В Казахстане растет нагрузка на трубопроводы
Повестка дня

В Казахстане растет нагрузка на трубопроводы

По итогам октября за 10 месяцев по трубопроводам РК было транспортировано 193 млн тонн нефти и газа — это на 13% больше прошлогодних показателей. Грузооборот за этот же период составил 107,2 млрд ткм — плюс 13,3% за год, передает Forbes Kazakhstan со ссылкой на energyprom.kz.

16 октября 2017 года запущен экспорт казахстанского газа в Китай: в течение года будет поставлено 5 млрд куб м голубого топлива. Примечательно, что по данным национального оператора в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз» технические возможности и пропускная способность газопроводов РК позволяют экспортировать до 10 млрд куб м газа в год.

Товар будет поставляться по магистральному и транснациональному газопроводам «Бейнеу-Бозой-Шымкент» и «Центральная Азия-Китай». Экспортной экспансии предшествовала полная техническая перестройка газотранспортной системы РК: завершен газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент», сдана третья нитка магистрального газопровода «Казахстан-Китай», построены высокотехнологичные газокомпрессорные станции «Бозой», «Караозек», а также дожимная компрессорная станция «Акыртобе», введена в эксплуатацию установка по осушке газа, реконструировано подземное газохранилище «Бозой».

Транзит нефти и газа в текущем году переломил негативный тренд последних лет в положительную сторону. В многолетней динамике транспортировка по магистральным трубопроводам сокращалась с 2014 года. В частности, по итогам 2016 года общий объем показывал снижение к 2015 году на 4,1%, объем транспортировки газа — на 8,5%, нефти — на 0,9%. Грузооборот магистральных трубопроводов по итогам прошлого года сократился относительно 2015 на 0,8% (за счет нефти).

Протяженность трубопроводов по РК на начало года составляла 23,27 тысячи километров, против 20,18 тыс. км пятью годами ранее. Из них 15,26 тыс. км — газопроводы, 8,02 тыс. км — нефтепроводы.

По данным Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) после 2020 года в РК можно ожидать строительства новой системы. В данный момент мощности в РК позволят транспортировать до 95 млн тонн нефти: КТК — 50 млн тонн, нефтепровод «Атырау-Самара» — 15 млн тонн, порт Актау — 5-10 млн тонн, нефтепровод «Казахстан-Китай» — 20 млн тонн. Если будет реализовано полное развитие Кашагана и завершено расширение «Тенгизшевройл», то после 2020 и ближе к 2030 году объемы нефтедобычи достигнут 130 млн тонн в год, что потребует увеличения мощностей. В планах — система Kazakhstan Caspian Transportation System (Казахстанско-Каспийская система транспортировки, потенциальные участники — Chevron) в направлении «Актау — Баку — Джейхан». Также будет расширяться китайское направление, ориентировочно — до 20 млн тонн.

Доходы предприятий от транспортировки нефти и газа выросли год-к-году всего на 4,4%. Для сравнения, показатели января-октября 2016 года обгоняли аналогичный период 2015 сразу на 55,1%.

В целом по итогам 2016 года доходы в секторе достигли 1,07 трлн тг, +39,9% к 2015 году.

Дополнительно отметим, что отмеченный в материале проект Казахстанско-каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ) был разработан в 2007-2009 гг. и предполагает поставки казахстанской нефти путем транспортировки по нефтепроводу Ескене – Курык (его мощность с первоначальных 25 млн. тонн может быть расширена до 56 млн.) и Транскаспийской системы, включающей нефтяные терминалы на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспийского моря, танкеры и соединительные сооружения до трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).Помимо танкерных и паромных перевозок казахстанской нефти через Каспий существует проект строительства подводного нефтепровода Ескене – Курык – Баку протяженностью 739 км и мощностью до 56 млн тонн. В октябре 2016 года министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев озвучивал информацию о возможной реализации данного проекта. При этом, в качестве основного преимущества данного направления для Казахстана он называл его выход на трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), который, по его мнению, в настоящее время является гарантированно независимым, надежным и безопасным маршрутом экспорта нефти в Каспийском регионе.

Ноябрь 20, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели