Волго-Донской канал открыл 70-ю навигацию между Каспийским и Черным морями
Исторические хроники Каспийского региона, Колонка редактора

Волго-Донской канал открыл 70-ю навигацию между Каспийским и Черным морями

28 марта на три дня ранее установленного срока (1 апреля) с учетом обращения судоходной компании ООО «Прайм Шиппинг» и по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта открылась юбилейная 70-я навигация в Волго-Донском бассейне внутренних водных путей. В 13:15 судно «Япет» и в 14:00 судно «Дафна» (судовладелец ООО «Прайм Шиппинг») прошли через Константиновский гидроузел в направлении портов реки Волги на погрузку нефтепродуктов.

Сообщается, что гидротехнические сооружения Волго-Дона, средства навигационного оборудования и водный путь готовы к пропуску флота в период навигации 2021 года с глубиной судового хода 365 см.

По прогнозу Росгидромета, общий объём притока воды в Цимлянское водохранилище в паводковый период составит от 4 до 6 км3, что значительно меньше нормы (46% нормы). Однако фактическая гидрометеорологическая обстановка будут зависеть от развития паводка в период апрель – май текущего года.

Следует отметить, что ежегодно по Волго-Донскому каналу, соединяющему Каспийское и Чёрное моря, проходят порядка 6,5 тысяч судов. Для прохода по каналу специально разработаны теплоходы типа «Волго-Дон», которые проектировали под камеру шлюза.

По информации Администрации Волго-Донского бассейна внутренних водных путей в нынешнем сезоне ремонт оборудования произвели досрочно. В рамках программы реконструкции в этом году продолжатся работы на втором и пятом шлюзах. Приступили к третьей насосной станции.

В прошлом году, несмотря на пандемию, водная дорога не пустовала, навигация шла достаточно активно.

«Прирост дала в грузе 2 %, количество судов было на 13 % больше. Груза чуть поменьше, потому что воды было меньше, чем обычно, на Цимлянском водохранилище на сбросе на нижнем Дону. В этом году ситуация похожая, но, надеемся, флот как работал, так и будет работать по максимуму», — отмечает Олег Шахмарданов, руководитель ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей»:.

Следует отметить, что со стороны прикаспийских стран растёт интерес к использованию возможностей выхода в Мировой океан по маршруту Каспий – Волго-Дон.

В конце прошлого года в Казахстане был ратифицировано Соглашение о судоходстве между странами-участниками Евразийского экономического союза.  Данный документ создал единые правовые основы, упростил механизм транзита для казахстанских судов на азово-черноморский бассейн по внутренним водным путям России, через Волго-Дон.

В апреле текущего года в Институте международных отношений Министерства иностранных дел Туркменистана представителями Ассоциации «Туркмен Логистика» проводились мероприятия по вопросу – «Изучение возможностей выхода к европейским портам Балтийского моря по маршруту Каспий – Волго-Дон». В рамках данных мероприятий студенты института, а также иные специалисты прошли соответствующую подготовку по развитию международных транспортных коридоров, а также совершенствованию дорожной инфраструктуры страны.

В связи с началом навигации на Волго-Донском канале редакция портала «Каспийский вестник» предлагает ознакомиться с историей создания и характеристикой этой без преувеличения стратегически значимой водной магистрали, связывающей Каспийское и Чёрное моря.

ВОЛГО-ДОНСКОЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ им. Ленина (ВДСК), соединяет реки Волга у Волгограда и Дон у г. Калач-на-Дону. Длина 101 км из них 45 км проходят по рекам и водохранилищам. Глубина после строительства 4м.

ВДСК начинается в Сарептском затоне Волги (южнее Волгограда), идёт по долине реки Сарпы вдоль подножия возвышенности Ергени, по Волго-Донскому водоразделу, по долине реки Червлёной, водохранилищам Варваровскому, Береславскому, Карповскому, выходит в реку Дон у г. Калача-на-Дону на Цимлянском водохранилище. На канале имеется свыше 50 инженерных сооружений, в т.ч. 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Кроме того, здесь действуют 3 насосные станции (Кардовская, Мариновская и Варваровская), 13 плотин и дамб. В состав гидротехнических сооружений канала также входят: 7 водосбросов и водоспусков; 2 аварийно-ремонтных заграждения; 8 железнодорожных и автомобильных мостов через канал; 100 км приканальной автотрассы; 9 благоустроенных жилых посёлков. Питается канал донской водой, так как Дон лежит выше уровня Волги на 44 м. Системой насосных станций воду поднимают на водораздел, откуда она самотеком идет на волжский и донской склоны в трассу канала.

Чтобы судно попало из Волги в Дон, оно должно девятью шлюзами подняться на 88 м, пройти водораздельный участок и по четырем шлюзам опуститься на 44 м к Дону.

При проектировании пропускная способность канала была определена в 11 млн тонн за навигационный период. В ходе практического освоения трассы выполнены значительные работы по увеличению гарантированной глубины на канале, а также комплекс мер по обеспечению устойчивости и надежности гидротехнических сооружений. Благодаря творческому труду инженеров канала: В.А. Чмшкяна, В.А. Виноградова, В.Я. Шестакова, А.Н. Полячкова, В.М. Муравьева, М.П. Щилова, Ю.М. Худякова, В.Д. Индюшкина и многих других, пришедших на эксплуатацию Волго-Дона в 1952, пропускная способность канала существенно повышена. Рекордным для канала был 1983, когда по нему было перевезено более 13,5 млн т грузов. В 2006 по Волго-Донскому каналу было перевезено около 13 млн т грузов. Средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 237 суток. За этот период по нему в среднем проходит около 6000 судов. По каналу допускается движение судов грузоподъёмностью до 5 тыс. тонн.

В районе станицы Цимлянской была построена плотина, она перекрыла течение Дона и дала возможность создать искусственное водохранилище — Цимлянское. Две великие реки Волга и Дон соединились в районе между шлюзами № 1 и № 2 31 мая 1952. 1 июня 1952 началось первое шлюзование. В первой половине июля теплоход «Сергей Киров» совершил пробное плавание, после чего настало время для официального открытия движения судов по каналу. 27 июля с Волги его открыл флагман Московского пароходства теплоход «Иосиф Сталин», а навстречу одновременно отправился теплоход «Сталинская конституция». В этот же день открылось движение по линиям Москва — Ростов-на-Дону, Сталинград — Калач. 27 июля 1952 состоялось официальное открытие Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина.

Этот водный путь в два раза сократил расстояние между портами Черного и Балтийского морей по сравнению с путем вокруг Европы. Основное назначение канала — обеспечение безопасных условий судоходства и устойчивой работы гидросооружений. Кроме транспортных задач, благодаря каналу ведется орошение, осуществляется водо- и энергоснабжение. На эти цели расходуется не менее 160 млн куб. м воды в год, то есть половина перекачиваемого объема.

ВДСК является частью Волго-Донского водного пути от г. Волгограда до г. Азова (общей протяженностью 613 км), который состоит из Волго-Донского судоходного канала, внутренних водных путей, проходящих по Цимлянскому вдхр. и р. Дон. Судоходство по Волго-Донскому водному пути обеспечивают 18 однониточных шлюзов, а также комплекс других гидротехнических сооружений для обеспечения уровненного режима орошения и водоснабжения прилегающих территорий.

Канал также является составной частью Международного транспортного коридора «Север-Юг», предназначенного в т.ч. для перевозок транзитных грузов между северными регионами Европейского Союза и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Велика роль канала в жизни Волгоградской и Ростовской областей — орошены сотни тыс. гектаров засушливых земель. На канале действуют системы оперативной связи навигационного ограждения судовых ходов, система диспетчерского руководства. Регулирование движения судов, осуществляемое на канале, позволяет в режиме реального времени контролировать продвижение флота, ускорять судопропуск, обеспечивать безопасный проход судов. Большая часть этой уникальной водной артерии проходит по землям Калачевского муниципального района, благодаря чему и сам когда-то небольшой х. Калач превратился в один из крупных районных центров Волгоградской обл.

Обслуживает канал Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей». Основная деятельность его направлена на обеспечение безопасных условий судоходства и устойчивое функционирование гидротехнических сооружений. Помимо транспортных задач решаются вопросы орошения, водоснабжения и энергетики. Ежегодные объемы работ по реконструкции определяются на основании материалов наблюдений и исследований, проводимых специалистами канала совместно с научно-исследовательскими и проектными организациями Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга. Реконструкция водного пути и комплекса гидротехнических сооружений предусмотрена Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010) в рамках подпрограммы «Внутренние водные пути», приоритетным объектом которой является техническое перевооружение насосных станций Волго-Дона,

В начале XXI в. проведен большой объем восстановительных работ на гидросооружениях Волго-Донского судоходного канала, в результате чего из-за возросшего грузопотока доходы ВДСК за несколько лет фактически удвоились.

Сегодня канал играет важную роль в обеспечении транзитных перевозок по водным путям России, входящих в международный транспортный коридор «Север-Юг». Будущее же Волго-Дона — интеграция в международную транспортную сеть. В этой связи планируется создание международного консорциума по строительству второй линии ВДСК. Ее создание должно увеличить пропускную способность канала до 35 млн т в год. Эта новая транса, артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями и, следовательно, даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, в Мировой океан. В скорейшей его реконструкции заинтересованы все прикаспийские страны, которые по сути станут морскими державами. Безусловно, проект потребует огромных ресурсов, однако часть расходов планируется возместить за счёт частных инвесторов [1].

Автор: Влад Кондратьев


[1] При подготовке статьи использованы материалы издания Калач-на-Дону: энциклопедия / гл. редактор, авт-сост. Е.А.Мохов. – Волгоград: Издатель, 2008 – 344 с: ил.

Фото: vdgbu.ru, из открытых источников

13 апреля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели