О месте Каспийского региона в казахстанской экономике рассказали в Парламенте РК
Аналитика, Геополитика и геоэкономика

О месте Каспийского региона в казахстанской экономике рассказали в Парламенте РК

15 июня т. г. состоялось совместное заседание палат Парламента РК, в ходе которого был принят отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 г., сообщает веб-сайт Премьер-Министра РК. Представленный отчёт по многим показателям затрагивал экономические процессы, происходящие и в Каспийском регионе, в связи с чем он будет полезен специалистам, занимающимся данной тематикой.

В целом динамика развития Казахстана за отчетный период выглядит следующим образом. За 2017 г. рост экономики составил 4%. Устойчивому росту ВВП, за исключением внешних факторов, способствовал рост промышленности на 7,1% и сектора услуг на 2,7%. По итогам 2017 г. обеспечен экономический рост и пять месяцев этого года также поддерживают начатую динамику — за январь-май экономика Казахстана выросла на 3,9%:

В рамках осуществления долгосрочного национального плана «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» в 2017 году проводилась модернизация морских портов Актау и I фазы порта Курык на Каспийском море. Объявлено, что в текущем году будет завершена II фаза модернизации порта Курык. После этого общая пропускная способность морских портов Казахстана на Каспии увеличится до 26 млн тонн.

В рамках государственной программы «Нұрлы жол» (Нурлы жол — Путь в будущее) в Казахстане велось строительство транспортной, индустриальной и социальной инфраструктуры. За 6 лет построены 1376 км железных дорог, увеличивших пропускную способность и скорость перевозки товаров на новые рынки сбыта, включая страны Персидского залива, Юго-Восточной Азии и Китай.

Полностью завершено строительство казахстанского участка Международного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Это — 2787 км. Магистраль охватывает свыше 240 населенных пунктов 5 областей с общей численностью около 5,5 млн чел., и уже дает свои эффекты для развития экономики.

Построены новые логистические хабы на Востоке и Западе страны, а также совместный казахстанско-китайский логистический терминал в морском порту Ляньюньган. Начата работа по наполнению грузопотоками Транскаспийского международного транспортного маршрута, с учетом завершения железнодорожного участка «Карс — Ахалкалаки» между Турцией и Грузией. В результате объем транзитных грузов вырос на 25% до 18,1 млн т. Объем высокодоходных транзитных контейнерных перевозок ежегодно удваивается и составил в прошлом году 347,5 тыс. контейнеров. Доходы от транзитных перевозок составили 353 млрд тенге (около 70 млрд рублей) .

Заслуживают внимания и объявленные на заседании Парламента РК данные по объемам привлекаемых иностранных инвестиций, где Казахстан является безусловным региональным лидером. 70% иностранных инвестиций, поступающих в Центральную Азию, приходятся на Казахстан. В настоящее время на контроле Правительства – реализация договоренностей Главы государства с Китаем, Россией, США, Японией, Южной Кореей, Ираном, Турцией и другими странами по развитию производственных мощностей на общую сумму порядка $50 млрд.

Работа с инвесторами выстроена по новому формату по принципу «одного окна» через нацкомпанию по инвестициям «Кazakh Invest» с сетью зарубежных представителей и региональных филиалов. В 2017 г. принята Национальная инвестиционная стратегия. Основной упор мы делаем на привлечение инвестиций на несырьевые сектора экономики.

По итогам года валовый приток прямых иностранных инвестиции составил $20,8 млрд. 25% иностранных инвестиций направляется в обрабатывающую промышленность. В несырьевые сектора — порядка 50%.

В привлечении инвестиционного капитала высока роль транснациональных корпораций (ТНК). В 2015–2017 гг. реализованы 8 проектов на $292 млн. На стадии проработки находятся 16 проектов ТНК на $8 млрд. Для создания в приоритетных секторах экономики совместных предприятий с «якорными инвесторами» реализуются 7 проектов на $1,3 млрд. В активной проработке находятся 15 проектов с «якорными» инвесторами на $13,2 млрд.

За 4 месяца т. г. достигнуты договоренности по реализации 42 новых проектов с крупными инвесторами, в том числе 10 ТНК, из Китая, Турции, США, ОАЭ, Великобритании, стран ЕС и др. Всего в 2018 г. будут завершены 54 проекта на $3,9 млрд. Начато строительство 63 проектов на сумму $6,8 млрд.

Таким образом, результаты заседания говорят о том, что транспортная отрасль и нефтегазодобывающая инфраструктура Казахстана на Каспийском море вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны. Кроме этого, если учесть, что ТНК в значительной степени представлены именно в нефтегазовой отрасли на прикаспийской территории страны или морском шельфе, то и весьма существенная часть иностранных инвестиций в Казахстан, видимо, поступает именно на каспийские проекты. Эти факторы в совокупности определяют старательскую значимость Каспия для дальнейшего экономического развития Казахстана.

Фото: liter.kz

Июнь 21, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели