В Астрахани на базе КИМРТ состоялся научно-экспертный форум «Новая Евразия. Каспийский вектор»
Каспийский диалог

В Астрахани на базе КИМРТ состоялся научно-экспертный форум «Новая Евразия. Каспийский вектор»

26 августа по инициативе Евразийского центра имени Льва Гумилёва и Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина на территории института состоялся Международный научно-экспертный форум «Новая Евразия. Каспийский вектор».

Представительное собрание объединило большое количество различных дипломатических, административных и общественных структур и организаций. С приветственным словом к собравшимся обратилась директор Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина Ольга Ивановна Карташова. Своё уважение к собравшимся выразил в развёрнутом докладе Генеральный консул Исламской Республики Иран господин Мехди Акучекиан. Точку зрения правительства Астраханской области на поднимаемые на форуме вопросы изложили заместитель регионального министра внешних связей Илья Торопицын, и заместитель начальника управления промышленности и логистики области Александр Гусаров. Директор Евразийского центра имени Льва Гумилёва, председатель Евразийского совета движения «Новая Евразия» Павел Зарифулин обобщил совместные задачи, которые ставит время перед всеми участниками и странами Евразийского совета в свете мировой гуманитарной и геополитической ситуации.

На пленарном заседании форума состоялось торжественное подписание двустороннего соглашения между Каспийским институтом морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина и Евразийским советом движения «Новая Евразия», которое направлено на взаимное укрепление деловых и творческих связей, расширение сотрудничества по Евразийским вопросам в рамках компетенций сторон.

Форум продолжил работу по отдельным направлениям и секциям, где работники Каспийского института и приглашённые высокие гости представили своё видение ситуации и пути их совместного решения.

Особого внимания заслуживают выступления ряда участников мероприятия, в которых затрагивались практические аспекты развития российско-иранского сотрудничества и MTK «Север-Юг».

В приветственном слове к участникам мероприятия генеральный консул Исламской Республики Иран в г. Астрахань Мехди Акучекиан отметил ряд актуальных для Ирана проблемных вопросов на российском направлении.

Во-первых, иранская сторона придаёт большое значение скорейшему решению проблемы дноуглубления на Волго-Каспийском судоходном канале, так как нынешние глубины существенно сковывают возможности иранского судоходного флота по перевозке товаров и грузов из Ирана в Россию и в обратном направлении.

Вторым важным для Ирана вопросом является приобретение в России дополнительных коммерческих судов для работы на Каспийском море. По словам М.Акучекиана транзит товаров через торговые порты Ирана увеличился на 44 процента с начала текущего иранского календарного года (21 марта 2022 г.). В связи с этим Каспийской морской судоходной компании Ирана (Khazar Sea Shipping Lines) необходимы дополнительные суда для грузоперевозок на Каспии. Консул отметил, что его страна ведет переговоры с Россией о покупке грузовых судов и судов типа Ro-Ro для использования на линиях Каспийского моря в целях расширения торговли между двумя странами.

Помимо вышеизложенного, в рамках форума Мехди Акучекиан заявил, что его страна рассчитывает на активизацию использования восточной ветки MTК «Север-Юг» железнодорожной магистрали «Казахстан — Туркменистан — Иран» (Россия имеет выход через станцию Аксарайская). По ней можно транспортировать как китайские, так и российские грузы для поставки в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Помимо генерального консула Исламской Республики Иран в контексте развития МТК «Север-Юг» заслуживает внимания выступление на форуме Александра Мельникова, директора AO «Морской торговый порт Оля».

Он, в частности, отметил существенный рост перевалки контейнеров в 2022 году. Если в предыдущий год поставки в рамках т.н. дальнего транзита имели разовый характер, то в текущий период с мая т.г. через порт по дальнему транзиту — в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, отправлено на экспорт 195 контейнеров. Однако сохранение данной позитивной тенденции, по словам А. Мельникова, находится в прямой зависимости от решения ряда актуальных технологических, правовых и инфраструктурных проблем. Среди них отмечены следующие:

отсутствие  технических  возможностей  и  современного оборудования в порту Оля по перевалке сорокафутовых контейнеров, в связи с чем идёт перевалка 20-футовых контейнеров, либо 40-футовые заполняют наполовину;

отсутствие своего контейнерного парка и контейнерного депо, что сковывает работу порта;

для налаживания бесперебойной работы по транскаспийской перевозке грузов необходим единый логистичесний оператор, однако такового до сих пор не создано;

из-за западных санкций ограничены возможности по страхованию перевозимых грузов, в связи с чем в России или странах Каспия необходимо учреждение собственной страховой компании.

Большие надежды портовые и транспортные компании, бизнес- сообщество связывают с завершением строительства контейнерного терминала в порту Оля, которое намечено на конец 2023 года.

Об актуальных проблемах российско-иранских торговых связей на мероприятии в КИМРТ также рассказал Сохраб Гайрат, директор российско-иранской компании в сфере информационных технологий.

В числе одной из важнейших проблем на данном направлении им названа проблема со взаиморасчётами в условиях санкций. В настоящее время в торговых операциях между российскими и иранскими торговыми компаниями нет возможности использования безналичных расчётов. В этой связи приходится использовать систему «Хавала», а также использовать систему обработки финансовых операций «Шетаб», к который подключены иранские банки и банки Бахрейна, Катара, ОАЭ, Кувейта, Турции и Армении. Создание независимой российско-иранской системы взаиморасчётов осложняется наличием нескольких валютных курсов в Иране. Один устанавливается Центробанком для компаний, которые импортируют в страну товары первой необходимости, другой для валютообменников, третий предназначен для экспортёров и импортёров. Также есть т.н. «черный рынок». В этой связи необходимо принятие решения о том, какой именно курс будет использоваться во взаиморасчётах России и Ирана.

Влад Кондратьев

31 августа, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели