Возможен ли конфликт Азербайджана и Туркмении на Каспийском море?
Безопасность и милитаризация, Колонка редактора

Возможен ли конфликт Азербайджана и Туркмении на Каспийском море?

Как известно, 11 марта 2020 года состоялся официальный визит Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Азербайджанскую Республику. Основные итоги двусторонних переговоров отражены в совместном заявлении глав государств.

В качестве одного из наиболее важных пунктов документа следует рассматривать заявление сторон о том, что реализация основополагающего документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря – требует решения вопросов, касающихся разграничения дна и недр между двумя странами, исходя из принципов и норм международного права. Здесь была подчёркнута необходимость продолжения работы Совместной Рабочей Группы по вопросам разграничения дна Каспийского моря между Туркменистаном и Азербайджанской Республикой. Таким образом, стороны констатировали, что предпринимают меры по устранению одной из «проблемных точек» в двусторонних  отношениях.

Следует отметить, что из-за различий в позициях по принципам деления дна Каспийского моря в конце 90-х Ашхабад и Баку успешно блокировали попытки друг друга приступить к разработке спорных месторождений с участием иностранных компаний (в том числе российских и американских). К началу ХХI века стороны де-факто разорвали дипломатические отношения и всерьез заговорили о возможной войне. К тому же тогдашний президент Туркмении Сапармурат Ниязов обвинил Баку в причастности к покушению на себя в ноябре 2002 года. После смерти Ниязова в конце 2006-го произошли потепление отношений и обмен визитами на высшем уровне. В ходе пребывания туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова в Баку в мае 2008 года стороны обязались не вести разведку и добычу на спорных месторождениях до полного урегулирования статуса Каспия. Но Ашхабад очень быстро нарушил договоренности. В 2012 году азербайджанские пограничники задержали туркменское судно, которое вело разведку на месторождении «Сердар» («Кяпаз»). Ситуация вновь резко обострилась, но затем началось смягчение.

В ноябре 2018 года состоялся весьма успешный официальный визит Ильхама Алиева в Ашхабад, где стороны подписали ряд соглашений, в том числе в сфере транспорта. Мартовский визит Гурбангулы Бердымухамедова в Баку закрепил достигнутые полтора года назад договорённости. Вместе с тем, вопрос о разграничении дна моря до сих пор остаётся открытым. И хотя вероятность возможных обострений отношений сторон можно оценить как весьма низкую, гарантий от возможного потенциального конфликта нет.

В этой связи определённый интерес представляет опубликованная в преддверии визита туркменского лидера в Баку статья в российском издании «Военно-промышленный курьер» под названием «За каспийскую нефть может пролиться кровь», автором которой является заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

В статье эксперт анализирует возможности сторон в случае возможного военного столкновения на Каспии, в первую очередь морские и воздушные силы, так как сухопутные войска сторон вряд ли могут встретиться в бою.

В статье отмечается, что ВВС обеих стран оснащены одинаковыми боевыми самолетами – штурмовиками Су-25 и истребителями МиГ-29. И тех, и других у Туркмении примерно в полтора раза больше, чем у Азербайджана. На хранении оба государства имеют штурмовики Су-17 и перехватчики МиГ-25 (их тоже больше у Туркмении), но крайне сомнительно, что хотя бы один из них способен подняться в воздух (да и «основные самолеты», то есть Су-25 и МиГ-29, скорее всего боеспособны отнюдь не на 100%).

И на том, и на другом берегу Каспия есть советские ЗРС большой дальности С-200. Азербайджан имеет также российскую ЗРС С-300ПМ, Туркмения – схожую китайскую HQ-9. Последняя, впрочем, прикрывает Ашхабад. «Двухсотки» обеих сторон и азербайджанская «трехсотка» развернуты на Каспии, имея потенциальную возможность сбивать самолеты противника чуть ли не у чужого берега. Правда, боеспособность устаревшей С-200 в обоих случаях сомнительна.

В целом превосходство в воздухе на стороне Туркмении, пишет эксперт, однако реальный уровень боевой подготовки летчиков и зенитчиков обеих сторон неизвестен. К тому же надо иметь в виду тот факт, что в настоящее время Баку стремится добиться решающего превосходства над Ереваном и Степанакертом для возвращения Нагорного Карабаха. Важнейшей составляющей общего превосходства должно стать господство в воздухе. Если Азербайджан растранжирит его над Каспием, победа над объединенными силами Армении и НКР станет невозможной.

Что касается военно-морских сил, то Храмчихин отмечает, что ВМС Азербайджана имеют в составе целый «фрегат», называющийся «Гусар» (или «Кусар»), который на самом деле является очень старым советским сторожевиком проекта 159, и к тому же не имеет ракетного вооружения. ПКР нет и у единственного советского ракетного катера проекта 205У. Он используется как сторожевой при общем числе ему подобных 30 единиц, но почти все они устарели и очень плохо вооружены. Современные корабли – строящиеся по израильскому проекту OPV-62 сторожевые «Туфаны», каждый несет 20 израильских ПКР «Спайк»-NLOS (дальность стрельбы – 25 км), 23-мм пушку и несколько пулеметов.

Туркмения, по данным автора, также имеет примерно 30 сторожевых катеров, но они гораздо современнее азербайджанских и лучше вооружены (особенно 10 типа «Аркадаг», построенных по турецкому проекту). Кроме того, в ВМС страны восемь ракетных катеров. Шесть из них – турецкого проекта, несут итальянские ракеты «Марте» Mk2 (Marte Mk2, дальность стрельбы – 25 км). Два ракетных катера проекта 12418 российской постройки имеют каждый по 16 ПКР Х-35 «Уран» (дальность стрельбы – не менее 130 км). Масса БЧ Х-35 – 145 килограммов, «Марте» Mk2 – 70 килограммов. При этом масса израильской ракеты «Спайк»-NLOS составляет всего 13 килограммов, поскольку она создавалась для поражения наземных целей, а не боевых кораблей.

Таким образом, эксперт констатирует, что превосходство Туркмении в воздухе существенно, а на море – абсолютно. Туркменские ВМС способны уничтожить весь азербайджанский флот залпом из-за горизонта, не вступая с ним в прямой контакт, при этом у противника нет никакой возможности отразить удар (ни на одном азербайджанском корабле и катере нет ЗРК). Разумеется, как и в случае с ВВС и ПВО, совершенно неизвестен реальный уровень боевой подготовки моряков обеих сторон.

Дополнительный фактор в пользу Туркмении в том, что спорные месторождения находятся ближе к ее берегу, поэтому самолетам и кораблям требуется меньше топлива, они могут дольше оставаться в районе боевых действий или над ним.

Однако в заключении автор справедливо отмечает, что если Туркменистан заинтересован в прокладке в перспективе Транскаспийского газопровода, то ему не выгодно обострять отношения с Азербайджаном, ни с какой точки зрения не нужна война и Баку.

Подтвердить вывод автора можно и на основе анализа содержания совместного заявления глав государств по итогам мартовских переговоров. В документе, в частности, отмечается, что стороны намерены в дальнейшем совместно разрабатывать и осуществлять энергетические проекты с целью обеспечения энергетической безопасности в регионе, а также улучшения благосостояния народов двух стран.

Таким образом, очевидно, что Баку и Ашхабад намерены в перспективе мирно разрешить имеющиеся разногласия, что позволит им реализовать новые энергетические проекты, главным из которых может стать пресловутый Транскаспийский газопровод. Несмотря на довольно жёсткую позицию Ирана и России относительно экологических аспектов возможного строительства на дне Каспия подобного газопровода, в пользу проекта говорит его широкая поддержка со стороны стран Запада, в первую очередь, США. Поэтому пока есть шансы проложить подводную трубу через Каспий, перспективы военного столкновения Азербайджана и Туркменистана выглядят сомнительными.

Автор: Влад Кондратьев

25 марта, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели