Восстановление взаимосвязей: Россия, Индия и МТК «Север-Юг»
Зарубежные материалы по Каспию, Каспийский транзит

Восстановление взаимосвязей: Россия, Индия и МТК «Север-Юг»

17 сентября на сайте Asia Global Online, аффилированного с Университетом Гонконга, была опубликована статья армянского исследователя Мгера Д. Саакяна, основателя и директора Китайско-Евразийского совета по политическим и стратегическим исследованиям в Ереване, Армения, под названием «Восстановление взаимосвязей: Россия, Индия и Международный транспортный коридор «Север-Юг»» (REBUILDING INTERCONNECTIONS: RUSSIA, INDIA AND THE INTERNATIONAL NORTH-SOUTH TRANSPORT CORRIDOR).

Мгер Д. Саакян

Мгер Д. Саакян имеет докторскую степень по международным отношениям в Нанкинском университете, Китай. Сотрудничает с изданием Asia Global Online в качестве научного сотрудника.

В преамбуле к статье исследователя отмечается, что в эпоху взаимосвязанности китайская инициатива «Пояс и Путь»  характеризуется как политический и финансовый гигант — сеть, охватывающая весь мир автомобильным, железнодорожным и морским сообщением. Однако  Мгер Саакян, считает, что менее известный международный транспортный коридор «Север-Юг», основанный 20 лет назад и возглавляемый Россией и Индией, может стать геополитическим соперником «Поясу и Пути», если он сможет преодолеть финансовые проблемы и продолжающийся конфликт между подписавшими его сторонами.

Редакция портала «Каспийский вестник» публикует перевод статьи, посвящённой одному из важных транспортных проектов Каспийского региона.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, положив конец Холодной войне, Индия не только потеряла своего самого надежного поставщика оружия, но и потеряла своего самого важного партнера в противодействии Китаю из-за последующей нормализации отношений между Пекином и Москвой. Но поскольку Россия, как государство-преемник СССР, погрузилась в экономический хаос в 1990-х годах, Индия продолжала импортировать российское оружие и стремилась восстановить свои особые отношения с Москвой. После прихода Владимира Путина к власти в последний день 1999 года Москва достигла определенной политической и экономической стабильности и начала искать стратегические партнерства за пределами ныне независимых бывших советских республик.

Одной из первых стран, с которой Россия попыталась укрепить свои отношения, была Индия. Эти две незападные страны осуществили шаги по восстановлению своего стратегического партнерства и возвращению своих позиций в качестве великих держав. Одним из самых ранних и амбициозных проектов, инициированных ими, был международный транспортный коридор Север-Юг (МТК, см. вставку ниже). Россия и Индия также привлекли Иран, благодаря его расположению на особенно важном перекрестке, создав Секретариат МТК в Тегеране. Позже Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Оман, Таджикистан, Сирия, Украина и Турция присоединились к нему в качестве государств-членов, а Болгария получила статус наблюдателя.

Таким образом, Россия и Индия создали основу для создания автомобильного и морского коридора, связывающего их страны друг с другом через Иран, Центральную Азию и Южный Кавказ. В свою очередь, Иран стал мостом между Россией и Индией. Согласно плану МТК, Новороссийск на Черном море мог бы быть связан с Финляндией, а Берлин-с Екатеринбургом, расположенным к востоку от Урала, а транспортная инфраструктура рек Волги и Дона и каспийских морских портов могла бы стать взаимосвязанной. Кроме того, МТК будет напрямую связывать Санкт-Петербург с Мумбаи.

МТК «Север-Юг» и российские интересы

Москва предполагала, что МТК будет функционировать как мультимодальный маршрут для перевозки пассажиров и грузов между Индией и Россией через Иран и страны Персидского залива. Предлагая МТК, Россия стремилась создать альтернативу транспортному коридору Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) Европейского союза (ЕС), который также был запущен после распада Советского Союза для соединения Европы с Южным Кавказом и Азией без прохождения через российскую территорию.

Российские должностные лица, принимающие решения, рассчитывали, что Китай как растущая экспортоориентированная экономика сможет использовать транспортный коридор, но в итоге Пекин выдвинул свои геополитические инициативы — строительство огромной торговой инфраструктурной сети, которая превратилась в Инициативу «Один пояс — Один путь» (Belt and Road Initiative (BRI)), которая включает в себя Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), состоящий из шести экономических коридоров в рамках Евразийского материка, тем самым устраняя необходимость МТК «Север-Юг».

На данный момент Россия и другие члены МТК надеются, что в результате экономического роста Индии коридор будет использоваться больше. До пандемии Всемирный экономический форум прогнозировал, что экономика Индии будет расти на 7,5 процента в год в течение следующего десятилетия. Кроме того, учитывая ухудшение китайско-индийских отношений, Нью-Дели может быть более заинтересован в развитии МТК в качестве противовеса китайско-пакистанскому экономическому коридору (КПЭК).

МТК «Север-Юг» и индийские интересы

Индия рассматривает МТК как импортно-экспортный маршрут в Россию, Европу и Центральную Азию, который обходит заклятый Пакистан и укрепляет сотрудничество с Россией и другими участниками проекта. Таким образом, Мумбаи будет соединен с иранской железнодорожной и Шоссейной сетью через порт Бандар-Аббас, один из главных ворот в регион Персидского залива. Индия согласилась инвестировать до 635 миллионов долларов США в развитие иранского глубоководного порта Чабахар в Оманском заливе и всего в 300 километрах от Гвадара, хаба для КПЭК в Пакистане.

Тем временем Нью-Дели убедил США не вводить никаких санкций против индийских инвестиций в Чабахар, несмотря на экономическую изоляцию Вашингтона от Ирана. Чабахар будет использоваться Индией в качестве плацдарма для ее инициатив в области развития в Афганистане, не имеющем выхода к морю, и для укрепления позиций Индии против Китая и Пакистана. Нью-Дели также заинтересован в обеспечении безопасности трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) или Трансафганского трубопровода. Президент Афганистана Ашраф Гани был лично участвовал в церемонии начала строительства  ТАПИ в Афганистане в городе Герат в феврале 2018 года. Развитие Чабахара и индийско-иранско-афганского коридора представляет собой уникальный случай сближения интересов Ирана и США, поскольку обе страны намерены улучшить экономическую и политическую безопасность Афганистана.

Таким образом, Индия пытается использовать МТК «Север-Юг» не только для создания экономического коридора и развития отношений с Россией и Европой, но и для выхода на другие регионы. Индия очень заинтересована в энергетических ресурсах и обширном рынке Центральной Азии (с общим населением около 74 миллионов человек). Сотрудничество со странами Персидского залива также важно для Нью-Дели, поскольку помимо нефтегазовых ресурсов они предоставляют возможности трудоустройства примерно 8,5 миллионам индийцев. Наконец, Индия подписала соглашение о создании международного транспортно-транзитного коридора, известное как Ашхабадское соглашение, которое является платформой для Индии для скрытного обсуждения транспортных вопросов с Пакистаном.

Препятствия на пути МТК «Север-Юг»

В то время как INSTC приносит преимущества по сравнению с традиционными грузовыми маршрутами через более дешевые и короткие расстояния, развитие необходимой инфраструктуры происходит медленно, особенно по сравнению с BRI. Нет никакой движущей политической или финансовой силы, стоящей за МТК в том смысле, что Китай неустанно продвигает BRI. Пекин создал специализированные финансовые институты и инструменты (Фонд Шелкового пути и Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций) чтобы не отставать в темпах развития. Проекты МТК в основном финансируются за счет кредитов, предоставляемых АБР, Евразийским Банком развития (ЕАБР) и другими институтами, или членами INSTC, инвестирующими непосредственно в свои собственные проекты или проекты своих соседей. Если инициатива Китая разрабатывается планомерно и организованно, то деятельность МТК «Север-Юг» осуществляется на разовой основе без какой-либо долгосрочной стратегии.

Кроме того, существует несколько продолжающихся конфликтов между государствами-членами МТК. Из-за Арцахского (нагорно-карабахского) конфликта между Арменией и Азербайджаном не работают железные дороги Турция-Армения-Азербайджан и Армения-Нахичевань (Азербайджан)-Иран. Связь между Россией и Грузией через Абхазию также не работает из-за конфликта между Грузией с одной стороны и Абхазией и Россией с другой. Российско-украинский конфликт чрезвычайно затрудняет транспортировку через Восточную Украину. Хаотичная ситуация в Сирии и нестабильная ситуация на турецко-сирийской границе делают невозможным развитие МТК и в этом направлении. В дополнение к этому, экономика и финансовый сектор Ирана находятся под жесткими санкциями, введенными США.

Эти политические и стратегические условия создали много проблем для МТК «Север-Юг» поскольку многие государства и компании находят другие маршруты для транспортировки своих товаров. Но они также создают новые возможности. Иран и Китай сблизились из-за санкций США, был одобрен проект ирано-китайского партнерства по Тегерану в июне. Индия, тем временем, поворачивается в сторону США с момента ее вооруженного пограничного противостояния с Китаем в том же месяце. Это может предвещать перемены в индоиранских отношениях, хотя и может создать непростую ситуацию, в которой Тегерану, возможно, придется сделать стратегический выбор между индийским МТК и китайским ОПОП.

Россия также сталкивается с западными санкциями из-за своего военного и политического участия в Украине, что затрудняет Москве крупные инвестиции в инфраструктурные проекты в других государствах-членах МТК. Россия также участвует в ОПОП Китая через новый Евразийский сухопутный мост и экономический коридор Китай-Монголия-Россия. Москва, однако, не собирается играть второстепенную роль по отношению к Пекину. По этой причине Россия высоко ценит МТК «Север-Юг» и российско-индийское сотрудничество, поскольку Россия рассматривает Индию как партнера для балансирования в отношениях с азиатской сверхдержавой — Китаем. В этом контексте МТК мог бы стать важным экономическим и стратегическим инструментом, связывающим Россию с регионом Персидского залива и Индийским океаном.

О коридоре МТК «Север-Юг»:

Международный транспортный коридор Север-Юг (МТК): соединяющий Россию с Персидским заливом и Индией

Традиционный морской маршрут из Санкт-Петербурга в Россию в регион Персидского залива и Индию проходит через Балтийское и Северное моря и Ла-Манш, мимо Франции и вниз к Пиренейскому полуострову и вокруг него, вдоль Средиземного моря и через Суэцкий канал, а затем в Бандар-Аббас в Иране или в Мумбаи. Контейнерному судну необходимо от 25 до 28 дней, чтобы добраться до Бандар-Аббаса, в то время как путешествие в Мумбаи требует около 30 дней. МТК «Север-Юг» сокращает расстояние и время по крайней мере наполовину, значительно снижая транспортные расходы.

INSTC имеет четыре основных маршрута:

Каспийский маршрут соединяет российские и иранские порты на Каспийском море. Только около 12-16 процентов контейнерных перевозок Россия-Иран используют эти связи. Индийские судоходные компании редко это делают. Для модернизации своих каспийских портов Иран ежегодно инвестирует 40 миллионов долларов, Казахстан — 35 миллионов, Азербайджан — 15 миллионов долларов. Движущей силой этого финансирования в большей степени, чем INSTC, является растущий трафик (и прибыль), генерируемый торговлей вдоль Экономического коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия (CCAWAEC) Экономического пояса Шелкового пути (SREB).

Западный маршрут соединяет российские и иранские железные дороги через территорию Азербайджана, который становится ключевым узлом для МТК. Участок от границы Азербайджана до Ирана, участок от Астары до Решта (167 км), в который Тегеран и Баку договорились вложить по 500 миллионов долларов каждый, не завершен. Участок Решт-Казвин (175 км) внутри Ирана был открыт 6 марта 2019 года. В 2017 году Азиатский банк развития (АБР) согласился предоставить Азербайджану кредит в размере 150 миллионов долларов США для восстановления железнодорожного сообщения через его территорию, связывающего Иран с Россией и другими странами, 250 миллионов долларов США на улучшение железнодорожного сообщения. Западный маршрут функционирует, но не как сквозное железнодорожное сообщение. Россия и Иран используют его для торговли древесиной и изделиями из дерева, зерном, строительными материалами, фруктами, контейнерами и другими товарами. Азербайджан и Турция тем временем укрепили свои позиции в сети INSTC, поскольку турецкие порты в Средиземном и Черном морях теперь связаны с азербайджанскими портами в Каспийском море через железнодорожную линию Баку-Тбилиси-Карс, которую они запустили с Грузией в октябре 2017 года.

Восточный маршрут связывает железнодорожные системы России, Ирана, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана, полностью функционирует и считается наиболее успешным. Иранские ворота в Центральную Азию находятся в Серахсе (Туркменистане) и Инче-Буруне (Иран) — Ак-Яйла  (Туркменистан). Восточный маршрут включает в себя новое железнодорожное сообщение Казахстан-Туркменистан-Иран, которое было открыто в декабре 2014 года в Ак-яйле. Туркменистан не является членом МТК, но он сыграл ведущую роль в его развитии, поскольку он договорился о финансировании в размере 371 млн. долл. США от Исламского банка развития (ИБР) и получил кредит в размере 125 миллионов долларов США от АБР. В 2018 году грузопоток по коридору Казахстан-Туркменистан-Иран достиг 1000 TEU, включая товары в Китай и из него. Узбекистан присоединился к этой железнодорожной сети в 2019 году.

Армянский автомобильный коридор Север-Юг — это продолжающийся 556-километровый проект по соединению портов Персидского залива с грузинскими портами на Черном море. Он свяжет Армению, не имеющую выхода к морю (с закрытыми границами на Западе с Турцией и на востоке с Азербайджаном), с МТК и за его пределами. Предполагаемая стоимость проекта составляет 1,5 миллиарда долларов США, причем средства будут предоставлены многосторонними финансовыми институтами, включая АБР (350 миллионов долларов США), Европейский инвестиционный банк (72 миллиона долларов США) и Евразийский Банк развития (150 миллионов долларов США).

Главное фото: Иранский поезд въезжает в Гызылетрек, Туркменистан, чтобы открыть железнодорожное сообщение Казахстан-Туркменистан-Иран, в 2014 году: восточный маршрут является одним из самых успешных соединений между Россией и Индией в сети INSTC (кредит: Moein Motlagh/Fars News Agency)

30 сентября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели