Транспортно-логистический комплекс становится локомотивом «казахстанской экономики».
Колонка редактора

Транспортно-логистический комплекс становится локомотивом «казахстанской экономики».

Политическое руководство Казахстана на протяжении ряда последних лет реализует масштабную программу развития транспортно-логистического потенциала страны, по итогам которой Астана намерена достичь статуса одного из ведущих транспортно-логистических и деловых хабов Евразийского континента.

В одном из своих последних интервью Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев озвучил планы по росту транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу. В частности, лидер государства рассчитывает, что до 2020 года через Казахстан будет проходить 2 млн. контейнеров. Данных показателей планируется достичь, в том числе и за счет развития грузоперевозок через Каспийский регион. В этих целях в рамках мультимодального коридора «Евразийский Трансконтинентальный Коридор» активно развивается железнодорожный маршрут от китайской границы до Каспийского моря. Оттуда китайские товары смогут отправляться по железной дороге через Туркменистан и Иран в Персидский залив и далее ко всем государствам арабского мира и Индию, либо морским транспортом через Каспийское море доставляться потребителям в европейских странах.

Оптимистические ожидания казахстанского руководства базируются на положительных данных экономической статистики. Так, по официальным данным в 2016 году Казахстан улучшил позиции в международном рейтинге эффективности транспортной логистики (LPI Всемирного банка), поднявшись с 88 на 77 место (в сравнении с 2014 годом), этот показатель стал лучшим среди стран СНГ.

В прошлом году транспортно-логистический комплекс Казахстана (ТЛК) также обеспечил 7,8% валового внутреннего продукта против 7,6% годом ранее, доходы перевозчиков выросли за год на 22,5%, причем более трети обеспечили грузоперевозки.

Транспорт также является ключевым сектором, обеспечивающим рост ВВП страны. К примеру, в 2016 году, наряду промышленностью и строительством, транспортная отрасль внесла главный вклад в рост валового продукта, прибавив 3,9%. Примечательно, что транспортно-логистический сектор также стабильный драйвер сервисной сферы и лидировал по итогам 2016 года (ИФО — 103,5%), также как и в 2015 (ИФО — 105,7%).

ТЛК активно привлекает и зарубежные инвестиции. За январь-июль 2017 года общий объем инвестиций в основной капитал транспортно-логистического сектора достиг 569,4 миллиарда тенге — это на 12,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Инфраструктурная отрасль, как один их ключевых центров инвестпритяжения, обеспечивает уже 14,1% от всего портфеля капитальных инвестиций в РК, против 13,8% в прошлом году.

Дальнейшие перспективы роста эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса РК во многом связаны с успешным развитием транспортной инфраструктуры РК, в том числе морской в Каспийском регионе.

В настоящее время береговая транспортная инфраструктура Казахстана на Каспии включает три действующих морских порта: Актау, Курык и Баутино.

Порт Актау задействован в перевалке грузов в экспортно-импортном и транзитном сообщении, его доля в обеспечении грузовых перевозок в Каспийском бассейне составляет порядка 25%. В порту Курык в декабре 2016 года запущен первый пусковой комплекс паромного терминала (на сегодняшний день перевалено 420 тыс. тонн грузов. План до конца года — до 1 млн тонн.). Порт Баутино специализируется как база поддержки морских нефтяных операций. Объем перевалки грузов через порт Актау за 2016 год составил 5842 тыс. тонн, что почти равняется уровню 2015 года (5 896 тыс. тонн). Казахстанским морским транспортом за 2016 год перевезено 3082 тыс. тонн грузов, что больше показателя 2015 года на 7%.

Таким образом, предпринимаемые руководством Казахстана меры по развитию транспортно-логистического комплекса дают видимый экономический эффект. С учетом того, что перспективы дальнейшего роста данной отрасли экономики во многом связаны с  развитием транспортного комплекса на Западе страны – на каспийском побережье, следует ожидать, что Астана продолжит уделять большое внимание своей каспийской политике и отстаиванию своих национальных экономических интересов в данной сфере.

Подробнее см.:

  1. Как развивается транспортная отрасль Казахстана, https://forbes.kz/news/2017/08/22/153008/.
  2. Глава государства объяснил выгоду для Казахстана контейнерных перевозок из Китая, http://www.inform.kz/ru/glava-gosudarstva-ob-yasnil-vygodu-dlya-kazahstana-konteynernyh-perevozok-iz-kitaya_a3057047.
  3. Транспортно — логистический сектор занял первое место по росту ВДС в РК, https://www.kursiv.kz/news/industry/transportno-logisticeskij-sektor-zanal-pervoe-mesto-po-rostu-vds-v-rk/.
Сентябрь 11, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели