Волго-Донской канал отметил 68-ю годовщину со дня открытия
Исторические хроники Каспийского региона

Волго-Донской канал отметил 68-ю годовщину со дня открытия

Официальное открытие Волго-Донского канала состоялось 27 июля 1952 года. Судоходный канал соединил реки в месте их максимального сближения — Волгу у Сталинграда (сейчас — Волгограда) и Дон у города Калач-на-Дону.

Парламентская газета Российской Федерации информирует, что первую попытку соединить реки историческая наука относит ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II отправил на работы 22 тысячи солдат, но они отступились, заявив, «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». В конце XVII, во время правления Петра I собирались сделать канал между притоками рек, Камышинкой и Иловлей. Строить начали в 1697 году, но планам помешала начавшаяся в 1701 году Северная война со Швецией — царь сконцентрировался на войне, и проект канала перестали финансировать. Всего проектов было несколько десятков. А планам, которые строили после революции, снова помешали войны — изыскания в 1918 году прекратили из-за Гражданской войны, а начатые в 1940 году проектные работы приостановили из-за Великой Отечественной войны.

Правда, в 1943 году, после Сталинградской битвы, проектирование возобновили. Им руководил гидротехник Сергей Жук. В 1948 году Совет министров СССР утвердил схему Волго-Донского комплекса, и строительство началось. К нему привлекли около 900 тысяч рабочих, среди которых были как вольнонаёмные — выпускники учебных заведений, демобилизованные военные, — так и пленные немецко-фашистские захватчики и советские заключённые. За время строительства рабочие вынули 150 миллионов кубометров земли и уложили три миллиона бетона.

31 мая 1952 года на окраине Сталинграда, возрождённого после Войны, между 1-м и 2-м шлюзами слились воды двух великих рек. Движение судов началось на следующий день, а официальное открытие состоялось 27 июля 1952 года, когда каналу присвоили имя Владимира Ленина. Открыл навигацию теплоход «Иосиф Сталин».

Напомним, что Волго-Донской канал обеспечивает важный геоэкономический статус Волгоградской области, как транспортно-транзитного пункта на пути поставок на российский и европейский рынок грузов и товаров не только из Центральной Азии и Южного Кавказа, но и Ирана, Индии и стран Персидского залива. 

Волго-Донской судоходный канал является звеном единой глубоководной транспортной системы европейской части России и обеспечивает связь Каспия с Мировым океаном. Общая протяженность канала 101 километр, 45 из которых он проходит по водохранилищам. Его глубина не менее 3,5 метров.

Прикаспийские страны – Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, традиционно проявляют высокую заинтересованность в использовании внутренних водных путей России для доступа к международным морским артериям, поэтому Волго-Донской канал имеет благоприятные перспективы для дальнейшего развития.

Подробнее о геоэкономическом значении Волгоградского региона в публикации портала «Каспийский вестник»

29 июля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели