. «В 2022 г. перевалка сухих грузов в портах бассейна составила 3,2 млн тонн (основа – экспорт-импорт насыпных и генеральных грузов) и 2,8 млн тонн наливных грузов (в основном транзит)», – говорит он. Общий объем грузоперевозок по маршруту к 2030 г. он оценивает на уровне 25 млн тонн, из которых примерно половина – контейнеры.

В связи с отмечающимися проблемами следует отметить, что Правительство Российской Федерации разрабатывает комплекс мер по их устранению.

Так, в конце марта премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина заявил, что Правительство России актуализирует планы по развитию транспортно-логистических коридоров.

Речь идет о дорожных картах по расширению международного коридора Север — Юг, а также Азово-Черноморского и восточного направлений. Они были утверждены правительством в декабре прошлого года.

«По итогам нашего обсуждения проведем доработку планов по развитию транспортных коридоров и актуализируем итоговый перечень мероприятий до конца первого полугодия. Важно, чтобы все они были обеспечены финансированием в полном объеме», — указал Мишустин.

Председатель правительства обратил внимание, что эти планы носят комплексный характер, включают в себя развитие автомобильных дорог, водных путей и увеличение пропускной способности морских портов. «А также, что очень важно, модернизацию пунктов пропуска через государственную границу. Решение поставленных задач в этой сфере позволит переориентировать грузопотоки и расширить торгово-экономические связи с дружественными странами, прежде всего Южной и Юго-Восточной Азии, Прикаспийского региона, Закавказья, Персидского залива и стран Африки», — отметил премьер.

Влад Кондратьев

15 апреля, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели