Визит министра транспорта в Астраханскую область – итоги и экспертные оценки
Каспийский транзит

Визит министра транспорта в Астраханскую область – итоги и экспертные оценки

21 мая Астраханскую область посетил министр транспорта РФ Виталий Геннадьевич Савельев. Вместе с губернатором Астраханской области Игорем Юрьевичем Бабушкиным министр осмотрел порты Оля и Астрахань, пограничный пункт пропуска «Караузек», Новый мост и международный аэропорт «Астрахань» им. Кустодиева, оценил перспективы их развития. Каждый из объектов власти региона планируют развивать в том числе при поддержке федерального центра.

Как сообщает Игорь Бабушкин в своем телеграмм-канале, министр транспорта РФ подчеркнул, что в условиях санкций особенно важно находить альтернативные логистические маршруты. Один из них – международный транспортный коридор «Север-Юг».

«Волго-Каспийский транспортный узел является одной из основных частей МТК «Север-Юг», и для региона принципиально нарастить объёмы грузопотока по Волго-Каспийскому судоходному каналу через порты Астрахань и Оля. Необходимое условие для этого – дноуглубление канала до 4,5 метров», — написал Игорь Бабушкин.

Минтранс РФ также поддержал строительство Северного обхода Астрахани, для этого власти региона готовы приступить к работам по проектированию. Запуск Северного обхода позволит сократить путь через Волгу в два раза и освободить улицы Астрахани от транзитного транспорта.

Свою оценку значению состоявшегося визита даёт «Независимая газета». В статье на сайте издания отмечается, что традиционные маршруты поставок европейской продукции в России сегодня почти не загружены из-за санкционных запретов. А транспортных мощностей для поставок товаров в обход Европы в России явно не хватает. В этой связи России нужно переформатирование экспортно-импортных коридоров. В этом может помочь обсуждающийся много лет транспортный коридор Север–Юг, который ведет из Индии до Санкт-Петербурга.

В статье НГ отмечается, что санкции, введенные против России, практически поломали всю логистику в стране, но они стали стимулом к поиску новых логистических коридоров.

После начала украинского кризиса крупнейшие контейнерные операторы и логистические предприятия, компании по бронированию судов стали блокировать перевозки из России или в Россию, западные страны закрыли воздушное пространство для российских авиакомпаний.

Одним из альтернативных коридоров министр Савельев в ходе пребывания в Астрахани назвал международный транспортный коридор (МТК) «Север–Юг», который должен связать Россию, Азербайджан, Иран и Индию.

У бизнеса есть интерес в рамках государственно-частного партнерства к развитию МТК «Север–Юг», у которого есть перспектива, но которому нужны не только большие инвестиции по развитию инфраструктуры, но и серьезная работа по организации, например, страхового покрытия грузов, сказал «НГ» руководитель Международного логистического альянса ACEX Мирослав Золотарев, который озвучил свою позицию на проходящем в Махачкале форуме.

«Этот маршрут не стоит рассматривать как альтернативу перевозки грузов из Европы, но он мог бы в перспективе стать более короткой альтернативой для перевозки грузов из Индии и Латинской Америки в нашу европейскую часть, которые сейчас идут через дальневосточные порты. Однако в него нужно делать серьезные инвестиции, которые в последние десять лет были на нулевом уровне. Для сравнения: если оборот наших портов в 2021 году на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге и Новороссийске превышал 200 млн т (по каждому из направлений), то все три порта на Каспии перевалили всего 7 млн т. То есть даже увеличение их мощностей в два-три раза позволит им достичь лишь десятой доли портов на других направлениях», – говорит Золотарев.

Вместе с тем, по словам эксперта, этот маршрут можно «раскачать». «Иран сейчас не сильно вкладывается в проект, по маршруту пока идут с помощью малочисленных и маломерных судов перевозки зерна, продуктов нефтепереработки. Но если будут серьезные российские инвестиции для развития контейнерных перевозок, проведена работа по обеспечению международного страхования грузов, то маршрут будет востребован», – уверен Золотарев.

Управляющий партнер компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов не отрицает, что в логистике России наблюдается много проблем, но не согласен с мнением Савельева, что санкции практически сломали всю логистику. «Проблем, конечно, много, но говорить, что все разрушено – это явное преувеличение. На самом деле транспорт работает, логистика работает, внутренняя наполняемость товарами высокая. Да, есть ограничения на европейском направлении, но там меняются контракты, меняются маршруты. Товары поступают, кроме, пожалуй, комплектов для автопрома. Идет значительный рост торговли с Китаем: за четыре месяца импорт в РФ оттуда вырос на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 20,2 млрд долл., – говорит Безбородов. – Что касается МТК «Север–Юг» – это абсолютно фантазийная тема. Кроме работы по железной дороге на западном берегу Каспия говорить особо не о чем. Этот маршрут не обеспечен ни мотивационной, ни инфраструктурной, ни юридической составляющими. Если за несколько десятилетий маршрут не заработал, то и сейчас вряд ли заработает. Иран не является должным транзитером, там также нет необходимой инфраструктуры, а за сохранность грузов никто не отвечает. Если у нас силовики являются зачастую негласными бизнесменами, то в Иране – явными, они владеют целыми отраслями, и доверия им после неудачного опыта у российских предпринимателей нет».

В статье НГ также приводятся выдержки из выступления министра экономического развития Максима Решетникова в столице Таиланда Бангкоке, где проходила встреча министров торговли стран – участниц форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

России необходимо по-новому решать вопросы логистики при развитии торговли для успешного разворота российской внешнеэкономической деятельности к Азии, заявил министр. «Те логистические цепочки, которые сейчас есть, они подходят под торговлю, условно говоря, зерном, торговлю нефтепродуктами. А что касается, например, поставок удобрений, здесь уже более сложная возникает логистика – куда везти, как грузить», – пояснил Решетников.

«Везти через северо-запад нашей страны – крюк получается. Развиваем мы сейчас, например, коридор «Север–Юг» с использованием инфраструктуры наших южных соседей. Также есть возможности использования евразийской инфраструктуры, потенциала наших соседей как транзитных стран», – рассказал он.

Влад Кондратьев

26 мая, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели