Защита каспийской инфраструктуры – взгляд из США
Аналитика, Зарубежные материалы по Каспию, Колонка редактора

Защита каспийской инфраструктуры – взгляд из США

В ноябре прошлого года портал «Каспийский вестник» сообщал о проведении ведущим американским аналитическим центром, занимающимся изучением Каспийского региона – Каспийским политическим центром (Caspian Policy Center), масштабного исследования, посвящённого защите критически важной инфраструктуры стран Большого Каспийского региона, к которым, как известно, в Вашингтоне относят пять государств Центральной Азии и три страны Южного Кавказа.

В январе на сайте Центра был опубликован итоговый доклад американских аналитиков под названием «ЗАЩИТА И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ — КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ И БЕЗОПАСНОСТИ», с которым можно ознакомиться по следующей ссылке.

Редакция портала «Каспийский вестник» по сложившейся традиции для удобства наших читателей перевела этот, несомненно, интересный  аналитический материал.

Прежде всего, следует отметить, что авторами доклада являются:

— Роберт Ф. Секута, член правления Каспийского Политического Центра (КПЦ), посол в Азербайджанской Республике (2015 – 2018гг.)

Роберт Секута имеет многолетний и обширный опыт работы в качестве дипломата высокого уровня. Активно участвует в продвижении крупных международных энергетических проектов, инициатив и соглашений в области торговой политики, коммерческих продаж и других сложных вопросов международной безопасности. В Государственном департаменте  Р.Секута занимал должность заместителя помощника госсекретаря по энергетическим ресурсам, а также заместителя помощника госсекретаря по энергетике, санкциям и сырьевым товарам. Его зарубежные командировки проходили в Посольствах в Берлине и Токио, где он курировал весь спектр экономических, торговых, нераспространенческих и научных отношений. Кроме того, он был заместителем начальника Миссии в Албании, занимал должности в Вене, Багдаде, Кабуле, Йоханнесбурге и Сане, Йемене. За свою карьеру в Госдепартаменте посол Секута получил девять высших наград за достижения на дипломатической службе, четыре высших почетных награды, пять почетных наград и награду За достижения в карьере. Он окончил школу дипломатической службы Джорджтаунского университета, школу глобального управления Thunderbird и Национальный военный колледж.

— Кристин Чергигейт (Kristen Cheriegate), руководитель Программы КПЦ.

Кристен Черигейт в настоящее время является менеджером программы Каспийского политического центра. Она имеет степень магистра в области политики безопасности и права национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона. Ранее она была приглашенным лектором в колледже каньонов в Южной Калифорнии и входила в Совет директоров Ассоциации национальных столиц при Организации Объединенных Наций. Она также проводила исследования для Центра кибербезопасности и внутренней безопасности, а также для Центра анализа европейской политики. 

— Элизабет (Ники) Дил, научный стажер КПЦ

Элизабет (Ники) Дил была стажером-исследователем в Каспийском политическом центре в 2018 году, где занималась энергетической тематикой региона. Обучалась по программе бакалавриата в Университете Джорджа Мейсона, специализация государственная и международная политика, китайский язык. В настоящее время учится на магистра в области международной безопасности в Университета Джорджа Мейсона.

— Юэй Чэнь, научный стажер КПЦ

Юэй Чэнь является аспирантом Центра евразийских, российских и восточно-европейских исследований факультета иностранной службы Джорджтаунского университета. В настоящее время она работает стажером-аналитиком в Preventional Inc. Ранее она работала в качестве стажера-исследователя в Каспийском политическом центре и занималась энергетическими вопросами и геополитическими рисками для иностранных инвестиций в России и Центральной Азии. Имеет степень бакалавра по русскому языку и культуре, полученную в Университете Фудань в Шанхае, Китай, и имеет опыт обучения за рубежом, в Москве.

Что касается структуры доклада, то он состоит из вступления, шести глав и заключения, содержащего итоговые выводы и рекомендации:

  • Глава I: Целевой анализ критической инфраструктуры в регионе;
  • Глава II: Интересы США в регионе;
  • Глава III: Мировой опыт защиты критической инфраструктуры;
  • Глава IV: Интересы Европейского союза в регионе;
  • Глава V: Интересы России в регионе;
  • Глава VI: Стратегия Китая в отношении критической инфраструктуры в Большом каспийском регионе и её значение.

С учетом довольно большого объёма доклада редакция портала «Каспийский вестник» будет публиковать его частями. В первой части мы отразим вступление и половину первой главы, раскрывающей теоретико-методологические основы проведенного американскими аналитиками научного исследования:

ЗАЩИТА И МОДЕРНИЗАЦИЯ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ — КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ И БЕЗОПАСНОСТИ

Защита и модернизация существующих инфраструктурных систем столь же важны, как и их строительство. Кроме того, правительства и частный сектор должны совместно работать над защитой важнейших инфраструктурных систем, как они должны это делать при их создании. Растущее значение Большого Каспийского региона в соединении Восточной и Южной Азии с Западной Европой и Средиземноморским бассейном увеличивает эту потребность и делает его важным фактором для участия США в делах региона.

Инфраструктурные системы, например электрические сети или сети интернет- и телекоммуникаций, имеют важнейшее значение для обеспечения безопасности страны, защиты и благополучия её граждан. Граждане также возлагают на правительства и компании ответственность за любые сбои в работе этих систем, будь то нарушения их целостности или прекращение работы служб.

Эти системы часто взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому усилия по их защите требуют внимания к этим связям. Поломка системы связи в стране или регионе может нарушить работу автомобильного или железнодорожного транспорта. Отключение электроэнергии может привести к отключению водоснабжения или медицинских учреждений.

Сбои могут быть случайными или вызваны запланированными усилиями злоумышленников или враждебных правительств. Они могут быть результатом штормов, землетрясений или других природных явлений, а также быть созданы человеком.

Угрозы могут быть встроены в системы, как это было недавно обнаружено в случае микрочипа, не намного большего, чем зерно риса, незаконно вложенного в материнские платы, построенные в Китае; это обеспечило скрытый доступ к компьютерам в государственном и корпоративном использовании во всем мире.

Нападения на важнейшие объекты инфраструктуры являются одним из элементов гибридной войны.

Страны Большого Каспийского региона не могут игнорировать эти реалии, о чем свидетельствуют масштабный сбой энергоснабжения в Азербайджане в июле 2018 года и другие события.

Меняющиеся политические и экономические/коммерческие реалии в Большом Каспийском регионе могут усложнить ситуацию, но они также могут облегчить создание систем защиты. По мере того, как страны Каспийского региона будут стремиться привлекать международный бизнес и расти в экономическом плане, ключом к их успеху в этом деле будут оставаться более надежные системы критической инфраструктуры. В то же время Китай и другие страны за пределами региона проявляют интерес к созданию и использованию новых систем на Кавказе и в Центральной Азии для активизации торговли и коммуникаций. Новые наземные связи могут улучшить доступ в Афганистан. Инфраструктурные системы позволяют развивать и экспортировать нефть и газ региона.

Решение проблем, связанных со строительством и поддержанием безопасной критически важной инфраструктуры, требует от частного и государственного секторов создания атмосферы более тесного сотрудничества и доверия. Улучшение условий для предпринимательской деятельности и налаживание более тесных связей между заинтересованными сторонами имеют важнейшее значение для правительств и частных структур в плане выявления угроз и слабых мест, а также для реализации ими решений и мер защиты.

Области деятельности могут включать модернизацию электросетей для удовлетворения растущего спроса на электроэнергию, разработку и установку программного обеспечения для предотвращения взлома, повышения целостности интернета и систем связи, а также обеспечение безопасной и эффективной работы новых наземных маршрутов по всему региону. Правительства могут опираться на опыт других стран, включая Соединенные Штаты и Европейский союз (ЕС) и его государств-членов, а также на ноу-хау иностранных и отечественных корпораций, действующих на их территории. Нет никаких сомнений в том, что успешные деловые, академические и правительственные действия на этом направлении принесут пользу правительствам и людям региона, одновременно увеличивая связь по всей Евразии.

ГЛАВА I: Целевой анализ критической инфраструктуры в регионе

Поддержание критической инфраструктуры объектов и систем, необходимых для функционирования экономики, правительства и общества страны – это ключ к безопасности, процветанию и благополучию современного государства. Однако нередко наблюдается тенденция уделять больше внимания созданию новых важнейших элементов инфраструктуры (например, строительству новой электростанции или открытию новой транспортной системы), чем обеспечению надлежащего текущего обслуживания, модернизации и защиты существующих систем.

Недавние случаи инфраструктурных сбоев и сбоев в работе в Соединенных Штатах, Западной и Центральной Европе, а также в Большом Каспийском регионе подчеркивают опасность игнорирования либо несвоевременного принятия защитных мер.

Последние события, начиная от публичных угроз со стороны враждебных государств в отношении новых крупных инфраструктурных проектов, веерные отключения по всей стране, масштабные взломы  компьютерных систем и вредоносные атаки против ЖКХ, полицейских участков и больниц, свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы. Взлом компаний и правительств с целью получения и неправомерного использования их данных, включая личные данные их граждан, вызывает возмущение общественности и настоятельные призывы к действиям как со стороны правительств, так и со стороны компаний. Атаки на электрические системы Украины, а также Wannacry и другие атаки вымогателей ставят под угрозу неисчислимое количество людей. Аварии и стихийные бедствия выводят из строя энергетические, водные и другие системы, создавая опасные для жизни ситуации.

Эти примеры также показывают, что партнерство между предприятиями, правительствами и другими участниками имеет решающее значение для поддержания и целостности систем. Последствия сбоев в этих системах могут варьироваться от неудобств, общественного раздражения и экономических потерь до угроз основам национальной безопасности страны. Однако расходы на поддержание и защиту таких систем, ощущение того, что «это не может произойти здесь», и тенденция откладывать действия или оставлять их для других администраций, являются частыми факторами, которые откладывают шаги, необходимые для поддержания критически важной инфраструктуры страны. Власти могут быть в состоянии выйти «сухими из воды» из-за отсутствия общественной реакции на подобные действия, но гнев общественности к властям может быть довольно сильным в случае, когда происходит разрушение инфраструктуры или серьёзный урон  инфраструктуре.

Четыре конкретных типа критической инфраструктуры в Каспийском регионе являются наглядными примерами необходимости уделения большего внимания их техническому обслуживанию и безопасности:

  • I. интернет и другие коммуникационные сети,
  • II. электрические и передающие сети,
  • III. системы добычи нефти и газа и трубопроводные системы,
  • IV. наземные транспортные связи, строящиеся по мере реализации в регионе Экономического пояса Шелкового пути.

I. Расширение интернета и другой важной коммуникационной инфраструктуры

Почти каждый аспект современной жизни опирается на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Каждый раз, когда кто-то использует мобильный телефон, входит в интернет, путешествует самолетом или включает радио, они зависят от этих технологий. Из этого следует, что доступ к таким коммуникационным системам необходим как для жизни, так и для экономики. Продолжающийся прогресс в инфраструктуре ИКТ, включая развитие Интернета вещей (loT), свидетельствует о том, что зависимость от этих технологий — и степень их переплетения с другими важнейшими технологиями — будет продолжать расти.

Инфраструктура, которая поддерживает практически каждое взаимодействие, которое мы имеем на ежедневной основе, может быть закрыта в мгновение ока. Авария в этом секторе часто свидетельствует о том, что страна или регион плохо подготовлены к чрезвычайной ситуации. Прошлым летом Азербайджан столкнулся с отключением электроэнергии по всей стране в результате взрыва электростанции в Мингячевире. AZERENERGY, крупнейший производитель электроэнергии в стране, заявил, что это связано с интенсивным использованием кондиционеров, что привело к скачку напряжения и в конечном итоге к краху. Как бы то ни было, результатом этого стала общенациональная поломка систем, включая транспорт и водоснабжение.

Реальность такова, что современная экономика в целом опирается на безупречное функционирование ИКТ; поэтому есть четыре области, которые требуют немедленного внимания:

1. Аварии

На протяжении многих лет в регионе все больше внимания уделяется разработке программного обеспечения и электронной торговле; однако системы информационных технологий (ИТ) не могут работать без прочной современной основы аппаратного обеспечения. Хотя правительства стран региона часто предоставляют важнейшее финансирование проектов, участие частного сектора сегодня особенно важно в развитии и обслуживании инфраструктуры ИТ и телекоммуникационного сектора. Тем не менее правительства могут оказывать значительное влияние на масштабы и направленность такого участия частного сектора, например путем создания или модернизации нормативно-правовой базы, необходимой для хорошо функционирующей системы связи, включая содействие ее способности адаптироваться к новым системам и внедрять их для удовлетворения потребностей пользователей.

2. Пиратское и устаревшее программное обеспечение

Еще одной проблемой, влияющей на безопасность телекоммуникационных систем и других важнейших объектов инфраструктуры, является распространенность пиратского программного обеспечения. Компьютерное программное обеспечение и связанные с ним компании часто ссылаются на многочисленные случаи, когда даже государственные учреждения используют пиратское программное обеспечение. Одной из связанных с этим проблем является продолжающееся использование устаревшего программного обеспечения отдельными лицами, компаниями, учеными или правительствами в Прикаспийском регионе.

Microsoft CIS недавно отметил, что наиболее распространенная пиратская сборка ОС Windows содержит 63 различных кейлоггеров, троянов и бэкдоров. Эти проблемы оставляют пользователей, будь то отдельные лица, компании, ученые или правительства, уязвимыми для хакеров, вредоносных программ, вымогателей и системных сбоев. Использование правительством пиратского программного обеспечения ставит под угрозу национальную кибербезопасность и непосредственно препятствует защите интеллектуальной собственности частного бизнеса.

Альянс по программному обеспечению (BSA) опубликовал в 2018 году данные, показывающие, что в странах Кавказа и Центральной Азии наблюдаются одни из самых высоких показателей нелицензированной установки программного обеспечения в мире. По данным Центра киберпреступлений Microsoft, киберпреступные атаки затрагивают до 80 процентов стран Восточной Европы. Такая ситуация не только сдерживает международных инвесторов и подрывает развитие отечественного бизнеса, но и создает серьезные риски кибербезопасности и ставит под угрозу другие критически важные инфраструктурные системы.

Однако, есть позитивные меры в борьбе с распространением нелицензионного ПО. В 2015 году Microsoft и Грузия заключили соглашение, которое предоставило Грузии доступ к законным лицензированным продуктам Microsoft. С тех пор, как был сделан этот первый шаг, использование нелицензионного программного обеспечения Microsoft упало на шесть процентов в Грузии.

3. Готовность Сети

В настоящее время в мире существует больше устройств, чем людей на планете. Сильные ИКТ не являются панацеей, и существует множество благоприятных областей, требующих изменения политики. Готовность сети требует внимания к множеству переменных, от государственного и индивидуального использования до доступности, инфраструктуры, регулятивных сред и многого другого. Из этого следует, что правительства должны иметь четкий план внедрения ИКТ.

Существует причина для отдельных правительств и корпораций добиваться параллельного роста друг друга, а также региональных соседей. Казахстан занимает самый высокий рейтинг сетевой готовности в Большом Каспийском регионе, согласно отчету Всемирного экономического форума за 2016 год из 159 стран самый низкий рейтинг в регионе — Таджикистан — 114, средний рейтинг — 66.

Каспийские страны могут в конечном итоге обнаружить, что они вряд ли резко увеличат свой индивидуальный рейтинг. Усиление сетевой готовности одной страны будет обременено слабой международной инфраструктурой – то, на чем Каспийский регион фокусируется с течением времени. 

Развитие ИКТ (IDI)

Индекс развития ИКТ (IDI) публикуется ежегодно в течение восьми лет через Международный союз электросвязи (МСЭ). МСЭ измеряет IDI страны путем измерения ее доступа к ИКТ, использования ИКТ и навыков в области ИКТ. В 2017 году их публикация составила рейтинг 176 стран-участниц, при этом большинство стран Каспийского региона находятся внизу рейтинга.

II. Электрические и передающие сети

Электрические сети в большинстве прикаспийских стран относятся к советскому периоду и были построены в рамках единой системы по всему региону. Показательным примером является Мингячевирская плотина в Азербайджане, которая в 1953 году была одной из крупнейших гидроэлектростанций в мире. Электрификация была очень заметным признаком современности и улучшения уровня жизни в СССР, так же, как и в Соединенных Штатах. Однако его охват за пределами городских районов и крупных городов не всегда был полным.

Советская электрическая инфраструктура остается, но она стареет и часто плохо обслуживается. Кроме того, спрос со стороны коммерческих и индивидуальных потребителей вырос, в то время как развитие систем, поставляющих электроэнергию для удовлетворения этого спроса, не поспевало за этими темпами. Эта ситуация привела к частым сбоям в электрических системах, а также проблеме недостаточного охвата. Кроме того, связи между местной инфраструктурой и собственной системой России могут стать источником дальнейших проблем и в то же время подчеркнуть необходимость создания новой инфраструктуры.

Трансграничная торговля электроэнергией пострадала после распада Советского Союза, когда новые независимые государства взяли под контроль системы в своих странах. Политические решения иногда приводили к тому, что страны монополизировали властные ресурсы для защиты внутренних интересов, что усиливало националистическую напряженность в регионе. Однако эти решения были приняты ценой эффективности и надлежащей подготовки к будущему экономическому росту.

Проект: CASA — 1000

В настоящее время в странах Центральной Азии осуществляется несколько проектов по улучшению электросетей, увеличению поставок и обеспечению трансграничной передачи электроэнергии. Большинство из этих проектов направлены на решение проблем, возникших в связи с советской энергосистемой Центральной Азии (ЦАЭС).

Проект по передаче электроэнергии и торговле электроэнергией между Центральной Азией и Южной Азией (CASA-1000) был начат в марте 2014 года. Под руководством Всемирного банка и других партнеров, включая Европейский инвестиционный банк, USAID, Международную Ассоциацию развития и другие, CASA-1000 позволит Кыргызстану и Таджикистану экспортировать избыточную энергию в Афганистан и Пакистан. Центральноазиатские страны получат выгоду от увеличения торговли электроэнергией, что позволит им осуществлять инфраструктурные инвестиции, необходимые для производства достаточного количества электроэнергии в течение месяцев.

Завершение строительства CASA-1000 запланировано на июнь 2020 года.

Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) является основой для содействия сотрудничеству между восемью странами Центральной Азии и шестью многосторонними институтами. Секретариатом руководит Азиатский банк развития. ЦАРЭС разработала транспортную стратегию для региона, которая определяет лучшие маршруты как для транспортировки, так и для транзита, а также работает над сотрудничеством в области ГРИД, безопасности и развития.

Региональное сотрудничество по интеграции возобновляемых источников энергии в энергосистему окажет поддержку Афганистану, Казахстану, Кыргызстану, Туркменистану, Таджикистану, Пакистану и Узбекистану в стабилизации производства возобновляемой энергии (солнечной и ветровой). Проект будет обучать операторов передачи сети новым, модернизированным технологиям управления, чтобы решить кратковременные перебои с поставками. В рамках этой инициативы также предполагается проанализировать варианты региональных механизмов сотрудничества.

Инвестиционная программа «Улучшение энергоснабжения», проект «Транш 2» предусматривает расширение импорта электроэнергии из Туркменистана через межсетевое соединение, объединение энергосистемы Афганистана и расширение ее охвата в центральной части страны.

Текущие проекты на Южном Кавказе

Хотя эти страны пережили похожие проблемы в Центральной Азии, в том числе отключения и понижения, вызванные старением инфраструктуры и плохим содержанием, средства для благоустройства и содержания проектов на Южном Кавказе часто исходят от Европейского Союза, Всемирного банка и Немецкого банка развития (KfW). Кавказская сеть электропередачи, многоэтапный проект, финансируемый KfW, Европейской комиссией и другими, который направлен на укрепление взаимосвязей и содействие обмену энергией и транзиту между странами Южного Кавказа, в конечном итоге связывая Армению с Европейской сетью операций системы передачи электроэнергии для электросети через Грузию. Армения будет экспортировать энергию в Грузию зимой и импортировать энергию из Грузии летом.

Проект «Kazbegi Interconnection», возглавляемый грузинской государственной электросистемой (GSE), направлен на улучшение грузинской сети электропередач и содействие крупномасштабной оптовой торговле электроэнергией между Грузией и соседними странами. Это будет основная линия, связывающая энергосистемы Грузии, России, Армении и Ирана. Этель (Финляндия) подписала контракт с грузинской государственной электросистемой в консорциуме с EMC Ltd (Индия). На первом этапе линия передачи будет работать на напряжении 110 кВ, что послужит основой для интеграции в энергосистеме Грузии мощности существующих ГЭС и строящихся в регионе Мцхета-Мтианети. Вторая очередь соединит ЛЭП с российской электросетью. Соответственно, в районе Степанцминды будет установлена подстанция, которая будет работать на 500 кВ с пропускной способностью 1100 МВТ.

Проектное финансирование

Иностранная помощь уже давно играет определенную роль в развитии электроснабжения и инфраструктуры в других районах региона. Агентство США по международному развитию (USAID) и инженерный корпус армии США в течение многих лет участвовали в поддержании дамбы Каджаки в Афганистане. Плотина является важным источником электроэнергии, а также используется для снабжения водой сельского хозяйства. Международные финансовые институты, такие как АБР, играют определённую роль в финансировании строительства, техническом обслуживании, управлении и модернизации электрических сетей в регионе. Доноры и многосторонние учреждения, занимающиеся оказанием помощи, также содействовали интеграции и реинтеграции трансграничных систем электроснабжения в целях повышения эффективности и рентабельности поставок.

Тем не менее, есть множество случаев, когда инфраструктура, которая когда-то была адекватной, стареет и приходит в негодность. Растущий общественный спрос и надежды на более качественное и надежное обслуживание привели к неудовлетворенности существующими коммунальными структурами и их управлением. Ожидается, что в ближайшие годы спрос на электроэнергию будет расти не только из-за роста потребительского спроса, но и из-за промышленного использования и инфраструктуры, включающей водоснабжение и очистку сточных вод. В некоторых случаях, как и в случае с Азербайджаном, модернизация электрической системы является неотъемлемой частью последующей приватизации инфраструктуры и привлечения будущих инвестиций. Более пристальное внимание к водоснабжению — включая решение вопросов трансграничного доступа к воде, будет приобретать все большее значение для поддержания, не говоря уже об увеличении, гидроэнергетических поставок. Повышение энергоэффективности и диверсификация источников получения электроэнергии за счет природного газа, других гидроэнергетических ресурсов (в том числе в микромасштабе), а также ветровой и солнечной энергии также приведет к увеличению поставок электроэнергии. Интеграция или реинтеграция сетей поможет удовлетворить спрос и модернизировать инфраструктуру. Все эти меры требуют значительных финансовых затрат, а также постоянного внимания и приверженности со стороны соответствующих национальных органов.

Продолжение читайте в очередных публикациях портала «Каспийский вестник»…

Фото: http://www.caspianpolicy.org

Февраль 5, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели