Выборы в Германии в 2021 году могут изменить подход страны к Южному Кавказу и Каспию
Зарубежные материалы по Каспию

Выборы в Германии в 2021 году могут изменить подход страны к Южному Кавказу и Каспию

Американский эксперт Мириам Фридман в статье для мозгового центра «Каспийский политический центр» дала свою оценку перспективам развития политики Германии в Каспийском регионе с учётом результатов проведённых этой осенью выборов в Бундестаг.

26 сентября левоцентристская Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) одержала победу на выборах с 25,7% голосов, за ней последовала правоцентристская ХДС-ХСС с 24,1%. Но результаты выборов нечеткие, и создать новую правящую коалицию будет непросто. По мере того, как ведутся коалиционные переговоры, мы можем увидеть изменения в германо-каспийских отношениях. Обладая одной из крупнейших экономик мира и значительным политическим влиянием, Германия осторожно подошла к Каспийскому региону. Хотя многие эксперты не прогнозируют серьезных изменений в общей направленности внешней политики Германии, решения, принятые при формировании нового правительства в Берлине, могут означать сдвиги в том, как Германия будет взаимодействовать с Южным Кавказом и Каспием.

Стабильность на Южном Кавказе напрямую влияет на европейскую безопасность на его черноморском фланге. События на Южном Кавказе и в Центральной Азии все больше влияют на отношения ЕС-Россия, ЕС-США и ЕС-Турция и наоборот. Германия была ключевой фигурой в регионе, играя ведущую роль во взаимодействии с Россией по Украине, противодействуя политике Турции в Восточном Средиземноморье, а также участвуя в Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД) с Ираном. Двигаясь вперед, Германии также необходимо будет уделять больше внимания роли и амбициям Китая, а также тому, как Германия будет вести себя с Афганистаном с точки зрения своего внутреннего развития и риска терроризма и других дестабилизирующих воздействий на Евразию. Немецкие активы, будь-то с точки зрения помощи в целях развития или политического влияния, имеют важное значение, поскольку мир работает над решением этих важных вопросов. Вес Германии в международной торговой системе дает ей дополнительные рычаги воздействия, в том числе при взаимодействии с Китаем.

Участие Германии в процессах на Южном Кавказе, как двусторонне, так и в контексте ЕС или ОБСЕ, напрямую связано с ее интересами в отношении общей стабильности и процветания региона, а также с самоопределением стран. Экономические связи Германии с регионом также важны. Азербайджан является шестым по величине поставщиком нефти в Германию и основным получателем прямых иностранных инвестиций Германии на Южном Кавказе. Германия также является основным торговым партнером Армении в ЕС и одним из самых важных прямых иностранных инвесторов в стране. Более того, даже если Германия стремится стать лидером в борьбе с изменением климата, она заинтересована в каспийских энергоресурсах, так как трубопроводы в Европу жизненно важны для энергетической безопасности Европы. Тем не менее, поддержка уходящей в отставку Ангелы Меркель и правительством Германии трубопровода «Северный поток-2», доставляющего газ из России в Германию и в обход Украины, вызвала серьезные сомнения в отношении приверженности Германии обеспечению европейской энергетической безопасности и противодействию действиям России по поставкам газа. Забегая вперед, некоторые эксперты предполагают, что зеленые могут занять более жесткую позицию против «Северного потока», если они присоединятся к коалиции, даже хотя бы потому, что они уделяют большое внимание проблемам окружающей среды.

Германия взаимодействует с Южным Кавказом через ОБСЕ и НАТО, а также через свои прямые двусторонние отношения. Действующий председатель ОБСЕ, а в 2016 году министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер пытался оживить усилия для решения нагорно-карабахского конфликта и открыть возможности для мирных переговоров. После четырехдневной войны в апреле 2016 года Штайнмайер встретился с руководством Армении и Азербайджана. Хотя за время руководства Штайнмайером не произошло значительного прорыва, Германия остается членом Минской группы и серьезно заинтересована в успехе более широкой архитектуры европейской безопасности.

Кроме того, Германия поддерживает сближение Армении с ЕС и НАТО и выступает за более тесные политические и торговые связи между ЕС и Грузией, особенно с учетом напряженности между Россией и Западом из-за Украины. В то же время, как ключевой партнер НАТО и глядя на возможное вступление Грузии в альянс, канцлер Ангела Меркель в прошлом исключила любое ускоренное членство Грузии в НАТО. Берлин утверждал, что соглашение с Грузией приведет к тому, что Россия будет менее склонна работать с США и НАТО по вопросам противоракетной обороны и разоружения. Проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетией, и подавление оппозиционных движений также заставили Германию с осторожностью принять заявку Грузии.

В зависимости от состава новой правительственной коалиции Германия может занять более жесткую позицию по отношению к России и поддержать идею большей интеграции в сфере безопасности с Южным Кавказом. Хотя и Шольц, и Лашет сигнализировали, что они не сильно отклонятся от подхода Меркель к России, который отделяет дипломатическую критику от экономического сотрудничества, зеленые гораздо более агрессивны. Если партия вернет себе пост в министерстве иностранных дел, это может означать гораздо более критическую позицию по России. Какие партии присоединятся к новой коалиции и какие министерства они выиграют, также может повлиять на то, как Германия подходит к вопросам прав человека и демократического развития; в последние годы Германия предпочитает решать эти вопросы тихо, а не через публичные заявления.

Поскольку ни одна партия не набирает большинства в Бундестаге, коалиционное правительство неизбежно. Вопрос о том, какие партии возглавят правительство и на какие компромиссы придется пойти, пока неясен. Основные претенденты на пост канцлера, Олаф Шольц из СДПГ и Армин Лашет из ХДС-ХСС, ведут переговоры с другими партиями, чтобы попытаться сформировать правительство. Прямо сейчас и СДПГ, и ХДС-ХСС рассматривают зеленых и либеральных СвДП как партии, нацеленные  быть в качестве партнеров по коалиции. Но с учетом того, что у Зеленых и СвДП такие разные взгляды на климатическую стратегию Германии, исход переговоров по коалиции вполне может повлиять на будущую позицию Германии по вопросам энергетики и климата, включая будущее спорного газопровода Nord Stream 2 и развитие источников энергии. Такая политика может иметь большое влияние на экспорт энергоносителей с Южного Кавказа, а также на политику Запада в отношении климата и будущих энергетических систем в более широком смысле. Даже если не произойдет фундаментальных сдвигов в политике, изменения в тактике и тоне немецкого участия будут иметь важные последствия.

29 ноября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели