В ТПП РФ прошёл круглый стол «Волжско-Каспийское интеграционное пространство развития»
Каспийский диалог

В ТПП РФ прошёл круглый стол «Волжско-Каспийское интеграционное пространство развития»

30 марта состоялся круглый стол по теме «Волжско-Каспийское интеграционное пространство развития» в очном формате на площадке Торгово-промышленной палаты РФ и в онлайн формате с трансляцией по всему миру. Мероприятие прошло в контуре Международной интеграционной инициативы “Хождение за три моря».

Организаторами круглого стола выступили, Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Межрегиональная общественная организация «Московская Ассоциация предпринимателей», при участии Ассоциации «Афанасий Никитин», Ассоциации экпортеров и импортеров, Евразийской Ассоциации делового и гуманитарного сотрудничества «Евразийский Дом».

Модератором мероприятия выступила Наталия Васильевна Иванова – корпоративный директор Консорциума Леонтьевский центр — AV Group, советник Президента Московской Ассоциации предпринимателей.

С приветственным словом к участникам Круглого стола обратилась вице-президент ТПП РФ Елена Николаевна Дыбова и зачитала приветственное письмо Президента ТПП РФ С.Н. Катырина. В своём выступлении Елена Николаевна подчеркнула, что сегодняшней ключевой задачей России и всех стран каспийского региона с точки зрения геополитических аспектов является создание и работа альтернативного транспортного маршрута по отношению к Черному морю, Суэцкому каналу и Персидскому заливу. Ключевая задача федеральных и региональный властей при участии бизнеса – вместе выработать решения, которые позволят Каспийскому узлу занять историческое место, на которое он всегда претендовал. «Безусловно, необходима выработка стратегии, направленной на социально-экономическое развитие регионов Волжско-Каспийского бассейна, повышение и, в итоге, развитие страны в целом», — подчеркнула Елена Николаевна.

С приветственным словом от соорганизатора круглого стола обратился к участникам мероприятия Президент Московской ассоциации предпринимателей, Председатель Правления Ассоциации «Афанасий Никитин» Андрей Евгеньевич Поденок. Андрей Евгеньевич подчеркнул, что настоящее мероприятие проводится в преддверии II Каспийского саммита и в рамках подготовки Каспийского Экономического форума. Резолюция Круглого стола и предложения экспертов будут переданы в Оргкомитет форума и будут учитываться при подготовке его решений. Перспективы развития Каспийского региона в значительной мере связаны с обеспечением транзитного потока грузов между крупнейшими глобальными центрами экономического роста: Индией и Европой. «Транзитный грузопоток может стать для Волжско-Каспийского региона мощным драйвером пространственного развития, дать стимулы к модернизации инфраструктуры и транспорта», — отметил спикер.

Управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин» Игорь Геннадьевич Гоц рассказал о том, что Ассоциация «Афанасий Никитин» совместно с МОО «Московская ассоциация предпринимателей» приступает к реализации Международной интеграционной инициативы «ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ». Инициатива предусматривает ежегодное проведение цикла мультиформатных интерактивных мероприятий, направленных на решение социально-экономических задач, повышение инвестиционной привлекательности и устойчивости Волжско-Каспийского пояса развития Евразии. География Инициативы охватывает субъекты РФ: Тверская, Ярославская, Нижегородская области, Чувашская республика, республика Татарстан и республика Башкортостан, Ульяновская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская области, республики Калмыкия и Дагестан и другие регионы Волжско-Каспийского пространства, а также прикаспийские государства — Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран, Индия.

Ключевой идеей инициативы «Хождение за три моря» является объединение интеллектуальных ресурсов регионов и стран Волжско-Каспийского пояса развития для постановки общих задач и обсуждения вопросов, выходящих за пределы административных и национальных границ.

Междисциплинарный подход и широкий тематический спектр дискуссий охватывает ключевые аспекты развития Волжско-Каспийского региона: экономика, пространственное развитие, международная интеграция, продовольственная безопасность, экология и климат, международно-правовые аспекты, проблемы гуманитарного пространства.

Николай Ильгизарович Дунаев, Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», подчеркнул важность темы развития международных транспортных коридоров и транзитных маршрутов в Каспийском регионе. «В настоящее время открытие новых направлений железнодорожного сообщения на Турцию и далее – на Ирак открывает возможности для прямого выхода российской экспортной продукции на перспективные рынки ближнего Востока. Развитие Астраханского транспортного узла в составе международного коридора «Север-Юг» способно превратить город Астрахань в крупный центр международной торговли, а также дать стимул развитию сектора малого и среднего предпринимательства, оставляющего основу транспортно-логистического бизнеса в регионе», отметил Н.И. Дунаев.

По словам Михаила Васильевича Федорова, заместителя Генерального секретаря Ассамблеи народов Евразии, Председателя Высшего Совета Ассоциации университетов Большой Евразии, недостаточное развитие транспортной логистики является главным ограничителем роста производства агропромышленного комплекса. Китай импортирует продовольствия на 130 миллиардов долларов, и только на 1,6 миллиарда – из соседней России, обладающей самыми большими в мире сельскохозяйственными ресурсами. Причина – отсутствие современных эффективных способов доставки, неразвитая транспортная инфраструктура.

«По своему потенциалу и ресурсам Волжско-Каспийский регион способен играть особую роль в решении вопросов продовольственной безопасности не только в России, но и в мире. Это станет возможным при условии развития Волжско-Каспийского транспортного пути в направлении тех регионов, где сегодня сконцентрированы проблемы нехватки продовольствия и голода», — подчеркнул М.В. Федоров.

Огромное значение МТК «Север-Юг» для формирования транзитного грузопотока из Индии, Ирана и других стран, примыкающих к трассе коридора отметил Геннадий Иванович Бессонов, Генеральный секретарь Международного координационного совета по трансевразийским перевозкам. «Иран в последние годы провел колоссальную работу по модернизации портовой и железнодорожной инфраструктуры, что создает условия для роста транзитных контейнерных перевозок по аналогии с маршрутом Китай-Европа по территории России. Однако в реальности наблюдается спад транзитных контейнерных перевозок по маршруту МТК «Север-Юг». Для выхода на траекторию роста необходимо поднять уровень транспортного и энергетического обеспечения регионов, прилегающих к зонам транспортных коридоров, прежде всего Астрани, порта Оля, а также Крыма», — рассказал Геннадий Иванович. Г.И. Бессонов особо подчеркнул, что Волжско-Каспийский и Черноморский регионы нуждаются в единой государственной программе развития. Такой подход позволит эффективно распределять средства, выделяемые государством, и обеспечить необходимый уровень кооперации с партнерами в Иране, Индии, Азербайджане и других странах.

Об особой важности непосредственного сотрудничества Исламской Республики Иран и Российской Федерации для развития и Прикаспийского региона и торговых отношений стран Евразийского экономического союза говорил Доктор Саид Амир-Хоссейн Газизаде Хашеми первый заместитель Председателя Исламского Парламента Республики Иран.

Помимо очевидного преимущества Ирана как транспортно-логистического и стратегического узла МТК «Север-Юг» г-н Хашеми отметил низкие темпы производства конечного продукта и достаточные промышленные и энергетические мощности, которые могут укрепить общие интересы, установив экономическое партнерство между частными секторами России и Ирана.

При этом, по словам г-на Хашеми, правительства двух стран обязаны развивать инфраструктурные проекты, которые можно рассматривать как точку взаимодействия и гарантию долгосрочного

сотрудничества между двумя странами с участием частного сектора и собственников капитала. В этой связи я хотел бы отметить, что Исламская Республика Иран смогла построить соответствующую инфраструктуру за счет привлечения иностранного капитала, в том числе порт Чабахар, который был оборудован и достроен при участии индийской стороны. А ведь именно Индия, и особенно порт Мумбаи, является пунктом назначения МТК «Север-Юг». Индийцы, хорошо понимая важность этого вопроса, внесли свой вклад в развитие транспортного коридора собственным капиталом в Иран. Хотел бы отметить, что поскольку стратегическое положение Исламской Республики Иран также важно для России, то Правительство Ирана будет активно поддерживать российских инвесторов в их проектах, направленных в оснащении и развитии инфраструктуры северных портов страны, развитии конверсионных производств в Иране, а также перерабатывающей промышленности, логистической и складской инфраструктуры.

«В последние дни мы стали свидетелями закрытия Суэцкого канала, через который проходит около 12% оборота мировой торговли. Закрытие 193-километрового искусственного канала, обходится владельцам бизнеса в 10 миллиардов долларов еженедельного ущерба. Доставка грузов через мыс Доброй Надежды в Южной Африке добавляет к времени прибытия грузов в пункт назначения в среднем ещё две недели. Очевидно, что важность переправы МТК «Север-Юг» с высоким фактором безопасности и использованием мультимодальных перевозок может стать гарантией покрытия риска подобных событий. Сегодня правительства наших стран должно принять все меры для скорейшей реализации своих планов по развитию МТК «Север-Юг».

Я также отмечаю, что проектирование и моделирование совместной финансово-экономической экосистемы между Россией и Ираном и ее развитие в других целевых регионах является одним из важнейших столпов стабилизации этого партнерства. А в качестве общей инфраструктуры может быть использована платформа, которая требует практических действий центральных банков двух стран и привлечения экономических и банковских экспертов в этом направлении. Предыстория этой общей модели началась со вступления Исламской Республики Иран в Евразийский экономический союз», — подчеркнул г-н Газизаде Хашеми.

О выгоде транзита грузов через иранские порты, позволяющей владельцам грузов получать преимущество за счет низкой стоимости портовых, складских и транспортных услуг в Иране, а также возможностях переработки сырья рассказал Гешлаги Мостафа Телебпур – Советник по международному сотрудничеству доктора Саид Амир-Хоссейн Газизаде Хашеми, Руководитель Секретариата проекта «Афанасий Никитин» в Иране. Г-н Телебпур рассказал об условиях работы на территориях Особых экономических зон Ирана, сделал обзор на географию, расположение и мощности иранских портов, а также условия работы для иностранного капитала на территории страны.

В своем выступлении и сопровождающей его Презентации «Роль Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в системе интермодальных перевозок: Каспийский вектор» Зворыкина Юлия Викторовна — Заместитель директора Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ подчеркнула возрастание стратегической роли «Каспийского узла», задающего в настоящем и ближайшем будущем тон развития не только Прикаспийских государств, но и в существенной степени Евразии в целом. Было отмечено, что уникальный комплекс географических и транспортно-инфраструктурных потенциалов Волжско-Каспийского коридора способен расшить многие проблемы и примыкающих стран, и макрорегиона в целом. Было высказано пожелание в планах всех участников развития смотреть на обсуждаемый «Коридор» шире — с учетом интересов Индии и актуальности его продления до Арктических широт. С позиции Института развития было обращено внимание на требования безусловного учета в планах и практиках как бизнеса, так и государства параметров «жизнестойкости», соответствия приближающимся «карбоновым» требованиям, адаптивности к современным страховым процедурам и лояльности к межстрановой цифровизации. Было обращено внимание на отсутствие синхронизации программ развития береговой инфраструктуры и судостроения.

По словам Алевтины Григорьевны Кирилловой, руководителя Проектного Офиса АО «РЖД Логистика», Ученого секретаря Научно-технического совета ассоциации «Афанасий Никитин» стратегическая роль международных транспортных коридоров для России заключается в формировании транспортных осей, способствующих выравниванию уровней развития регионов, увязывающих и объединяющих российское экономическое пространство; повышении роли России в формировании транзитных грузо- и пассажиропотоков, связывающих Европу со странами АТР, Ближнего и Среднего Востока, страны Азии — с Северной Америкой и реализации геоэкономических и конкурентных преимуществ России. Среди актуальных задач дальнейшего развития коридора «Север-Юг» А.Г. Кириллова отметила обновление нормативной правовой базы и ее кооперация и координация с международными правовыми актами, техническое проектирование национальных и международных сегментов цифровой логистики транспортных коридоров; реализация моделей сквозных маршрутов и тарифов.

По словам Маниша Кумара, Заместителя председателя Комиссии по внешнеэкономическим связям с Индией Московской торгово-промышленной палаты, члена Координационного совета финансово-банковской ассоциации Евро-азиатского сотрудничества в настоящее время существует ряд нерешенных проблем, препятствующих активному использованию МТК «Север-Юг» индийскими компаниями. Среди них: отсутствие единого логистического оператора мирового класса с признанной репутацией, проблема безопасности и сохранности грузов, отсутствие надежных механизмов страхования, проблема сбалансированности объемов и структуры грузопотоков в обоих направлениях коридора. Решение данных проблем требует активного участия и взаимодействия правительств заинтересованных стран. Необходим пакет стимулирующих мер на государственном уровне для снижения рисков и повышения доверия бизнеса к данному маршруту.

Константин Алексеевич Маркелов – Ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет», Член Стратегического совета ассоциации «Афанасий Никитин», в своём выступлении отметил, что программы ускоренного развития каспийского транспортно-логистического потенциала связаны с проектом создания портовой особой экономической зоны и каспийского кластера.

«Астраханский транспортный узел может выступать катализатором пространственно-экономического развития основных отраслей экономики прикаспийских государств, включая нефтегазовую, транспортно-логистическую, судостроительную, иные смежные производства. В данном контексте город Астрахань будет представлен в качестве крупного международного транспортно-логистического центра с развитой инфраструктурой и высоким уровнем их взаимодействия при осуществлении международных перевозок на юге России и МТК «Север-Юг», — подчеркнул К.А. Маркелов. Также Константин Маркелов отметил важность трёхстороннего союза Россия — Иран — Индия, который укрепляется торгово-экономическими отношениями и культурными связями и пояснил, что совместная реализация проекта транспортного коридора «Север-Юг», расширяющего доступность Индии к международным транспортным коммуникациям и углеводородным ресурсам, представляет собой юго-восточный Каспийский треугольник, при этом Россия выступает глобальным субъектом отношений, консолидирующим мирохозяйственные связи ведущих экономик мира, а также как гарант безопасности на евразийском пространстве.

О необходимости формирования логистической системы поставок зернопродуктов и организации маршрутных и групповых перевозок зерновых в экспортном и внутрироссийском направлениях, учитывающей как условия самой сделки, так и параметры логистики рассказал Артем Александрович Беляев, Генеральный директор ООО «Белая Дача Фарминг». «На рынке отсутствует инструмент, позволяющий аккумулировать информацию о состоянии дел в различных хозяйствах для дальнейшего прогнозирования цен и объемов на сельхозпродукцию в будущем, отсутствует механизм прослеживаемости партий зерна от производителей до конечных потребителей, необходимый для более объективного мониторинга ситуации с качеством и количеством производимого зерна», — отметил Б.А. Беляев.

Энергетический вопрос затронул в своём выступлении Илья Леонидович Киселев, генеральный директор АО «Институт ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ». По словам спикера, при рассмотрении проектов перспективного развития на транспорте надо учитывать отсутствие межотраслевого планирования, а также рассинхронизацию программ развития энергетиков и транспортных отраслей. Ситуация усугубляется монопольным характером деятельности, в частности необходимостью выбирать и оплачивать заявленную мощность, что повышает требования к качеству перспективного планирования. Сергей Васильевич Шимко, Генеральный директор ООО ПФК «СКАФ», академик РАЕН, поддержал эти тезисы и подчеркнул, что развитие любого транспортного проекта невозможно без опережающего развития энергоснабжения такого проекта. Любому новому проекту необходимо разрабатывать генеральную схему электроснабжения, учитывающую разные варианты развития.

О создании комплексной цифровой модели (двойника) МТК «Север-ЮГ» рассказал Куприяновский Василий Павлович – Заместитель директора центра высокоскоростных и цифровых систем Российского университета транспорта (МИИТ), член Научно-технического совета ассоциации «Афанасий Никитин». Маршрут МТК «Север —Юг» предполагает использование различных видов транспорта, которые необходимо интегрировать с целью оптимизации стоимости перевозки и взаимодействия с другими коридорами. По словам спикера, основой управления транспортных коридоров являются цифровые системы управления транспортом, обеспечивающие соблюдение единых правил и норм коридора, прохождение границ, синхромодальность и переход к физическому интернету ЕС к 2030 году. Эти системы сами развиваются в направлении цифрового двойника.

Круглый стол, проводившийся в рамках подготовки предстоящего II Каспийского экономического форума и шестого Каспийского саммита в августе 2021 года, позволил системно взглянуть на совокупность проблем и перспектив Волжско-Каспийского региона и интеграционных процессов прикаспийских государств и Евразии в целом. Инициативы и предложения, выдвинутые участниками Круглого стола, войдут в итоговый Меморандум, который будет направлен в оргкомитет II Каспийского экономического форума. Широкий охват и глубина рассмотренной тематики позволяют предположить, что подобные встречи должны носить регулярный характер.

Посмотреть видео-запись конференции возможно на канате YouTube ассоциации «Афанасий Никитин» по ссылке:

8 апреля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели