Увядающий Афганистан? Большая игра принимает новый оборот
Аналитика, Безопасность и милитаризация, Зарубежные материалы по Каспию

Увядающий Афганистан? Большая игра принимает новый оборот

Объявив о выводе американских войск из Сирии, Президент Трамп также объявил об уходе половины (7000) американских войск из Афганистана. Это внезапное решение не только нанесло ущерб позициям США на Ближнем Востоке, но и подорвало продолжающиеся переговоры с талибами по Афганистану. Трамп расстроил все расчеты афганского правительства, оставив его в борьбе за новую переговорную и стратегическую позицию, и нивелировал два года успешной, хотя и скромной, американской политики по возобновлению экономической и политической поддержки Центральной Азии. Это позволит и Пекину, и Москве отреагировать, распространив свое влияние в Центральной Азии за счет Америки, и использовать для этого свои сильнейшие возможности.

Такого мнения придерживается старший научный сотрудник Американского совета по внешней политике Стивен Бланк (Stephen Blank) в своей статье под названием «Wither Afghanistan? The Great Game Takes a New Turn», опубликованной на сайте Института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения Шелкового пути.

Подробнее в переводе статьи, выполненной редакцией  портала «Каспийский вестник».

Справочная информация: реакция Москвы была предсказуемой. На своей пресс-конференции в конце года Владимир Путин указал, что России теперь необходимо укрепить свою военную базу в соседнем Таджикистане, который является инструментом прямого давления на Душанбе и другие государства Центральной Азии. Несомненно, что Москва также укрепит свои связи с пророссийскими элементами в Афганистане и продолжит свои усилия по привлечению талибов к любому будущему афганскому правительству. Эта задача была упрощена осознанием Кабулом того, что он не может рассчитывать на Вашингтон, в том числе и на какую-либо стратегическую перспективу войны против Талибана. У Талибана нет подлинного стимула для серьезных переговоров с Кабулом и правительством США. Эти расчеты, которые уже формируются, будут способствовать попыткам Москвы играть ведущую роль в будущем Афганистана и получить рычаги, которых она добивалась в течение сорока лет, хотя прямой контроль больше не стоит на повестке дня политики Москвы. Этот результат представляет собой бедствие для правительств Центральной Азии, в частности Узбекистана и Казахстана, которые теперь знают, что они не могут полагаться на понимание, которое они достигли с президентом Трампом.

Однако, Китай, а не Россия, является самым большим победителем в этой ситуации. Когда Трамп объявил о своем решении, Китай подписал меморандум о взаимопонимании с Пакистаном и Афганистаном, чьи отношения, как известно, плохи, чтобы сотрудничать в борьбе с терроризмом и призвать талибов вернуться за стол переговоров. Таким образом, Китай использовал свои огромные инвестиции в Пакистан, чтобы заставить его сотрудничать, по крайней мере на бумаге, с Кабулом и наоборот. Все три страны будут поддерживать региональную связь и экономическое развитие в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь» (BRI). Китай предположил, что Афганистан может также извлечь выгоду из гигантских проектов китайско-пакистанского экономического коридора через эти многосторонние структуры. Поскольку BRI, особенно в Пакистане, является прикрытием для китайской экономической и военной политики, это соглашение является прикрытием для расширения роли Китая в Центральной и Южной Азии. Китай сделает все возможное для укрепления доверия между Пакистаном и Афганистаном, т. е. станет их арбитром, если сможет. Таким образом, и Пекин, и Москва усилят свои военно-экономические и политические позиции в Центральной Азии в ущерб США.

Тем не менее, завоевания Китая на этом не заканчиваются. С тех пор, как 17 декабря 2018 года было достигнуто соглашение, Китай и Пакистан провели интенсивные дипломатические обсуждения, чтобы решить, как дальше действовать в свете решения Трампа вывести половину американских сил из Афганистана. Удивительно, но Пакистан теперь признал легитимность роли Индии в Афганистане. Это поразительное развитие укрепляет вышеупомянутое трехстороннее соглашение, давая Индии основания покупать его, достигая одной из великих целей Дели — признание Пакистаном своих законных интересов в Афганистане. Даже если это не приведет к заметному улучшению отношений между индийским и пакистанским правительствами, решение не могло быть принято, если бы Китай не гарантировал Пакистану поддержку в любых будущих спорах с Нью-Дели по Афганистану.

Последствия: спонсируемые США переговоры с Талибаном, по-видимому, не будут проходить гладко, поскольку с точки зрения талибов время на их стороне. Теперь Кабул должен обратиться к Пекину и, скорее всего, будет подвергаться усиленному давлению, чтобы заручиться поддержкой и со стороны Москвы. Поскольку Китай и Россия не будут вмешиваться в дела друг друга, вероятным результатом будет расширение китайско-российского сотрудничества для достижения урегулирования, которое приведет талибов к будущему афганскому режиму, а также обеспечит позиции Пакистана, которые сейчас разделяют Россия и Китай.

Другими словами, эти три государства, а также Индия будут постоянно бороться за влияние в ослабленном Афганистане, который, вероятно, останется очагом внутренних беспорядков. Маловероятно, что талибы согласятся стать партнерами по коалиции. Другими словами, вероятным результатом является балканизация Афганистана и его дальнейшее подчинение чрезмерному иностранному влиянию, выраженному через клиентов конкурирующих иностранных держав в Афганистане. Это не будет рецептом для мира или для прекращения терроризма, как говорят Москва и Пекин. Хотя талибы, вероятно, не нанесут удар по своим партнерам в течение некоторого времени; есть веские основания ожидать скрытой поддержки со стороны элементов любого или обоих правительств России и Китая в такой кампании.

В рамках политики администрации Трампа, Вашингтон и Токио взяли на себя обязательство бросить вызов BRI Китая в Центральной Азии и за ее пределами. Даже если Вашингтон будет продолжать поддерживать эту политику и возьмёт на себя обязательства по обновлению экономического взаимодействия с Центральной Азией в области торговли, инвестиций и инфраструктуры, он вряд ли будет рассматриваться в качестве надежного партнера для любого правительства Центральной Азии из-за поспешного решения Трампа. Учитывая, что доверие к гарантиям США, драгоценному активу, было девальвировано, правительства Центральной Азии не смогут рассчитывать на понимание Вашингтоном стратегических течений и интересов, связанных с их регионом.

Эти политические манёвры открывают новую страницу в нескончаемых усилиях этих государств влиять на события в Афганистане и среди его соседей. Они также предвещают дальнейшее уменьшение влияния США, которое временно увеличилось из-за осторожного, скромного, но, тем не менее, заметного увеличения внимания к Центральной Азии в 2017-2018 годах. Даже если влияние Вашингтона не приравнивается к влиянию Пекина и Москвы, эта неудача лишает правительство в Кабуле и правительства всех стран Центральной Азии важного инструмента в их постоянных усилиях по балансированию против китайского и российского давления.

Правительства стран Центральной Азии к настоящему времени хорошо приспособлены к рискам участия в BRI, но они также не в состоянии противостоять предложениям миллиардов жизненно важных инвестиций, даже если есть какие-то условия (как скрытые, так и открытые). Они также не могут просто отрицать террористическую угрозу и необходимость российской защиты от нее. Действительно, если прогноз относительно будущего Афганистана верен, то вероятность возрождения терроризма в Центральной Азии не может быть исключена, даже несмотря на то, что большая часть внимания к проблеме в течение последних 15 лет была шумихой. Если у террористов есть свой человек в правительстве, их способность сеять хаос у себя дома и за рубежом соизмеримо увеличивается, как мы видели 11 сентября.

Более того, теперь у них будут важные союзники. Москва фактически является государственным спонсором терроризма в Украине и на Ближнем Востоке как главный оружейник «Хезболлы» и сторонник многих групп, поддерживаемых Ираном. Учитывая антизападный характер политики, мы не должны удивляться, если «силовые структуры» России и Китая используют «Талибан» для продвижения своих интересов.

Выводы: Вашингтон, возможно, внезапно покидает Афганистан, но в течение нескольких лет он не мог сформулировать стратегию, которая могла бы принести прочный мир Афганистану. Поскольку этот вывод продолжается — и учитывая решение и пристрастия Трампа, он, несомненно, будет, в этих условиях другие будут пытаться усилить свое влияние на Афганистане, снова сделав его жертвой самой последней формы современной Большой игры. Можем ли мы реально надеяться, что Москва и/или Китай смогут установить прочный и законный порядок внутри Афганистана с талибами в правительстве? Примет ли Индия предложение Пакистана или с подозрением отнесётся к решимости  Исламабада признать индийские позиции в Афганистане и других странах? Если есть какие-то эксперты, которые верят в эти оптимистические сценарии, сейчас для них самое время.

Фото: sputnik-georgia.ru

19 февраля, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели