В Казахстане обсудили роль контейнеризации в развитии транспортно-логистического комплекса
Каспийский транзит, Повестка дня

В Казахстане обсудили роль контейнеризации в развитии транспортно-логистического комплекса

В рамках работ по дорожной карте Подкомитета по транспортной логистике Комитета логистики и перевозок Президиума Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен»  в режиме онлайн состоялось заседание, посвященное программе контейнеризации в Казахстане. О подробностях прошедшего мероприятия сообщает Республиканская экономическая газета «Деловой Казахстан» в материале от 22 июня.

Совещание прошло под председательством Ерхата Искалиева,  председателя Подкомитета по транспортной логистике НПП РК «Атамекен», члена Президиума СТК «KAZLOGISTICS», члена попечительского совета «Международный институт логистики и бизнеса Шелковый Путь».

Участие в конференции приняли представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, НПП «Атамекен»,  Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», АО «НК «Казахстан темир жолы», транспортных компаний.

В своем вступительном слове заместитель Председателя Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен», заместитель председателя СТК «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко отметил, что благодаря универсальности контейнеров во всем мире —  в портах, железнодорожных терминалах, логистических центрах —  сокращаются сроки доставки грузов, снижается вероятность повреждения и хищения грузов, сокращается потребность и экономится подвижной состав.

Экономическая эффективность перевозки грузов в контейнерах  признана во всем мире. Процесс контейнеризации стартовал в начале 60-ых годов прошлого столетия,  сейчас в мире сформировался зрелый рынок контейнерных перевозок, уровень контейнеризации в развитых странах превышает 90%.

Казахстан, как и большинство постсоветских стран, к сожалению, оказался в аутсайдерах в этом процессе. В РФ уровень контейнеризации составляет 34-35%, в Казахстане этот показатель значительно ниже.

Меры, принятые в последние годы по наращиванию транзитного потенциала, показали необходимость срочного исправления этой ситуации. В последние годы много было сделано в этом направлении,  вместе с тем, многие вопросы все еще остаются нерешенными. В этой связи, как подчеркнул Ю. Лавриненко,  необходимо разработать и принять программу контейнеризации грузовых перевозок в Казахстане.

В 2012 году ОАО «Российские железные дороги»  приняло концепцию комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге.

«Проведенный SWOT-анализ показал  слабые стороны существующих транспортных продуктов на российской железной дороге: относительно низкая скорость перевозки, особенно на расстояния менее 2 тыс. км., недостаточная ценовая конкурентоспособность, высокие  динамические  нагрузки и  опасность повреждений, неразвитость сервиса «от двери до двери», низкое качество сопутствующих услуг, дополнительные затраты на охрану, слабое таможенное сопровождение, негибкая тарифная политика, несогласованность действий. Все эти проблемы актуальны и для казахстанского рынка контейнерных перевозок», — сказал заместитель председателя СТК «KAZLOGISTICS» Ю. Лавриненко.

В программе «Нурлы жол» есть поручение Министерству индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР РК) разработать комплексную программу развития отраслей и в целом транспортно-логистического комплекса. Однако средства на эти цели не предусмотрены.

В МИИР РК было направлено письмо  с просьбой вынести данный вопрос на рассмотрение Транспортного совета при Правительстве. Финансирование возможно получить в рамках программы целевого финансирования научных исследований на 2020-2021 годы вне конкурсных процедур.

22 мая 2020 года решением Высшего научно-технического совета одобрено значительное увеличение финансирования научных исследований из бюджета, на 2021 год предусмотрено выделение 83,5 млрд. тенге, т.е. возможности для финансирования есть.

Заместитель председателя СТК «KAZLOGISTICS» также акцентировал внимание на том, что в Таможенном кодексе Таможенного союза, введенном 1 июля 2010 года, контейнер признается транспортным средством, на который должен оформляться временный ввоз на срок не более 90 суток.

Сейчас государственные органы ведут работу по присоединению к Стамбульской конвенции и переводу контейнеров в статус тары с увеличением  сроков нахождения до 180 суток.  Работа уже на финишной прямой.

Между тем российские железные дороги считают важным при процедуре оформления таможенного транзита  использовать номер контейнера, именно потому, что он является транспортным средством, а не вагоном и считают, что это существенно сокращает время  приема грузов, перевозки на пограничных и портовых станциях. Таким образом, есть разные мнения и необходим консенсус в этом вопросе в рамках ЕАЭС и на пространстве 1520.

Необходимо также принятие комплексного плана по развитию контейнерных перевозок автомобильным транспортом, и, что особенно важно, на последней и первой миле маршрутах транзита экспорта и импорта.

В данное время системных контейнерных перевозок автотранспортом в Казахстане нет. Контейнерных полуприцепов остались единицы, контейнеры возят на приспособленных прицепах и площадках, что не может обеспечить сохранность перевозимых грузов.

Актуально также развитие фидерных перевозок на Каспийском море, мировые тренды в контейнеризации требует оценок и принятия мер в этой важной сфере.

Как сообщил заместитель Председателя правления по логистике АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Павел Соколов,  объем перевозок за пять месяцев текущего года вырос на 2%, контейнерных перевозок – на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Значительное увеличение контейнерных перевозок связано с транзитом – рост на 28%, перевозки внутри страны  увеличились  всего на  0,1%, тогда как на экспорт –  на 2,1% .

По мнению П. Соколова,  АО «НК «КТЖ» необходимо понимать потребности бизнеса для увеличения доли контейнерных перевозок. По его словам, из 83  млн. тонн грузов, направляемых на экспорт, потенциал контейнеризации составляет 7,6 млн. тонн, это – зерно, цветные и черные металлы и т.д.

Заместитель председателя АО «НК «КТЖ» поблагодарил государственные органы за принятое  решение об отмене досмотра транзитных контейнеров и проведении досмотра импортируемых контейнеров на станции назначения. Кроме того, для увеличения контейнерных перевозок  необходимо принятие следующих мер:

— Внесение изменений в КоАП РК в части отмены штрафов (50 МРП) и отмены конфискации контейнера за несвоевременный вывоз контейнера;

Изменение сроков финансирования проекта «Модернизация железнодорожного участка Достык – Мойынты» с 2023 года на 2021 год;

Рассмотрение вопроса разработки ТЭО по проектам «Строительство ж/д линии Дарбаза – Мактаарал (РК) – Джизак (РУ) и «Модернизация железнодорожного участка Казалы – Арысь»;

Ускорение интеграции информационных систем Астана 1 и АСУ ДКР;

Переориентация контейнерных грузопотоков со станции Достык на станцию Алтынколь;

Цифровизация дочерних зависимых обществ (АО «Кедентранссервис», АО «КТЖ Экспресс») для доступности и прозрачности тарифов;

Установление 0% НДС для экспортно-импортных перевозок через порт Актау;

Развитие регулярной фидерной линии порт Актау – порт Алят.

Член Комитета транспорта и логистики президиума НПП РК «Атамекен» Эдиль Искаков отметил, что увеличение срока нахождения контейнера до 180 суток позволит снизить риски для логистических компаний, эффективно использовать порожние контейнеры на попутных  направлениях, что способствовало бы удешевлению стоимости доставки грузов. 

Для увеличения контейнерных перевозок, по его мнению,  необходимо проводить работу в двух направлениях – решать системные вопросы (тарифные вопросы, инфраструктурные ограничения, дефицит фитинговых платформ) и реализовывать проекты по переводу предприятий на доставку грузов контейнерами.

Для того чтобы предприятия, поставляющие на экспорт продукцию, увеличили поставки ее в контейнерах необходимо модернизировать инфраструктуру на самих предприятиях.

Как сообщил Сергей Анашкин, представитель АО «Транко», занимающегося промышленной логистикой корпорации  «Казахмыс», компания весьма заинтересована в контейнеризации. Сейчас реализуется проект контейнерной площадки  на заводах в Балхаше и Жезказгане. При этом С.Анашкин отметил необходимость применения более гибкой тарифной политики, налоговых льгот при инвестировании в транспортные активы —  контейнеры и фитинговые платформы. И самое главное, обеспечить более высокую скорость доставки грузов по железной дороге.

По мнению Александра Ованесова, управляющего партнера Arthur D Little, внутренний потенциал контейнеризации очень большой. Компания осуществляет комплексное транспортно-логистическое обслуживание корпорации «Казцинк».

«Необходимо предоставить грузоотправителям привлекательные  логистические решения  и расчеты, а также заложить  в программе механизмы, стимулирующие  конвертацию грузов на перевозки контейнерами», — сказал А.Ованесов. 

По его словам, экономический эффект при применении других логистических решений и расчеты, предоставленные  «Казцинк», на порядок  превзошел все ожидания. 

Еще один тренд мировой логистики — урбанизация и грузовая логистика агломераций, которые генерируют объем больше, чем крупные промышленные предприятия. В оптимизации системы промышленной логистики, в том числе через контейнеризацию,  имеется большой потенциал, — резюмировал управляющий партнер Arthur D Little.

Управляющий по коммерции АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» Мартин Воетман считает, что  для расширения мощностей порта необходимо использовать перевозку грузов контейнерами.

По  его словам, с открытием маршрута ТМТМ эти перевозки  увеличились, однако потенциал коридора использован еще не в  полной мере.

В этой связи необходимо  решить вопрос с дефицитом 20 футовых контейнеров и фитинговых платформ. Их нехватка может замедлить развитие котейнерных перевозок в Казахстане. Будущее за контейнеризацией, — уверен М.Воетман.

По его  мнению,  контейнеризацию необходимо развивать в двух направлениях – транзит,  экспорт и импорт, поскольку специфика в этих сферах разная.

Участники дискуссии пришли к мнению, что сейчас необходимо развивать рынок контейнерных перевозок, который способен стать локомотивом для развития всего транспортно-логистического комплекса Казахстана.

Напомним, что широкие перспективы для развития контейнерных перевозок открывает активное участие Казахстана в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута — транспортного коридора, призванного связать Китай и Центральную Азию со странами Европы через акваторию Каспийского моря и территории прикаспийских государств.

В январе текущего года Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ, Казахстанские железные дороги), сообщала, что по итогам 2019 года поставлен исторический рекорд в контейнерных перевозках по маршруту ТМТМ. За прошедший год рост перевозок составил 71% в сравнении с 2018 годом. С учётом того, что по официальным данным в предыдущий период объём перевозок превысил 15 тыс. контейнеров, то в числовых показателях рост за 2019 год составил около 10,7 тыс. ДФЭ. А, в общем, объём контейнерных перевозок — свыше 26 тыс. контейнеров.

Вопросами развития ТМТМ занимается Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)» которая создана по решению руководителей Координационного комитета по развитию ТМТМ — АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы», ЗАО «Азербайджанские железные дороги», АО «Грузинская железная дорога» в декабре 2016 года. Тогда участники Координационного комитета приняли решение о создании Международной ассоциации ТМТМ в форме объединения юридических лиц, в составе которого постоянно действует рабочая группа Ассоциации, включающая в себя уполномоченных представителей членов Ассоциации, занимающихся решением текущих вопросов реализации проекта ТМТМ.

30 июня, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели