Восстановление взаимосвязей: Россия, Индия и МТК «Север-Юг»
Зарубежные материалы по Каспию, Каспийский транзит

Восстановление взаимосвязей: Россия, Индия и МТК «Север-Юг»

17 сентября на сайте Asia Global Online, аффилированного с Университетом Гонконга, была опубликована статья армянского исследователя Мгера Д. Саакяна, основателя и директора Китайско-Евразийского совета по политическим и стратегическим исследованиям в Ереване, Армения, под названием «Восстановление взаимосвязей: Россия, Индия и Международный транспортный коридор «Север-Юг»» (REBUILDING INTERCONNECTIONS: RUSSIA, INDIA AND THE INTERNATIONAL NORTH-SOUTH TRANSPORT CORRIDOR).

Мгер Д. Саакян

Мгер Д. Саакян имеет докторскую степень по международным отношениям в Нанкинском университете, Китай. Сотрудничает с изданием Asia Global Online в качестве научного сотрудника.

В преамбуле к статье исследователя отмечается, что в эпоху взаимосвязанности китайская инициатива «Пояс и Путь»  характеризуется как политический и финансовый гигант — сеть, охватывающая весь мир автомобильным, железнодорожным и морским сообщением. Однако  Мгер Саакян, считает, что менее известный международный транспортный коридор «Север-Юг», основанный 20 лет назад и возглавляемый Россией и Индией, может стать геополитическим соперником «Поясу и Пути», если он сможет преодолеть финансовые проблемы и продолжающийся конфликт между подписавшими его сторонами.

Редакция портала «Каспийский вестник» публикует перевод статьи, посвящённой одному из важных транспортных проектов Каспийского региона.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, положив конец Холодной войне, Индия не только потеряла своего самого надежного поставщика оружия, но и потеряла своего самого важного партнера в противодействии Китаю из-за последующей нормализации отношений между Пекином и Москвой. Но поскольку Россия, как государство-преемник СССР, погрузилась в экономический хаос в 1990-х годах, Индия продолжала импортировать российское оружие и стремилась восстановить свои особые отношения с Москвой. После прихода Владимира Путина к власти в последний день 1999 года Москва достигла определенной политической и экономической стабильности и начала искать стратегические партнерства за пределами ныне независимых бывших советских республик.

Одной из первых стран, с которой Россия попыталась укрепить свои отношения, была Индия. Эти две незападные страны осуществили шаги по восстановлению своего стратегического партнерства и возвращению своих позиций в качестве великих держав. Одним из самых ранних и амбициозных проектов, инициированных ими, был международный транспортный коридор Север-Юг (МТК, см. вставку ниже). Россия и Индия также привлекли Иран, благодаря его расположению на особенно важном перекрестке, создав Секретариат МТК в Тегеране. Позже Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Оман, Таджикистан, Сирия, Украина и Турция присоединились к нему в качестве государств-членов, а Болгария получила статус наблюдателя.

Таким образом, Россия и Индия создали основу для создания автомобильного и морского коридора, связывающего их страны друг с другом через Иран, Центральную Азию и Южный Кавказ. В свою очередь, Иран стал мостом между Россией и Индией. Согласно плану МТК, Новороссийск на Черном море мог бы быть связан с Финляндией, а Берлин-с Екатеринбургом, расположенным к востоку от Урала, а транспортная инфраструктура рек Волги и Дона и каспийских морских портов могла бы стать взаимосвязанной. Кроме того, МТК будет напрямую связывать Санкт-Петербург с Мумбаи.

МТК «Север-Юг» и российские интересы

Москва предполагала, что МТК будет функционировать как мультимодальный маршрут для перевозки пассажиров и грузов между Индией и Россией через Иран и страны Персидского залива. Предлагая МТК, Россия стремилась создать альтернативу транспортному коридору Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) Европейского союза (ЕС), который также был запущен после распада Советского Союза для соединения Европы с Южным Кавказом и Азией без прохождения через российскую территорию.

Российские должностные лица, принимающие решения, рассчитывали, что Китай как растущая экспортоориентированная экономика сможет использовать транспортный коридор, но в итоге Пекин выдвинул свои геополитические инициативы — строительство огромной торговой инфраструктурной сети, которая превратилась в Инициативу «Один пояс — Один путь» (Belt and Road Initiative (BRI)), которая включает в себя Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), состоящий из шести экономических коридоров в рамках Евразийского материка, тем самым устраняя необходимость МТК «Север-Юг».

На данный момент Россия и другие члены МТК надеются, что в результате экономического роста Индии коридор будет использоваться больше. До пандемии Всемирный экономический форум прогнозировал, что экономика Индии будет расти на 7,5 процента в год в течение следующего десятилетия. Кроме того, учитывая ухудшение китайско-индийских отношений, Нью-Дели может быть более заинтересован в развитии МТК в качестве противовеса китайско-пакистанскому экономическому коридору (КПЭК).

МТК «Север-Юг» и индийские интересы

Индия рассматривает МТК как импортно-экспортный маршрут в Россию, Европу и Центральную Азию, который обходит заклятый Пакистан и укрепляет сотрудничество с Россией и другими участниками проекта. Таким образом, Мумбаи будет соединен с иранской железнодорожной и Шоссейной сетью через порт Бандар-Аббас, один из главных ворот в регион Персидского залива. Индия согласилась инвестировать до 635 миллионов долларов США в развитие иранского глубоководного порта Чабахар в Оманском заливе и всего в 300 километрах от Гвадара, хаба для КПЭК в Пакистане.

Тем временем Нью-Дели убедил США не вводить никаких санкций против индийских инвестиций в Чабахар, несмотря на экономическую изоляцию Вашингтона от Ирана. Чабахар будет использоваться Индией в качестве плацдарма для ее инициатив в области развития в Афганистане, не имеющем выхода к морю, и для укрепления позиций Индии против Китая и Пакистана. Нью-Дели также заинтересован в обеспечении безопасности трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) или Трансафганского трубопровода. Президент Афганистана Ашраф Гани был лично участвовал в церемонии начала строительства  ТАПИ в Афганистане в городе Герат в феврале 2018 года. Развитие Чабахара и индийско-иранско-афганского коридора представляет собой уникальный случай сближения интересов Ирана и США, поскольку обе страны намерены улучшить экономическую и политическую безопасность Афганистана.

Таким образом, Индия пытается использовать МТК «Север-Юг» не только для создания экономического коридора и развития отношений с Россией и Европой, но и для выхода на другие регионы. Индия очень заинтересована в энергетических ресурсах и обширном рынке Центральной Азии (с общим населением около 74 миллионов человек). Сотрудничество со странами Персидского залива также важно для Нью-Дели, поскольку помимо нефтегазовых ресурсов они предоставляют возможности трудоустройства примерно 8,5 миллионам индийцев. Наконец, Индия подписала соглашение о создании международного транспортно-транзитного коридора, известное как Ашхабадское соглашение, которое является платформой для Индии для скрытного обсуждения транспортных вопросов с Пакистаном.

Препятствия на пути МТК «Север-Юг»

В то время как INSTC приносит преимущества по сравнению с традиционными грузовыми маршрутами через более дешевые и короткие расстояния, развитие необходимой инфраструктуры происходит медленно, особенно по сравнению с BRI. Нет никакой движущей политической или финансовой силы, стоящей за МТК в том смысле, что Китай неустанно продвигает BRI. Пекин создал специализированные финансовые институты и инструменты (Фонд Шелкового пути и Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций) чтобы не отставать в темпах развития. Проекты МТК в основном финансируются за счет кредитов, предоставляемых АБР, Евразийским Банком развития (ЕАБР) и другими институтами, или членами INSTC, инвестирующими непосредственно в свои собственные проекты или проекты своих соседей. Если инициатива Китая разрабатывается планомерно и организованно, то деятельность МТК «Север-Юг» осуществляется на разовой основе без какой-либо долгосрочной стратегии.

Кроме того, существует несколько продолжающихся конфликтов между государствами-членами МТК. Из-за Арцахского (нагорно-карабахского) конфликта между Арменией и Азербайджаном не работают железные дороги Турция-Армения-Азербайджан и Армения-Нахичевань (Азербайджан)-Иран. Связь между Россией и Грузией через Абхазию также не работает из-за конфликта между Грузией с одной стороны и Абхазией и Россией с другой. Российско-украинский конфликт чрезвычайно затрудняет транспортировку через Восточную Украину. Хаотичная ситуация в Сирии и нестабильная ситуация на турецко-сирийской границе делают невозможным развитие МТК и в этом направлении. В дополнение к этому, экономика и финансовый сектор Ирана находятся под жесткими санкциями, введенными США.

Эти политические и стратегические условия создали много проблем для МТК «Север-Юг» поскольку многие государства и компании находят другие маршруты для транспортировки своих товаров. Но они также создают новые возможности. Иран и Китай сблизились из-за санкций США, был одобрен проект ирано-китайского партнерства по Тегерану в июне. Индия, тем временем, поворачивается в сторону США с момента ее вооруженного пограничного противостояния с Китаем в том же месяце. Это может предвещать перемены в индоиранских отношениях, хотя и может создать непростую ситуацию, в которой Тегерану, возможно, придется сделать стратегический выбор между индийским МТК и китайским ОПОП.

Россия также сталкивается с западными санкциями из-за своего военного и политического участия в Украине, что затрудняет Москве крупные инвестиции в инфраструктурные проекты в других государствах-членах МТК. Россия также участвует в ОПОП Китая через новый Евразийский сухопутный мост и экономический коридор Китай-Монголия-Россия. Москва, однако, не собирается играть второстепенную роль по отношению к Пекину. По этой причине Россия высоко ценит МТК «Север-Юг» и российско-индийское сотрудничество, поскольку Россия рассматривает Индию как партнера для балансирования в отношениях с азиатской сверхдержавой — Китаем. В этом контексте МТК мог бы стать важным экономическим и стратегическим инструментом, связывающим Россию с регионом Персидского залива и Индийским океаном.

О коридоре МТК «Север-Юг»:

Международный транспортный коридор Север-Юг (МТК): соединяющий Россию с Персидским заливом и Индией

Традиционный морской маршрут из Санкт-Петербурга в Россию в регион Персидского залива и Индию проходит через Балтийское и Северное моря и Ла-Манш, мимо Франции и вниз к Пиренейскому полуострову и вокруг него, вдоль Средиземного моря и через Суэцкий канал, а затем в Бандар-Аббас в Иране или в Мумбаи. Контейнерному судну необходимо от 25 до 28 дней, чтобы добраться до Бандар-Аббаса, в то время как путешествие в Мумбаи требует около 30 дней. МТК «Север-Юг» сокращает расстояние и время по крайней мере наполовину, значительно снижая транспортные расходы.

INSTC имеет четыре основных маршрута:

Каспийский маршрут соединяет российские и иранские порты на Каспийском море. Только около 12-16 процентов контейнерных перевозок Россия-Иран используют эти связи. Индийские судоходные компании редко это делают. Для модернизации своих каспийских портов Иран ежегодно инвестирует 40 миллионов долларов, Казахстан — 35 миллионов, Азербайджан — 15 миллионов долларов. Движущей силой этого финансирования в большей степени, чем INSTC, является растущий трафик (и прибыль), генерируемый торговлей вдоль Экономического коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия (CCAWAEC) Экономического пояса Шелкового пути (SREB).

Западный маршрут соединяет российские и иранские железные дороги через территорию Азербайджана, который становится ключевым узлом для МТК. Участок от границы Азербайджана до Ирана, участок от Астары до Решта (167 км), в который Тегеран и Баку договорились вложить по 500 миллионов долларов каждый, не завершен. Участок Решт-Казвин (175 км) внутри Ирана был открыт 6 марта 2019 года. В 2017 году Азиатский банк развития (АБР) согласился предоставить Азербайджану кредит в размере 150 миллионов долларов США для восстановления железнодорожного сообщения через его территорию, связывающего Иран с Россией и другими странами, 250 миллионов долларов США на улучшение железнодорожного сообщения. Западный маршрут функционирует, но не как сквозное железнодорожное сообщение. Россия и Иран используют его для торговли древесиной и изделиями из дерева, зерном, строительными материалами, фруктами, контейнерами и другими товарами. Азербайджан и Турция тем временем укрепили свои позиции в сети INSTC, поскольку турецкие порты в Средиземном и Черном морях теперь связаны с азербайджанскими портами в Каспийском море через железнодорожную линию Баку-Тбилиси-Карс, которую они запустили с Грузией в октябре 2017 года.

Восточный маршрут связывает железнодорожные системы России, Ирана, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана, полностью функционирует и считается наиболее успешным. Иранские ворота в Центральную Азию находятся в Серахсе (Туркменистане) и Инче-Буруне (Иран) — Ак-Яйла  (Туркменистан). Восточный маршрут включает в себя новое железнодорожное сообщение Казахстан-Туркменистан-Иран, которое было открыто в декабре 2014 года в Ак-яйле. Туркменистан не является членом МТК, но он сыграл ведущую роль в его развитии, поскольку он договорился о финансировании в размере 371 млн. долл. США от Исламского банка развития (ИБР) и получил кредит в размере 125 миллионов долларов США от АБР. В 2018 году грузопоток по коридору Казахстан-Туркменистан-Иран достиг 1000 TEU, включая товары в Китай и из него. Узбекистан присоединился к этой железнодорожной сети в 2019 году.

Армянский автомобильный коридор Север-Юг — это продолжающийся 556-километровый проект по соединению портов Персидского залива с грузинскими портами на Черном море. Он свяжет Армению, не имеющую выхода к морю (с закрытыми границами на Западе с Турцией и на востоке с Азербайджаном), с МТК и за его пределами. Предполагаемая стоимость проекта составляет 1,5 миллиарда долларов США, причем средства будут предоставлены многосторонними финансовыми институтами, включая АБР (350 миллионов долларов США), Европейский инвестиционный банк (72 миллиона долларов США) и Евразийский Банк развития (150 миллионов долларов США).

Главное фото: Иранский поезд въезжает в Гызылетрек, Туркменистан, чтобы открыть железнодорожное сообщение Казахстан-Туркменистан-Иран, в 2014 году: восточный маршрут является одним из самых успешных соединений между Россией и Индией в сети INSTC (кредит: Moein Motlagh/Fars News Agency)

30 сентября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели