В Астрахани на базе КИМРТ состоялся научно-экспертный форум «Новая Евразия. Каспийский вектор»
Каспийский диалог

В Астрахани на базе КИМРТ состоялся научно-экспертный форум «Новая Евразия. Каспийский вектор»

26 августа по инициативе Евразийского центра имени Льва Гумилёва и Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина на территории института состоялся Международный научно-экспертный форум «Новая Евразия. Каспийский вектор».

Представительное собрание объединило большое количество различных дипломатических, административных и общественных структур и организаций. С приветственным словом к собравшимся обратилась директор Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина Ольга Ивановна Карташова. Своё уважение к собравшимся выразил в развёрнутом докладе Генеральный консул Исламской Республики Иран господин Мехди Акучекиан. Точку зрения правительства Астраханской области на поднимаемые на форуме вопросы изложили заместитель регионального министра внешних связей Илья Торопицын, и заместитель начальника управления промышленности и логистики области Александр Гусаров. Директор Евразийского центра имени Льва Гумилёва, председатель Евразийского совета движения «Новая Евразия» Павел Зарифулин обобщил совместные задачи, которые ставит время перед всеми участниками и странами Евразийского совета в свете мировой гуманитарной и геополитической ситуации.

На пленарном заседании форума состоялось торжественное подписание двустороннего соглашения между Каспийским институтом морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина и Евразийским советом движения «Новая Евразия», которое направлено на взаимное укрепление деловых и творческих связей, расширение сотрудничества по Евразийским вопросам в рамках компетенций сторон.

Форум продолжил работу по отдельным направлениям и секциям, где работники Каспийского института и приглашённые высокие гости представили своё видение ситуации и пути их совместного решения.

Особого внимания заслуживают выступления ряда участников мероприятия, в которых затрагивались практические аспекты развития российско-иранского сотрудничества и MTK «Север-Юг».

В приветственном слове к участникам мероприятия генеральный консул Исламской Республики Иран в г. Астрахань Мехди Акучекиан отметил ряд актуальных для Ирана проблемных вопросов на российском направлении.

Во-первых, иранская сторона придаёт большое значение скорейшему решению проблемы дноуглубления на Волго-Каспийском судоходном канале, так как нынешние глубины существенно сковывают возможности иранского судоходного флота по перевозке товаров и грузов из Ирана в Россию и в обратном направлении.

Вторым важным для Ирана вопросом является приобретение в России дополнительных коммерческих судов для работы на Каспийском море. По словам М.Акучекиана транзит товаров через торговые порты Ирана увеличился на 44 процента с начала текущего иранского календарного года (21 марта 2022 г.). В связи с этим Каспийской морской судоходной компании Ирана (Khazar Sea Shipping Lines) необходимы дополнительные суда для грузоперевозок на Каспии. Консул отметил, что его страна ведет переговоры с Россией о покупке грузовых судов и судов типа Ro-Ro для использования на линиях Каспийского моря в целях расширения торговли между двумя странами.

Помимо вышеизложенного, в рамках форума Мехди Акучекиан заявил, что его страна рассчитывает на активизацию использования восточной ветки MTК «Север-Юг» железнодорожной магистрали «Казахстан — Туркменистан — Иран» (Россия имеет выход через станцию Аксарайская). По ней можно транспортировать как китайские, так и российские грузы для поставки в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Помимо генерального консула Исламской Республики Иран в контексте развития МТК «Север-Юг» заслуживает внимания выступление на форуме Александра Мельникова, директора AO «Морской торговый порт Оля».

Он, в частности, отметил существенный рост перевалки контейнеров в 2022 году. Если в предыдущий год поставки в рамках т.н. дальнего транзита имели разовый характер, то в текущий период с мая т.г. через порт по дальнему транзиту — в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, отправлено на экспорт 195 контейнеров. Однако сохранение данной позитивной тенденции, по словам А. Мельникова, находится в прямой зависимости от решения ряда актуальных технологических, правовых и инфраструктурных проблем. Среди них отмечены следующие:

отсутствие  технических  возможностей  и  современного оборудования в порту Оля по перевалке сорокафутовых контейнеров, в связи с чем идёт перевалка 20-футовых контейнеров, либо 40-футовые заполняют наполовину;

отсутствие своего контейнерного парка и контейнерного депо, что сковывает работу порта;

для налаживания бесперебойной работы по транскаспийской перевозке грузов необходим единый логистичесний оператор, однако такового до сих пор не создано;

из-за западных санкций ограничены возможности по страхованию перевозимых грузов, в связи с чем в России или странах Каспия необходимо учреждение собственной страховой компании.

Большие надежды портовые и транспортные компании, бизнес- сообщество связывают с завершением строительства контейнерного терминала в порту Оля, которое намечено на конец 2023 года.

Об актуальных проблемах российско-иранских торговых связей на мероприятии в КИМРТ также рассказал Сохраб Гайрат, директор российско-иранской компании в сфере информационных технологий.

В числе одной из важнейших проблем на данном направлении им названа проблема со взаиморасчётами в условиях санкций. В настоящее время в торговых операциях между российскими и иранскими торговыми компаниями нет возможности использования безналичных расчётов. В этой связи приходится использовать систему «Хавала», а также использовать систему обработки финансовых операций «Шетаб», к который подключены иранские банки и банки Бахрейна, Катара, ОАЭ, Кувейта, Турции и Армении. Создание независимой российско-иранской системы взаиморасчётов осложняется наличием нескольких валютных курсов в Иране. Один устанавливается Центробанком для компаний, которые импортируют в страну товары первой необходимости, другой для валютообменников, третий предназначен для экспортёров и импортёров. Также есть т.н. «черный рынок». В этой связи необходимо принятие решения о том, какой именно курс будет использоваться во взаиморасчётах России и Ирана.

Влад Кондратьев

31 августа, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели