Тюркские страны намерены использовать потенциал Транскаспийского коридора
Аналитика, Колонка редактора

Тюркские страны намерены использовать потенциал Транскаспийского коридора

11-12 ноября в Стамбуле состоялся Восьмой саммит Организации тюркских государств (новое официальное название Совета сотрудничества тюркоязычных государств). Анализ выступлений участников форума, а также двух стратегических документов, принятых по итогам Саммита – Итоговой декларации и Концепции Видение Тюркского мира-2040 свидетельствует о том, что страны международного объединения рассматривают Транскаспийский международный транспортный маршрут Восток-Запад (East-West International Trans-Caspian Middle Corridor) в качестве одного из приоритетных проектов развития экономической интеграции между странами-участницами Тюркского Совета.

Восьмой саммит Совета был организован Президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом. В нём приняли участие  Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызской Республики Садыр Джабаров, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и Президент Генеральный секретарь Тюркского совета Багдад Амреев. Первый Президент Республики Казахстан и Почетный председатель Организации тюркских государств Елбасы Нурсултан Назарбаев обратился к участникам Саммита с видеообращением.

Как сообщается в официальном пресс-релизе, в ходе Саммита, который был посвящен теме «Зеленые технологии и умные города в цифровую эпоху», лидеры подчеркнули важность совместных действий по актуальным темам глобальной повестки дня и приняли решения по ряду важных вопросов, касающихся будущего «Организации тюркских государств».

Основными темами повестки дня, среди прочего, были определение новых форм сотрудничества с третьими сторонами и учреждениями, создание Тюркского инвестиционного фонда и утверждение Концепции Тюркского мира-2040, в которой изложены среднесрочные и долгосрочные цели и задачи Организации.

В дополнение к пунктам повестки дня встречи лидеры также обменялись мнениями по ряду важных политических и экономических событий в регионе и подчеркнули растущую роль и многообещающее будущее Организации в решении этих проблем на международной арене. Они выразили мнение о необходимости дальнейшего укрепления плодотворного сотрудничества во всех основных областях, представляющих взаимный интерес, в частности в области расширения торговли и инвестиций, транспорта и логистики, зеленой и возобновляемой энергетики и окружающей среды.

Обращает на себя внимание тот факт, что главы стран Тюркского совета в своих выступлениях неоднократно обращали внимание на важную роль Каспийского моря, которое служит связующим звеном между странами интеграционного объединения.

Так, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сообщив, что в настоящее время торговый оборот между тюркоязычными странами составляет 21 миллиард долларов, подчеркнул необходимость укрепления связей между странами в области транспорта и логистики.

«Для этого мы должны как можно скорее подписать «Соглашение о комбинированных грузоперевозках». Таким образом, мы сможем превратить все дороги между нами, включая проходящий через Каспий Международный средний коридор Восток-Запад, в основные артерии этой географии. Жизненно важное значение в этом смысле имеет и сообщение Азербайджан-Нахчыван», — отметил Эрдоган.

Солидарен с турецким лидером был и глава Азербайджана Ильхам Алиев, который, в частности, отметил важность Зангезурского коридора для обеспечения связанности тюркских государств.

«Что касается Зангезура, хочу напомнить свое выступление на Нахичеванском саммите. В то время я сказал, что советская власть, отделив в 1920 году Зангезур от Азербайджана и передав его Армении, нарушила географическую связь тюркского мира, в этом каждый может убедиться, взглянув на карту. Сегодня мы восстанавливаем эту географию. Реализуя транспортные, коммуникационные проекты, мы вновь связываем, соединяем эту географию, и я надеюсь, что нам удастся в полной мере добиться этого», — заявил Алиев.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в своём выступлении отметил, что планомерное и целенаправленное укрепление экономических и торговых отношений Туркменистан рассматривает в качестве приоритетного вектора сотрудничества с тюркоязычными странами.

«Определённые перспективы в этом направлении у нас имеются, так как считаю, что объединение потенциалов, использование ресурсных, географических, производственных и технологических возможностей наших государств позволят не только оказать мощную поддержку национальным экономикам, но и придать совершенно новое наполнение и качество всей геоэкономической структуре Евразии», — заявил туркменский лидер.

Энергетику и транспорт Гурбангулы Бердымухамедов назвал стратегических сфер взаимодействия. Он отметил, что тюркоязычные государства образуют на Евразийском пространстве «естественный пояс», который соединит Азию и Европу посредством надёжных и стабильных транспортно-энергетических инфраструктур.

«Наши страны способны сыграть ключевую роль в их создании. Это – кратчайший, надёжный и безопасный путь для поставки энергоносителей, товаров и услуг на крупнейшие рынки Азии, Европы и Ближнего Востока по маршрутам Восток–Запад и Север–Юг. В данном контексте подразумеваются проекты создания энергосистем по схеме Каспийский регион–Турция–Европа, а также транспортно-логистических коридоров, призванных возродить Великий Шёлковый путь», — заявил Президент.

Глава Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении обозначил ряд приоритетных направлений, над которыми тюркские страны могли бы работать сообща. В их числе он назвал и экономическое сотрудничество, важную роль в развитии которого может сыграть создаваемая в г. Туркестане Республики Казахстан особая экономическая зона «ТУРАНСЭЗ» («TURANSEZ») для тюркских государств.

Вышеобозначенные подходы глав тюркоязычных стран нашли отражение в Итоговой декларации Саммита и Концепции Видение Тюркского мира-2040.

Так, в декларации Восьмого саммита Организации тюркских государств отмечаются следующие решения:

  • Поддержать итоги совещания по видеоконференции и Пятого совещания министров транспорта, состоявшихся соответственно 30 апреля 2020 года и 14 октября 2021 года в Будапеште, дать указание соответствующим учреждениям государств-членов продолжать создавать благоприятные условия и упростить административное управление, процедуры по превращению Международного транскаспийского среднего коридора Восток-Запад в более эффективный, устойчивый и бесперебойный маршрут;
  • Поручить доработать «Соглашение о международных комбинированных грузовых перевозках между государствами-членами Организации тюркских государств» в качестве важного шага для облегчения транспортных операций по Международному транскаспийскому среднему коридору Восток-Запад;
  • Выделить Зангезурский коридор как появляющуюся возможность для улучшения связности в рамках Международного транскаспийского среднего коридора Восток-Запад и настоятельно призвать соответствующие органы государств-членов поддержать усилия правительства Азербайджанской Республики по его скорейшей реализации;
  • Принять меры по облегчению таможенных и административных процедур для использования всего потенциала Международного транскаспийского среднего коридора Восток-Запад и оживить Шелковый путь посредством таможенного сотрудничества в рамках проекта «Караван-сарай», что будет способствовать гармонизации и упрощению процедур пересечения границ;
  • Приветствуется приглашение Казахстана участвовать в особой экономической зоне «ТУРАНСЭЗ» («TURANSEZ») для тюркских государств, которая будет создана в Туркестане с целью усиления экономического сотрудничества и взаимосвязи между тюркоязычными государствами, в том числе через Международный транскаспийский средний коридор Восток-Запад (East-West International Trans-Caspian Middle Corridor).

Аналогичные пункты содержит и Концепция Видение Тюркского мира-2040. В документе страны в числе приоритетных направлений дальнейшего  развития сотрудничества в рамках Организации тюркских государств в следующие два десятилетия называют следующие:

  • Либерализация транспортных секторов государств-членов, включая транзитные проездные, для ускорения транспортных операций с минимальными логистическими затратами и устранения нефизических барьеров для эффективных, стабильных, быстрых и беспрепятственных перевозок по Международному транскаспийскому среднему коридору Восток-Запад;
  • Использование существующих и перспективных региональных транспортных коридоров в общих интересах государств-членов и их интеграции в Международный транскаспийский средний коридор Восток-Запад;
  • Превращение Международного Транскаспийского среднего коридора Восток-Запад в самое короткое и безопасное транспортное соединение между Востоком и Западом и включение государств-членов в региональные и глобальные цепочки поставок и создания стоимости через этот коридор;
  • Гармонизация транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузовыми перевозками для Международного транскаспийского среднего коридора Восток-Запад.

В заключение следует сделать вывод, что итоги Восьмого саммита Организации тюркских государств наглядно свидетельствует о стратегическом значении Каспийского моря в современных региональных геополитических процессах. Именно Каспий должен стать тем мостом, который призван объединить сегодня так называемый Тюркский мир.

Кроме этого, итоги Саммита в Стамбуле подтверждают прогнозы аналитиков о значительном усилении позиций Турции на Каспии. Турция, которая некогда совместными усилиями Персии и России была фактически лишена доступа к Каспийскому морю, сегодня становится всё более важным региональным актором. Военное сотрудничество с Азербайджаном, участие в Транскаспийском транспортном коридоре, вкупе с транзитом в перспективе туркменского природного газа, позволяют Анкаре всё увереннее позиционировать себя, как ключевого участника «каспийской геополитической игры».

Влад Кондратьев

17 ноября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели