Угрожают ли России китайские поезда? — аналитика от «Царьграда»
Повестка дня

Угрожают ли России китайские поезда? — аналитика от «Царьграда»

24 января в Баку прибыл первый поезд из китайского города Урумчи. Состав, гружённый инженерным оборудованием, выехал из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая пятью днями ранее. Проехавший через перевал Алатау груз доставили в казахстанский порт Курык, откуда через Каспийское море на пароме переправили в азербайджанскую столицу.

Конечная цель китайских товаров, следующих через Каспий ­– это Европа. Китай прорабатывает любые возможности для расширения и оптимизации своей торговли с Европейским союзом. Наряду с инициативой о свободной торговле с ЕС, которую пока Брюссель опасается создавать, и скупкой китайцами европейских компаний, частью это стратегии выступают транспортные возможности.

Отметим, что с 2013 по 2016 год экспорт Поднебесной в Старый Свет вырос с 280 до 344 миллиардов евро, опередив экспорт США в ЕС. За тот же период товарооборот КНР со странами-участниками «Шелкового пути» составил $3 трлн., а совокупный вклад Китая в проект превысил триллион долларов.

Известно, что у китайского «Нового шелкового пути» есть несколько маршрутов, в том числе северный — через Россию и южный (самый короткий) через Иран. Однако, как показывают события, наиболее близким к реализации оказался срединный путь, включающий в себя Китай, Среднюю Азию, Закавказье, Турцию и конечный пункт – Евросоюз. Каспийский маршрут стал возможным во многом благодаря пуску железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» (БТК) в ноябре 2017 года. На церемонии открытия присутствовали лидеры Азербайджана, Турции и Грузии.

Баку-Тбилиси-Карс: угроза или возможность для России

Примечательно, что на момент запуска БТК отдельные эксперты говорили, что участие Китая в проекте – отдаленная перспектива. Не случайно в заявлении ЕС, где он приветствует открытие транспортного коридора, нет упоминания слова «Китай». Однако турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган «попал в точку», поспешив в ноябре прошлого года объявить о «создании прямого железнодорожного соединения между Лондоном и Китаем». Не прошло и трёх месяцев, как китайцы уже присоединились к БТК.

Активизация евро-китайской торговли вызывает тревоги у отдельных специалистов, рассматривающих БТК как «антироссийский проект» или проект «в обход России». Безусловно, наращивание товаропотоков из КНР в ЕС через Кавказ в отсутствии российского маршрута станет большим экономическим упущением для Москвы. Ведь те же самые товары можно переправлять напрямую через Россию и Беларусь и на более выходных Пекину условиях.

«Угрозу БТК для России не представляет абсолютно, это даже не альтернативный маршрут доставки товаров с Востока на Запад. Маршрут доставки товаров в Европу, а именно этот пункт назначения является для нас самым важным, через Россию экономически будут всегда выгоднее, т.к. меньше таможенных постов, короче путь, следовательно, сокращается время доставки»,

—  заметила доцент кафедры мировой экономики МГИМО Нигяр Масумова. 

Прежде чем обижаться на Китай и страны-транзитеры, которые «обманули» Россию, следует понять, что «Один пояс. Один путь» задуман Пекином как разветвленный транспортный проект, сочетающий в себе одновременно несколько маршрутов. И заинтересованный в диверсификации своих поставок Китай, безусловно, не будет «складывать все яйца в одну корзину». А промежуточные страны, как Казахстан, Азербайджан и Турция, используют свое географическое положения, чтобы получить дополнительные барыши за транзит.

Политолог Павел Клачков видит в БТК скорее возможность для России, нежели опасность:

«БТК – это инструмент, которым России нужно научиться пользоваться. Мы будем обязательно учитывать этот транспортный коридор, его значение в новых глобальных транспортных раскладах».

Напомним, что ещё осенью глава «Азербайджанских железных дорог» Джавид Гурбанов отмечал, что с помощью БТК создаются условия для отправки российского угля, зерна и древесины в Турцию и Европу

«Россия является крупнейшим экспортером древесины в Турцию, а Турция — крупнейшим импортером древесины из России«,

— говорил Гурбанов.

Российская альтернатива для Китая

Несмотря на финансовые трудности, сбрасывать со счетов российский маршрут «Шелкового пути» преждевременно. Здесь имеются два коридора: Северно-евразийский (КНР-Забайкальск – Екатеринбург — Казань — Москва — Санкт-Петербург — ЕС) и Центрально-евразийский (Шанхай — Центральный Китай —  Урумчи – Казахстан — Казань – Москва – Берлин). По разным оценкам, на строительство второго маршрута требуется около 8 трлн рублей, из них свыше 7 млн на участок Брест (Белоруссия) — Достык (Казахстан) и около 0,7 триллиона на Достык — Урумчи (Китай). Строительство первого участка высокоскоростной железной дороги Москва-Казань запланировано на 2018 – 2023. Но начнётся ли оно, пока не совсем ясно.

Главный редактор Информационного агентства «Реалист» Саркис Цатурян высоко оценивает перспективы России и Китая в рамках «Шелкового пути». Он напомнил, что в прошлом году объем перевозок через крупнейший КПП двух стран Маньчжоули  вырос на 62,2%. Эксперт заметил, что  в 2017 году был налажен маршрут из Урумчи на украинскую Полтаву, проходящий через Казахстан и Россию.

Однако, по мнению историка, России требуются больше усилий для интеграции в геоэкономический проект.

«Москве необходимо наращивать автодорожное и железнодорожное строительство, активно модернизировать Трассибирскую магистраль и создавать новые ветки, чтобы сохранить конкурентоспособность. Пока статистика говорит не в пользу нас: за последние пять лет общая протяженность автомобильных дорог Китая увеличилась на 534 тыс. км; что касается России, то в 2017 г. у нас построили только 5 тыс. км дорог, из которых 124 км — в Москве»,

— отметил Цатурян.

Азербайджан ускоряет выход России к Индийскому океану

Надо сказать, что в запасе у России имеется и другой глобальный проект, связывающий её с Южной Азией. Медленно, но верно идут работы по строительству проекта «Север-Юг», соединяющего через реку Астара Россию с Ираном. Далее в Исламской республике маршрут пролегает через порт Бендер-Аббас, откуда товары морским путем последуют в индийский Мумбаи и обратно.

Политический обозреватель аналитического портала «Новая Эпоха» Ниджат Гаджиев отмечает, что благодаря усилиям Азербайджана строительство «Север-Юга» будет ускорено.

«Азербайджан также задействован в железнодорожном проекте «Север-Юг», и он строится достаточно долгое время из-за финансовых проблем у иранской стороны. Поэтому, как и в случае с БТК, Азербайджан выделил Ирану кредит в размере 500 миллионов долларов, для интенсификации строительства этого проекта. И уже к марту 2018 года ожидается, что строительство на иранском участке данного проекта завершится, что даст российской продукции выход к Индийскому океану».

По словам азербайджанского эксперта, если в БТК Баку участвует в «конкурентом» для России проекте, то одновременно в рамках «Север-Юга» Азербайджан «играет против аналогичных западных проектов».

Как видно, Китай не медлит с финансированием и воплощением проектов, выводящих его в ранг экономической сверхдержавы. Россия обладает заметными преимуществами для получения своей выгоды от «Нового шелкового пути», как безопасность и низкие траты на транзит. Однако одного этого оказывается недостаточно. Нужно модернизировать инфраструктуру, идущую к границам Поднебесной.

Автор: Гасанов Камран

Источник

25 января, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели