«Тюркская интеграция» для Туркменистана – оценки российских экспертов
Комментарии экспертов

«Тюркская интеграция» для Туркменистана – оценки российских экспертов

Турция активно продвигает свои интересы в Центральной Азии с 2000-х годов. В случае Туркменистана отношения двух стран строятся на платформе «Одна нация, два государства», которую в Анкаре используют для стран, с которыми планируют самую глубокую интеграцию. Однако, в отличие от Азербайджана, Туркменистан остается закрытой страной и сохраняет обособленность от политических организаций под эгидой Анкары (Организация тюркских государств, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран), заявляя о всеобъемлющем нейтралитете. Лишь в конце 2021 года, когда Тюркский совет был преобразован в международную организацию, Ашхабад согласился на статус государства-наблюдателя.

Между тем современная турбулентность в Афганистане может стать вызовом для туркменистанского нейтралитета. Если нестабильность на афганской границе будет нарастать, это может привести к вступлению Ашхабада в один из военных блоков. Турция может предложить Туркмении углубить военное сотрудничество: с середины 2010-х годов Анкара наравне с Пекином является основным поставщиком вооружений для туркменской армии. В июле 2021 года Анкара заключила контракт с Ашхабадом на $37 млн на поставку беспилотников Bayraktar.

Единственной протурецкой организацией, куда официально вступил Ашхабад, стал ТЮРКСОЙ – инструмент «мягкой силы» Анкары. Однако Туркменистан дистанцируется от большинства культурных мероприятий организации – за исключением 2015 года, когда столицей «тюркского мира» был объявлен туркменский город Мерв. Ашхабад ограничил работу Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (ТИКА), как инструмента гуманитарного влияния Анкары, а в 2011-м за «продвижение пантюркизма» в стране были закрыты турецкие школы Фетхуллаха Гюлена.

Единственным рабочим инструментом «мягкой силы» Анкары остается обучение туркмен в самой Турции — в 2021 году туркменские студенты стали первыми по численности в турецких вузах, оставив позади даже азербайджанцев. Однако остается вопрос, вернутся ли эти студенты на родину, став проводниками турецкой культуры, или захотят ассимилироваться в самой Турции.

Наиболее активно Туркменистан и Турция сотрудничают в экономике: уже в 1990-е доля Анкары во внешней торговле Ашхабада составляла от 10 до 16 %. На сегодня туркмены закупают до 26 % заграничных товаров именно в Турции, которая остается лидером туркменистанского импорта. Однако в экспорте Ашхабада с 2010-х годов лидирует Китай – на сегодня в КНР идут 78 % товарных поставок, основная доля закупок приходится на газовые поставки.

Такому положению способствовало развитие газопровода Туркменистан – Китай, открытого в 2009 году и на следующий год вышедшего на проектную мощность. Сегодня почти весь туркменский газ потребляется либо внутри страны, либо поставляется в Китай. При этом нет гарантии, что КНР будет наращивать объемы закупок, учитывая ценовую политику Туркменистана и активную конкуренцию со стороны «Газпрома» на китайском рынке.

Анкара, стремящаяся к статусу международного энергетического хаба, стремится перенаправить на себя часть поставок туркменистанского газа – с возможностью реэкспорта в Европу. В конце 2020 года был запущен Трансадриатический газотранспортный маршрут от месторождения Шах-Дениз в Азербайджане до Италии. В эту систему планируется включить и Туркменистан – с постройкой Транскаспийского трубопровода. В 2021 году исчезло одно из главных препятствий к строительству: Баку и Ашхабад урегулировали спор по нефтяному месторождению на каспийском шельфе, с этого момента оно получило название «Достлуг» («Дружба»). Вторая проблема – демаркация границ на Каспии, которая была снята на V Каспийском саммите 2018 года в Актау.

Однако договоренности саммита не снимут на 100 % проблему строительства трубопровода: прикаспийские страны, интересам которых противоречат поставки туркменистанского газа в Европу, смогут затормозить проект, ссылаясь на соглашения об охране окружающей среды Каспийского моря. Кроме того, газовый маршрут из Туркмении в Италию будет излишне протяженным, а его создание потребует значительных средств. Это может привести к тому, что туркменистанский газ окажется слишком дорогостоящим и не выдержит конкуренции в Европе.

Полную версию аналитической статьи «Туркменистан и туркоцентричная интеграция» В.Аваткова, А.Рыженкова читайте на сайте ИМЭМО РАН.

Источник: ИАЦ МГУ

2 февраля, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели