Одна из приоритетных задач стран Каспийского региона — использование транзитно-логистического потенциала в рамках развития ненефтяного сектора и диверсификации экономики. В Азербайджане эту задачу решает железнодорожный коридор «Баку-Тбилиси-Карс» (БТК), связывающий страну с Грузией и Турцией, и далее с Европой. В настоящее время строится новый Бакинский международный морской торговый порт в поселке Алят. Первый этап строительства будет завершен в этом году, сообщил в беседе собственному корреспонденту МИА «Казинформ» в Азербайджане директор Бакинского порта Талех Зиядов.
Порт спроектирован как терминал для авто- и железнодорожного транспорта и как свободная экономическая зона (СЭЗ). После введения в эксплуатацию первого этапа порт будет обрабатывать 15 млн тонн грузов и 100 тыс. контейнеров в год, по завершении второго этапа — 25 млн тонн грузов и 500 тыс. контейнеров с последующим ростом до 1 млн контейнеров в год. Порт становится важным пунктом транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия», соединяющего Европу с Центральной Азией и Китаем, а также транспортного маршрута «Север-Юг», связывающего Россию с Ближним Востоком и Индийским океаном.
В беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» директор Бакинского порта Талех Зиядов отметил, что поселок Алят был выбран потому, что находится на пересечении железнодорожных маршрутов «Север-Юг» и «Восток — Запад».
Когда территория страны большая, например, как у Казахстана или России, то транзит приносит много дохода. В Азербайджане транзит — немаловажный фактор, являющийся пререквизитом для всего остального. У Алята как порта выгодное расположение, удобное для развития хаб-идеи и привлечения грузов из Китая и в реверсном направлении.
По мнению собеседника, открытие в Мангистауской области порта Курык и северного терминала в Актау, ориентированного, в основном, на перевалку контейнеров, дает возможность эффективно работать казахстанской и азербайджанской сторонам в вопросе транспортировки грузов.
«Казахстан и Азербайджан одновременно реализуют свои транспортно-логистические инфраструктурные проекты, идет синхронизация всей логистики — и это очень важно. Если бы одна из сторон не уделяла этому достаточного внимания, то позже возникли бы проблемы, связанные с транспортировкой грузов. Сейчас самый большой трафик идет к основным партнерам в Центральной Азии, в сторону Казахстана и Туркменистана. Оттуда открывается дорога в Узбекистан, Китай и южнее в Афганистан. Казахстанская часть очень важна для нас, потому что Астана заинтересована в выходе на международные рынки и может это делать через Иран, Россию и Азербайджан», — отмечает Талех Зиядов.
В последние годы увеличились железнодорожные и паромные перевозки из порта Курык. Спикер не исключил, что в будущем перевозки грузов будут проходить контейнеровозами именно через Актау.
«Вторая ветка будет настроена на Китай. Предполагается, что трафик в Южную Европу, Турцию также может проходить через Казахстан, Азербайджан и двигаться дальше. Вот в этих направлениях контейнеризация грузов займет время, поскольку очень много грузов перевозится именно в вагонах. Логистика на постсоветском пространстве не так развита, чтобы мы делали операцию «от двери до двери», — пояснил собеседник.
«У Казахстана налажена ветка из Китая. Паромные, контейнерные перевозки из самого Казахстана, Китая, Омска в направлении Азербайджана, Турции, Грузии, Средиземного моря, Италии можно совершать по БТК. Грузы из Афганистана, Туркменистана и Узбекистана можно распределить на два направления: одну пустить по территории Казахстана, а вторую — Туркменистана», — говорит собеседник.
Говоря о СЭЗ, отметил, что в мире их немало, но малая ее часть конкурентоспособна. «Большую роль в этом играет — законодательная база. В настоящее время в Азербайджане разработан законопроект о СЭЗ «Алят» и находится на рассмотрении в парламенте страны. После того, как закон будет принять Милли Меджлисом пройдет отдельное роуд-шоу по региону. Наблюдается интерес к СЭЗ со стороны казахстанских, российских, китайских, европейских компаний» , — отметил директор Бакинского порта. По его мнение, общая развитая инфраструктура позволит привести к снижению тарифов и собственных цен на перевозимое сырье и продукцию.
Согласно данным, в 2017 году из азербайджанского порта направлено 6 124 вагона по маршруту Баку-Актау-Баку и 21 062 вагона — Баку-Курык-Баку. Пассажирские перевозки из Азербайджана в Казахстан и Туркменистан составили 33 129 человек.
Добавить комментарий