Выступление Дмитрия Медведева на Первом Каспийском экономическом форуме
Каспийский диалог, Повестка дня

Выступление Дмитрия Медведева на Первом Каспийском экономическом форуме

12 августа Дмитрий Медведев принял участие в Международной конференции «Каспийское море: выгоды развития международного экономического сотрудничества», а также посетил Международную Каспийскую выставку инновационных технологий и автомобильную выставку «Туркмен сахрасы — 2019».

В пресс-релизе Правительства Российской Федерации отмечается, что решение о проведении первого Каспийского экономического форума было принято на Пятом Каспийском саммите, который проходил 12 августа 2018 года в городе Актау (Республика Казахстан). По итогам саммита президенты прикаспийских государств приняли коммюнике. В этом документе отражена инициатива о проведении первого Каспийского экономического форума в 2019 году в Туркменистане. Это мероприятие призвано стать важным звеном в процессе осуществления договорённостей и дальнейшего укрепления сотрудничества на Каспии. В рамках форума предусматривается обсуждение вопросов развития торгово-экономического, транспортного сотрудничества, создания условий для крупных проектов, дискуссии о роли экономики Каспийского региона в глобальном контексте, инвестиционной привлекательности в различных отраслях экономик прикаспийских государств.

Выступление Дмитрия Медведева на международной конференции «Каспийское море: выгоды развития международного экономического сотрудничества» как нельзя лучше позволяет составить представление об основных направлениях экономической политики Москвы в Каспийском регионе на современном этапе. Редакция портала «Каспийский вестник» публикует полный текст выступления главы российского правительства.  

Добрый день, коллеги, уважаемые дамы и господа!

Прежде всего хотел бы выразить свою признательность, поблагодарить Президента страны Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова, всех туркменских коллег за приглашение выступить на первом Каспийском экономическом форуме, за теплоту и радушие, с которыми нас встретили на туркменской земле.

Мы неслучайно собрались сегодня в туристической зоне «Аваза» – именно сегодня, когда отмечается Международный день Каспия, чтобы обсудить всё, что волнует все прикаспийские государства и наших соседей по региону. Этих проблем достаточно. Мои коллеги об этом только что говорили. Это и новые возможности для инвестиций в нефтегазовой, электроэнергетической, транспортной, туристической, агропромышленной сферах, энергетические и транспортные проекты и, конечно, экологические проблемы.

У нашего форума – особая задача: дополнить многоуровневую систему сотрудничества в рамках «каспийской пятёрки» эффективным и современным механизмом делового и торгово-экономического взаимодействия. Подкрепить важные политические решения конкретными взаимовыгодными проектами. В том числе – проектами с участием третьих стран. Именно поэтому здесь присутствуют гости, руководители правительств, представляющие другие государства. Ведь Каспийский регион должен быть максимально открыт для экономического сотрудничества.

Сбалансированная и международно признанная правовая база для развития такого сотрудничества уже сформирована. Об этом только что говорилось с этой трибуны. Ровно год назад – 12 августа 2018 года – подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Это фундаментальный документ. Россия намерена ратифицировать его в самое ближайшее время. Подписание Конвенции, без преувеличения, событие историческое. К нему долго шли, много работали. Я вспоминаю, как эта работа проходила. И это наш общий успех, подтверждение того, что мы можем находить взаимовыгодные решения. Делать это спокойно, без навязанных со стороны рецептов, уважая интересы друг друга, а главное – в равной мере разделяя как права на использование природных богатств Каспия, так и общую ответственность за его судьбу.

Мы сегодня обсуждаем экономические и экологические темы. Но их невозможно отделить от тех угроз, с которыми так или иначе сталкиваются все страны. Терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, неконтролируемая миграция – это далеко не полный список. В непосредственной близости от Каспийского моря находятся очаги нестабильности, поэтому мы должны осознавать, какая ответственность лежит на всех прикаспийских государствах.

Каспийский регион всегда был точкой пересечения геополитических и экономических интересов многих ведущих государств, политических и деловых кругов, различных этносов и конфессий. А в последнее время стал одним из узловых регионов глобальной политики. Понятно почему. Прежде всего – из-за своих природных ресурсов. Вместе со странами Персидского залива он образует так называемый энергетический эллипс, в котором сосредоточено около 70% мировых запасов нефти и 40% – природного газа. Для прикаспийских стран это, конечно, геостратегическое преимущество. И одно из важнейших направлений сотрудничества.

Но современная экономика – это не только добыча нефти и газа. Цифровые технологии, чистая энергетика, рациональное природопользование, свободное перемещение товаров и услуг – вот что сегодня делает страну сильной и конкурентоспособной.

И нам, прикаспийским государствам, нельзя оставаться в стороне от этих тенденций. Не только и не столько сырьевая составляющая должна определять экономический профиль наших государств. Оптимальная транспортная инфраструктура, высокотехнологичные и безопасные производства, стимулирующие меры для инвесторов, уникальные туристические продукты – именно таким должен быть Каспийский регион в XXI веке. Именно на этих направлениях нам нужно сосредоточиться в ближайшие годы. Сразу могу сказать, что Россия к такой работе готова.

Немного подробнее по каждому направлению.

Первое касается транспортной инфраструктуры. Каспийский регион действительно является перекрёстком мировых коммуникаций. С давних пор через эти земли проходили важные торговые пути, которые соединяют Север и Юг, Восток и Запад. Надёжные и выгодные трансконтинентальные маршруты и сейчас имеют исключительное значение для международной торговли, для формирования крупных региональных рынков.

За последние несколько лет немало сделано для развития транспортно-логистического потенциала региона. Начинают поэтапно работать участки международных транспортных коридоров. Развиваются портовые мощности. Идёт работа над проектом пятистороннего соглашения о сотрудничестве в сфере морского транспорта. Его цель – создать унифицированные и конкурентоспособные условия транзита по Каспийскому морю.

Мы в России уделяем этой теме особое внимание. У нас реализуется стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне на период до 2030 года. Речь идёт о том, чтобы серьёзно модернизировать портовую инфраструктуру, а именно пункты пропуска, железные и автодороги, паромы, логистические комплексы, а там, где нужно, – построить новые.

Наши партнёры по «каспийской пятёрке» также занимаются развитием своих портов, о чём коллеги здесь говорили. В результате, во-первых, растут объёмы взаимной торговли. Что касается нашей страны, то наш товарооборот с прикаспийскими государствами за прошлый год вырос на 3,5%. Это неплохо, что рост есть, хотя, очевидно, этот рост может быть и больше. Уже здесь, на форуме в Туркменбаши, министры экономики наших стран договорились подготовить план усиления экономического сотрудничества в Каспийском регионе.

Поставлена амбициозная цель – товарооборот увеличить, по сути, кратно.

За последние полтора года в несколько раз увеличились поставки мясной и зерновой продукции с Северного Кавказа в Иран. Так что все эти тенденции в настоящий момент налицо.

Во-вторых, развитие портовой инфраструктуры, а также совместные транспортные проекты могут заметно укрепить наши позиции в глобальной экономике.

Транзитные перевозки сегодня – это большие деньги, за которые идёт жёсткая конкуренция. Чтобы привлечь на транскаспийские маршруты максимальный объём транзитных грузов, нужно сообща вписывать национальные портовые мощности в евразийские транспортно-логистические цепочки. Более плотно координировать тарифную политику. Развивать интегрированные логистические центры, быстрее подтягиваться к международным стандартам пассажирских и грузовых перевозок.

Одно из таких перспективных направлений – это международный транспортный коридор «Север – Юг». По оценкам экспертов, при его использовании на полную мощность, включая железнодорожное, паромное, автомобильное и авиасообщение, товары из Европы через Каспий на Ближний и Средний Восток и дальше в Южную Азию и обратно будут доставляться в 2,5 раза быстрее, чем сейчас.

На состоявшейся в рамках форума конференции министров транспорта рассматривались предложения (и наше, российское предложение) о применении инновационных и информационно-навигационных технологий для расширения транспортных потоков. Это позволит без значительных инвестиций в саму «твёрдую» инфраструктуру, то есть в прокладку дорог, увеличить объёмы грузоперевозок в масштабах региона.

Второе направление работы – это развитие несырьевых секторов, которые должны стать новыми точками роста в Каспийском регионе.

То, что такие возможности у наших стран есть, хорошо видно на выставке инновационных технологий прикаспийских государств. Российские компании, как и участники из других стран, привезли свои интересные и перспективные разработки – это беспилотники, современные строительные материалы, электротехническое, испытательное и бурильное оборудование и многое другое. Я считаю, этим мы тоже обязательно должны обмениваться.

Для того чтобы эти технологии и опытные образцы стали частью повседневной жизни, нам, правительствам прикаспийских государств, нужно активнее работать с инвесторами. У нас есть успешный опыт создания особых экономических зон с использованием льгот. И у бизнеса есть возможность их оптимальной комбинации. Многие компании уже используют эти преимущества. У нас есть особая экономическая зона в Астрахани – она называется «Лотос», которая налаживает связи с партнёрами из прикаспийских государств.

Уважаемые коллеги, говоря о торговле и инвестициях, нельзя забывать, что Каспийское море – это в первую очередь уникальный водоём с хрупкой экосистемой. От состояния этой экосистемы зависит качество жизни миллионов граждан. Это третье важное направление нашего взаимодействия.

Я абсолютно убеждён: все крупные проекты на Каспийском море должны проходить тщательную и беспристрастную экологическую экспертизу с участием специалистов всех прикаспийских стран. Теперь такую экспертизу проводить будет проще. В прошлом году был подписан пятисторонний Протокол об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, где регламентированы оценки соответствия планируемой деятельности экологическим требованиям.

Со своей стороны хочу проинформировать, что Россия предпринимает активные шаги по сохранению биологических ресурсов Каспия. В Дагестане начал работу комплекс по выращиванию осетровых пород рыб. В этом смысле мы должны сделать всё, чтобы оставить будущим поколениям живой Каспий.

И конечно, здесь, на побережье Каспийского моря, я не могу не сказать о туризме, который становится одной из важнейших отраслей глобальной экономики.

Прекрасная природа, богатейшая история и культура – всё это позволяет Каспийскому региону занять достойное место среди самых популярных туристических направлений. Особенно если речь идёт об экологическом, этнографическом, экстремальном туризме.

По экспертным оценкам, Каспийское побережье может принимать не менее одного миллиона туристов ежегодно. То есть значительно больше, чем сейчас. Но для этого нужно ещё многое сделать: построить недостающую инфраструктуру, создать конкурентоспособные туристические продукты, включая круизные маршруты по морю с посещением портовых городов.

Недавно астраханские судостроители спустили на воду и сейчас дооборудуют круизное судно нового поколения «Пётр Великий», которое выйдет в первое плавание в следующем году. На нём можно будет пройти по круговому маршруту с заходом в порты всех пяти прикаспийских стран. Или совершить круиз по Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

В прибрежных зонах создаётся целый ряд новых курортов, зон отдыха, лечения, которые становятся центрами туристических кластеров. Многое в этом направлении делается здесь, в Туркменистане, в вашей туристической зоне «Аваза». Я был здесь 10 лет назад и хочу поздравить туркменских друзей с прекрасными успехами в развитии туристического кластера в Туркменистане. Это действительно впечатляет.

Уважаемые коллеги, уважаемые друзья!

Ещё древние говорили, что горы защищают и разъединяют, а моря – соединяют. Это особенно верно для нашего Каспийского моря. Оно действительно объединяет Европу и Азию, пять прикаспийских государств, их партнёров. И конечно, объединяет людей, которые живут на его берегах.

Ещё раз хочу поблагодарить наших туркменских друзей за гостеприимство, поздравить с праздником Курбан-байрам. И пригласить всех в Астрахань, где мы планируем провести следующий, второй Каспийский экономический форум.

Спасибо за внимание! Саг болун!

Ответ Дмитрия Медведева на вопрос модератора:

Из стенограммы:

Вопрос: Хотелось бы услышать Вашу оценку перспектив развития российского Прикаспия, как с точки зрения собственно развития этих регионов, так и в контексте активизации международного сотрудничества на Каспии.

Д.Медведев: Оценка у меня может быть только превосходная. Очевидно, что мы здесь не просто так собрались, чтобы выразить друг другу свои тёплые эмоции, хотя это иногда тоже надо. Мы собрались для того, чтобы развивать наш Прикаспийский регион. И Россия здесь не исключение. В этой связи неслучайно упоминают Волгу. В бассейне Волги в нашей стране живёт 60 миллионов человек. Поэтому Волга и, соответственно, Каспий для нас важнейшие части и важнейшие артерии жизни нашего большого государства. Именно поэтому мы уделяем этому очень значительное внимание.

Надо признаться, что в последние годы – так получилось – Волгой занимались меньше, чем было бы нужно, да и денег, наверное, на это не выделялось в достаточной степени. Сейчас принято решение о том, чтобы заниматься возрождением, восстановлением русла Волги и, соответственно, развивать регионы, которые прилегают к Волге, а таких регионов много. У нас в программе «Оздоровление Волги» принимают участие 15 регионов страны, не считая Москву. Такие программы, как «Оздоровление Волги», должны быть направлены на то, чтобы Волга сохраняла своё значение как место, где живёт больше трети населения нашей страны, и как транспортная артерия и уникальный экологический бассейн.

Мы выделили деньги – на ближайшие годы порядка 200 млрд рублей, для того чтобы всеми этими проектами заниматься. И конечно, мы рассчитываем, что эти наши усилия также будут вкладом в нашу общую копилку по развитию Каспийского бассейна, поскольку здесь мы все связаны едиными экологическими требованиями. Здесь и мои коллеги отвечали на этот вопрос. И конечно, мы тоже будем вносить в реализацию этих задач свой посильный вклад.

Август 12, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели