В Казахстан через порт Курык с начала года ввезли 7 тысяч иностранных автомобилей
Повестка дня

В Казахстан через порт Курык с начала года ввезли 7 тысяч иностранных автомобилей

Еще пару лет назад на пароме из Грузии прибывали около 200 автомашин, а в 2021 году их количество увеличилось до 2 тысяч. За 8 месяцев нынешнего года в страну через порт Курык, расположенный  в Мангистауской области Казахстана, ввезли уже 7 тысяч иностранных автомобилей.

Покупают в Грузии относительно новые машины гораздо дешевле, чем в Казахстане. Некоторые законопослушные граждане выплачивают таможенный сбор и регистрируют авто. Другие же ищут способы «сэкономить».

«Казахстанцы находят иностранцев, которые оформляют транспортное средство на себя и привозят его в Казахстан на пароме с освобождением от уплаты таможенных пошлин. Иностранным гражданам позволительно, согласно таможенному законодательству, завозить транспортные средства на время своего пребывания. Если иностранец едет в Казахстан по работе или как турист и ему необходима машина, чтобы свободно передвигаться и осматривать достопримечательности, то до одного года он имеет право ездить на авто без уплаты таможенных пошлин. Однако на деле иностранцы оформляют декларирование, а затем за пределами таможенных постов незаконно передают свои транспортные средства гражданам Казахстана и спустя несколько дней отбывают на родину», – рассказала Салтанат Нурллина, ведущий специалист управления таможенного администрирования Департамента госдоходов (ДГД) Мангистауской области.

В департаменте госдоходов отмечают – ответственность за нарушение закона несут как гражданин Казахстана, который приобрел автомашину без таможенной очистки, так и иностранец, на которого был оформлен временный ввоз.

«Есть такие недобросовестные граждане, которые умудряются после ввоза и после передачи транспортного средства без таможенной очистки устанавливать на авто государственные номера не только Армении и России, но даже казахстанские. Выявлен случай, когда на грузинское авто поставили армянские номера. Дело сейчас находится в департаменте полиции и в департаменте экономических расследований с дальнейшим принятием процессуального решения. Поэтому мы не устаем предупреждать – если граждане хотят купить автомашину с армянскими или российскими номерами, они в любом случае должны перепроверить, законно ли она стоит на учете в Армении или в России. Мы в свою очередь запрашиваем достоверность регистрации, потому что владельцы могут передвигаться по поддельным документам и номерным знакам», – добавляет Салтанат Нурллина.

Первым делом проверяют – выехал ли иностранец, который оформил временный ввоз автомашины, обратно на родину либо до сих пор находится в Казахстане. Если спустя определенное время обнаруживается, что иностранец покинул страну, причем многие улетают даже не из Актау, то это означает только одно – он приезжал лишь для того, чтобы передать автомашину гражданину Казахстана. Тогда начинается розыск незаконно переданного автомобиля.

«Совместно с полицией проводятся рейдовые мероприятия. В Мангистау недавно задержали 81 такое транспортное средство и водворили на склад временного хранения. Остальные машины, которые завезли иностранцы, а потом покинули страну, в розыске. Все регионы работают в этом направлении», – рассказывает специалист.

Далее специалисты проверяют способ покупки задержанного авто. Если он купил ее у иностранца, то применяют меры востребованности. Если казахстанец готов востребовать автомашину, то он будет вынужден оплатить таможенную очистку, утильсбор, первичную регистрацию и законным образом поставить транспортное средства на учет.

Такие выплаты сильно отразятся на кошельке, ведь суммы, которые придется заплатить, будут выше, чем стоимость авто (при этом за «растаможку» по прибытии автомашины сумма ставок будет приемлемая – тут все зависит от года и объема двигателя). Если же автомашина по каким-то причинам не востребована, то по прибытии иностранного гражданина она выдворяется обратно за пределы Таможенного союза – реэкспортом или транзитом. В случае если не находят владельца, то есть иностранного гражданина, да и казахстанцу машина не нужна, то автомобиль реализуют в доход государства.

«Разница в сумме выплат между законным и незаконным ввозом колоссальная. Если завезли авто на законных основаниях, то владелец оплачивает таможенные пошлины, подает декларацию и быстро оформляет машину. Если же ввезли незаконно, то есть оформили фиктивный временный ввоз, и машину затем задержали, то автомобиль водворяется на склад временного хранения. Там уже плата за СВХ идет, причем платить нужно будет за каждый день простоя. А в это время идет оформление, нужно сделать сертификат на ТС, который тоже занимает достаточное количество времени, затем снять с учета в Грузии. Все это может тянуться месяцами. В случае если был выявлен факт нелегальной постановки на учет, например, по поддельным документам, то ставки уже другие. Суммы порой превышают стоимость авто в три раза», – добавляет Салтанат Нурллина.

Основной поток автомашин проходит через таможенный пост порта Курык. Ранее транспорт завозили через Россию, теперь абсолютное большинство машин везут именно из Грузии. Причем привозят разные автомобили – от экономкласса до люксовых.

Наталья БУТЫРИНА

12 сентября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели