В Казахстане растет нагрузка на трубопроводы
Повестка дня

В Казахстане растет нагрузка на трубопроводы

По итогам октября за 10 месяцев по трубопроводам РК было транспортировано 193 млн тонн нефти и газа — это на 13% больше прошлогодних показателей. Грузооборот за этот же период составил 107,2 млрд ткм — плюс 13,3% за год, передает Forbes Kazakhstan со ссылкой на energyprom.kz.

16 октября 2017 года запущен экспорт казахстанского газа в Китай: в течение года будет поставлено 5 млрд куб м голубого топлива. Примечательно, что по данным национального оператора в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз» технические возможности и пропускная способность газопроводов РК позволяют экспортировать до 10 млрд куб м газа в год.

Товар будет поставляться по магистральному и транснациональному газопроводам «Бейнеу-Бозой-Шымкент» и «Центральная Азия-Китай». Экспортной экспансии предшествовала полная техническая перестройка газотранспортной системы РК: завершен газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент», сдана третья нитка магистрального газопровода «Казахстан-Китай», построены высокотехнологичные газокомпрессорные станции «Бозой», «Караозек», а также дожимная компрессорная станция «Акыртобе», введена в эксплуатацию установка по осушке газа, реконструировано подземное газохранилище «Бозой».

Транзит нефти и газа в текущем году переломил негативный тренд последних лет в положительную сторону. В многолетней динамике транспортировка по магистральным трубопроводам сокращалась с 2014 года. В частности, по итогам 2016 года общий объем показывал снижение к 2015 году на 4,1%, объем транспортировки газа — на 8,5%, нефти — на 0,9%. Грузооборот магистральных трубопроводов по итогам прошлого года сократился относительно 2015 на 0,8% (за счет нефти).

Протяженность трубопроводов по РК на начало года составляла 23,27 тысячи километров, против 20,18 тыс. км пятью годами ранее. Из них 15,26 тыс. км — газопроводы, 8,02 тыс. км — нефтепроводы.

По данным Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) после 2020 года в РК можно ожидать строительства новой системы. В данный момент мощности в РК позволят транспортировать до 95 млн тонн нефти: КТК — 50 млн тонн, нефтепровод «Атырау-Самара» — 15 млн тонн, порт Актау — 5-10 млн тонн, нефтепровод «Казахстан-Китай» — 20 млн тонн. Если будет реализовано полное развитие Кашагана и завершено расширение «Тенгизшевройл», то после 2020 и ближе к 2030 году объемы нефтедобычи достигнут 130 млн тонн в год, что потребует увеличения мощностей. В планах — система Kazakhstan Caspian Transportation System (Казахстанско-Каспийская система транспортировки, потенциальные участники — Chevron) в направлении «Актау — Баку — Джейхан». Также будет расширяться китайское направление, ориентировочно — до 20 млн тонн.

Доходы предприятий от транспортировки нефти и газа выросли год-к-году всего на 4,4%. Для сравнения, показатели января-октября 2016 года обгоняли аналогичный период 2015 сразу на 55,1%.

В целом по итогам 2016 года доходы в секторе достигли 1,07 трлн тг, +39,9% к 2015 году.

Дополнительно отметим, что отмеченный в материале проект Казахстанско-каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ) был разработан в 2007-2009 гг. и предполагает поставки казахстанской нефти путем транспортировки по нефтепроводу Ескене – Курык (его мощность с первоначальных 25 млн. тонн может быть расширена до 56 млн.) и Транскаспийской системы, включающей нефтяные терминалы на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспийского моря, танкеры и соединительные сооружения до трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).Помимо танкерных и паромных перевозок казахстанской нефти через Каспий существует проект строительства подводного нефтепровода Ескене – Курык – Баку протяженностью 739 км и мощностью до 56 млн тонн. В октябре 2016 года министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев озвучивал информацию о возможной реализации данного проекта. При этом, в качестве основного преимущества данного направления для Казахстана он называл его выход на трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), который, по его мнению, в настоящее время является гарантированно независимым, надежным и безопасным маршрутом экспорта нефти в Каспийском регионе.

20 ноября, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели