М.Азариан: «Интересы Ирана на Каспии тесно связаны с проектом «Север-Юг»
Комментарии экспертов

М.Азариан: «Интересы Ирана на Каспии тесно связаны с проектом «Север-Юг»

Интересы Ирана в Каспийском море связаны с проектом транзитного коридора «Север-Юг». Таким мнением поделился с ИА «Irasieh» руководитель Иранского аналитического центра по стратегическому развитию отношений с РФ Мустафа Азариан:

Как, в частности, считает аналитик, «ИРИ, как одна из стран прикаспийского бассейна имеет свои геополитические, геоэкономические и геостратегические интересы в регионе. Все они, по большому счету, связаны с реализацией проекта «Север-Юг», в котором заинтересована и Россия. Такой коридор может стать достойной альтернативой морскому торговому пути через Суэцкий канал», — цитирует новостная служба. И излагает точку зрения иранского эксперта:

В интервью М. Азариан, прежде всего, подчеркнул: для успешного разрешения спора прикаспийских стран по правам на акваторию Каспия, им нужно  согласовать зоны разграничения и подписать соответствующее соглашение.

Море больших надежд

По мнению главы аналитического центра, Каспийское море, в силу своего географического положения, имеет стратегически важное значение, — как для Ирана, так и для России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана. Предмет их территориального спора обладает площадью водной глади 371 тыс. кв. км., представляя собой крупнейший из замкнутых водоемов мира.

Как, в частности, отметил собеседник информагентства, «данная экосистема имеет огромное значение не только для стран региона, но и для всего мира. Важность Каспия еще в 1904 году аргументировал в своей теории Хартленда известный английский географ и профессор Оксфордского университета Хэлфорд Дж. Маккиндер. Его концепция стала отправной точкой развития классической западной геополитики и геостратегии».

По словам Азариана, Каспий обладает следующими преимуществами:

1. Высокое разнообразие растительности, около 700 видов животных, более 900 видов рыб;

2. В этом море добывается около 90% мирового объема икры;

3. Влажный морской климат данного региона способствуют развитию здесь сельского хозяйства, — что особенно актуально при наблюдающейся сегодня в мире нехватке водных ресурсов и рабочих мест;

4. На морском дне и в прибрежной полосе насчитывается  20 тыс. с лишним нефтяных скважин. Они, в совокупности, содержат более 25% мировых запасов нефти. Таковые, по прогнозам специалистов, составляют до 40 млрд. баррелей;

5. Впечатлающие возможности, в качестве узла морских путей перевозки пассажиров и грузов.

Акцентируя внимание собеседника на последнем из вышеперечисленных пунктов, эксперт отметил: акватория водоема обладает всеми необходимым, чтобы стать коридором для транспортировки товаров и энергоресурсов из Европы в Азию и обратно, — что может весьма способствовать  развитию экономик стран региона.

Эксперт подчеркивает, что проблема доступа к берегам Красного, Оманского и Каспийского морей, в течение многих лет привлекала внимание крупнейших мировых товаропроизводителей. В числе приоритетных задач всегда было создание транзитного маршрута из Северной Европы, через Россию и Иран, по Каспию, в страны побережий Персидского залива, Индийского океана и Южной Азии.

«Согласно подписанной еще в сентябре 2000 г. Ираном, Россией и Индией Дорожной карте по созданию транспортного коридора, «Север-Юг» может стать  важнейшим торговым маршрутом, соединяющим Европу и Азию. По подсчетам экспертов, такой путь почти вдвое короче и на 30% дешевле по себестоимости морского транзита, действующего сейчас в регионе. Но возникает вопрос о серьезности намерений сторон по реализации такой идеи», — подчеркивает Азариян.

По его мнению, немаловажна для реализации проекта также проблема обеспечения безопасности на Каспии: стратегически выгодное расположение акватории между Кавказом и Центральной Азией предполагает борьбу двух мировых держав – США и России, за возможность контролировать здесь пути судоходства.

Как, в частности, информирует эксперт, «согласно международным конвенциям, все меры по демаркации границ по шельфу Каспия должны предприниматься прибрежными государствами. У РФ и ИРИ существуют всего три соглашения, регулирующие принятие решений по этому вопросу – подписанные предшественниками сторон в 1828-м, 1921-м и 1940 годах. Каждый из этих документов не предполагает присутствия в акватории моря судов ни одного из других государств. Однако не все они согласны с условиями, предусмотренными договоренностями», — цитирует новостная служба слова иранского аналитика.

Почему нужна Конвенция прикаспийских стран

Мустафа Азариян также информирует собеседников о некоторой волоките, что наблюдается сегодня в процессе урегулирования правового статуса ряда прикаспийских стран. Она, в частности, связана с тем, что Иран не является членом Международной конвенции по морскому праву. Потому, на него не распространяется статья 76 данного документа – «Определения континентального шельфа».

Поскольку между Ираном и его соседями в акватории Каспия нет расстояний, предусмотренных пунктами 1-9 вышеупомянутой статьи, ее требования нельзя применить в данном  случае, кроме пункта 10, который гласит: «настоящая статья не затрагивает вопроса о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями».

«Эту статью также можно признать неприменимой в отношении ИРИ, поскольку многие другие страны также не присоединились к данному документу. Если в случае членства условия этих государств таковы, что они по существу не способны ее применять, то можно утверждать: положения настоящей статьи не могут считаться международной нормой. По этой причине, нет необходимости считать настоящую статью в качестве обычного международного правила», — утверждает глава аналитического центра.

Исходя из всего вышесказанного, Азариян резюмирует, что пять прикаспийских держав еще не достигли соглашения по вопросу о делимитации морских границ. Потому, логично в такой ситуации достичь подписания отдельной Конвенции о режиме использования акватории Каспийского моря.

«Таким образом, учитывая, что в пункте 10 статьи 76 нет конкретных условий для этого процесса, необходимо упомянуть опыт определения границ морской зоны между странами, которые сделали это. Следовательно, приграничным странам, в рамках процедур Международного суда и частной практики ограничения различных приморских государств, необходимо выработать общие принципы определения пограничных пределов», — заключил иранский эксперт.

Источник

7 февраля, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели