Управление стратегической конкуренцией в регионе Центральной Азии
Безопасность и милитаризация, Зарубежные материалы по Каспию

Управление стратегической конкуренцией в регионе Центральной Азии

Авторитетные американские эксперты по регионам Центральной Азии и Кавказа, выходящих на берега Каспийского моря — Сванте Э. Корнелл и С. Фредерик Старр, в конце 2020 года опубликовали совместную статью посвящённую вопросам безопасности Прикаспия — Управление стратегической конкуренцией: миротворческие инициативы Казахстана (Managing Strategic Competition: Kazakhstan’s Peacemaking Initiatives).

В преамбуле к статье Сванте Э. Корнелл – директор, и С. Фредерик Старр — председатель Института Центральной Азии и Кавказа и программы исследований Шелкового пути — совместного центра, связанного с американским Советом по внешней политике и Институтом безопасности и развития в Стокгольме отмечают, что в последние годы ситуация с безопасностью на Евразийском континенте становится все более нестабильной.

«Великие державы всё меньше ограничены международными нормами и институтами, подрывая мир и безопасность от Крыма на Западе до Синьцзяна на Востоке. Это создает серьезную проблему для государств Центральной Азии, оказавшихся в центре континента. Некоторые страны, и в частности Казахстан, отреагировали на это растущей международной активностью в деле содействия урегулированию и разрешению конфликтов и противоречий, которые могут повлиять на их безопасность. Это делает страны региона естественными партнерами для Соединенных Штатов и Европы», — пишут американские эксперты.

Ниже редакция портала «Каспийский вестник» публикует подготовленный перевод статьи представителей Института Центральной Азии и Кавказа, в которой американские эксперты в довольно «жестких выражениях» критикуют политику не только России, но и Китая, Ирана и Турции.

Предыстория: В настоящее время стало обычным явлением наблюдать постепенное снижение авторитета норм и институтов, поддерживающих международный мир и безопасность. Это был центральный вектор критики политики администрации Трампа, выраженной в формуле «Америка прежде всего». Хотя этот спад быстро ускорился за последние четыре года, но он начался на десятилетие раньше прихода администрации Трампа.

Ключевым моментом стало вторжение России в Грузию в 2008 году. Москва доказала, что способна силой менять международные границы, и при этом не испытывать после серьезных негативных последствий. Это, в свою очередь, способствовало захвату ею Крыма и Восточной Украины шесть лет спустя, хотя это всё-таки вызвало более существенный западный ответ.

Россия — не единственное государство, которое осознало преимущества односторонних действий. Как отмечает Роберт Каплан в книге «Возвращение мира Марко Поло», Евразийские великие державы все чаще ведут себя не как национальные государства в функционирующей международной системе, а как «империи прошлого», которые делают то, что, по их мнению, им сойдет с рук.

Помимо захвата отдельных участков территории своих соседей, Москва разработала целый инструментарий для вмешательства в дела других стран, широко используя эту «гибридную» тактику и против западных демократий. Китай, со своей стороны, занимается систематическим электронным шпионажем против Запада, помещая целые меньшинства, например уйгуров и казахов в лагеря «перевоспитания» с целью искоренения их отдельной идентичности. Иран, ведущее в мире государство-спонсор терроризма, строит сферу влияния от Ливана до Йемена, убивая диссидентов в Европе по своему желанию. Турция отказалась от своей традиционно осторожной внешней политики и теперь строит военные базы за рубежом, в таких местах, как Сомали и Катар, одновременно активно участвуя во внешних войнах, таких как Сирия, Ливия и конфликт между Арменией и Азербайджаном.

В то время как эти события широко освещаются, судьба стран Центральной Азии и Кавказа, которые окружены этими великими державами, вызывает значительно меньший интерес. Эти государства, не имеющие выхода к морю, сильно зависят от окружающих держав как в плане экономического развития, так и в плане безопасности. Это делает все более неограниченное поведение этих сил почти экзистенциальной проблемой для этих молодых наций.

Последствия: То, как они справились с этой ситуацией, заслуживает дальнейшего внимания. Двадцать пять лет назад эти государства были бедными и слабыми, что побудило бывшего советника по национальной безопасности Збигнева Бжезинского написать книгу о регионе под названием «Великая шахматная доска». Этот образ во многом остается призмой, свозь которую сегодня принято рассматривать геополитику региона, где малые государства являются пешками в игре между великими державами. Хотя в 1997 году это, возможно, и было в значительной степени правдой, сегодня они обрели значительную свободу действий, чтобы влиять на будущее своего региона.

В последнее десятилетие два более крупных государства Центральной Азии – Казахстан и Узбекистан – начали совместно играть роль неформальных лидеров региона. Они предпринимают усилия по налаживанию регионального сотрудничества, но при этом все больше проявляют интерес к районам и за пределами своих собственных границ. Узбекистан, например, играл активную роль в мирных переговорах по Афганистану и содействовал налаживанию диалога между афганским правительством и движением «Талибан».

Казахстан играет еще более заметную роль на международной арене. Помимо председательства в ОБСЕ и места в Совете Безопасности ООН с 2017 по 2019 год, страна стала важным посредником между великими державами. Это началось в 2013 году, когда Казахстан выступил с инициативой проведения переговоров по иранской ядерной программе. Хотя эти переговоры не были окончательными, они проложили путь к переговорам в Женеве, которые привели к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). В 2014 году Казахстан оказался втянут в украинский кризис. Первый президент страны, Нурсултан Назарбаев, воспользовался своей ролью одного из немногих мировых лидеров с доказанным послужным списком рассуждений с Владимиром Путиным. Казахстанская инициатива не разрешила украинский кризис, но ей удалось добиться того, чтобы диалог между европейскими державами и Россией не рухнул.

На следующий год Турция и Россия поссорились после того, как Турция сбила российский реактивный истребитель над турецко-сирийской границей. Именно Казахстан преуспел в посредничестве между двумя державами, помогая найти способы, которые привели бы их к тому, чтобы «зарыть топор войны». Кроме того, с 2017 года в Казахстане прошли многочисленные раунды «Астанинских переговоров»» по сирийской гражданской войне, которые поддерживали диалог между Россией, Турцией и Ираном.

Почему же Нур-Султан проявил такой уровень активности? Мы привыкли к тому, что небольшие нейтральные европейские страны, такие как Швейцария, играют роль посредника, но не относительно молодые страны, такие как Казахстан или Узбекистан. Получается, что из-за своей стабильности и тесных связей со всеми региональными державами Казахстан обладает созывающей силой в Евразии, которую европейские страны не в состоянии собрать.

Во всех случаях, когда Казахстан оказывался в центре пожара, его цели были реалистичными. У руководства страны было мало иллюзий, что они разрешат эти сложные конфликты раз и навсегда. Однако они нацелены на то, чтобы конфликты не переросли в более масштабные вооруженные столкновения между евразийскими державами. Добавленной ценностью для Казахстана было убедить эти державы, особенно Россию, в том, что он является более полезным активом в качестве беспристрастного посредника, чем просто вассал, подчиняющийся российским приоритетам.

Это новое значение Центральной Азии не осталось незамеченным. Лидеры Японии, Южной Кореи и Индии недавно совершили турне по региону и улучшили свои отношения с центральноазиатскими государствами. В 2019 году ЕС опубликовал новую, улучшенную стратегию для Центральной Азии. В начале 2020 года США последовали его примеру, выпустив новый стратегический документ.

Выводы: в дальнейшем нестабильность вокруг Центральной Азии вряд ли ослабнет. Необходимость управлять отношениями между великими державами сохранится, как и необходимость избегать локальных конфликтов, перерастающих в крупные прокси-сражения, как это произошло в Сирии и Ливии.

У новой администрации Байдена много приоритетов внутри страны и за рубежом. Хотя Центральная Азия и не стоит на первом месте в этом списке, она должна осознавать новые реалии в регионе. Центральноазиатские государства больше не являются «потребителями» безопасности, как это было двадцать лет назад. Сегодня они все чаще вносят свой вклад в региональную и международную безопасность, рассматривая позитивные отношения с Соединенными Штатами в качестве важного приоритета. Это делает их ценными партнерами для Соединенных Штатов и, в частности, для администрации Байдена, которая стремится восстановить международные нормы и институты, которые были порушены за последние годы. Поскольку новая администрация стремится перестроить подходы Америки к Афганистану и стратегической конкуренции вокруг Центральной Азии, она не должна недооценивать тот факт, что страны региона, такие как Казахстан и Узбекистан разделяют американские приоритеты в регионе и могут помочь США ориентироваться в этих неспокойных водах.

12 января, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели