13 марта в Баку был подписан меморандум о взаимопонимании между торгово-промышленными палатами Азербайджана и Индии, Конфедерацией предпринимателей Азербайджана, а также Азербайджанским фондом поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO), сообщает азербайджанское агентство Trend.
Документ подписан в ходе прошедшего 13 марта в Баку азербайджано-иранского бизнес-форума и направлен на расширение и укрепление экономических и торговых связей, а также бизнес-отношений между двумя странами.
Как было отмечено сторонами в преддверии подписания меморандума, торгово-экономические связи Индии и Азербайджана имеют значительный потенциал для дальнейшего развития. По приведенным генеральным секретарем торгово-промышленной палаты Индии Саурабом Саньялом данным, в 2017 году торговый оборот государств составил 462,5 миллиона долларов, что явно не соответствуют имеющемуся потенциалу. При этом имеется явный дисбаланс между объемами экспорта и импорта государств. Так, по данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, из 462,5 миллионов долларов экспорта из Азербайджана в Индию за прошлый год составил 365,5 миллиона долларов, соответственно из Индии в Азербайджан только 97 миллионов. Такая ситуация вряд ли устраивает индийскую сторону.
В связи с этим, следует ожидать дальнейшей активизации усилий индийской стороны по наращиванию объемов двусторонней торговли с Азербайджаном. Существенный импульс данному процессу должен придать запуск международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», проходящего по маршруту Россия – Азербайджан – Иран – Индия.
По данным азербайджанских СМИ, строительство недостающего звена коридора – железной дороги Решт – Астара на территории Ирана, должно быть реализовано в течение трёх лет. Для финансирования строительства в конце марта во время визита президента Ирана Хасана Роухани в Азербайджан между странами будет подписано соответствующее кредитное соглашение на сумму 500 млн долларов.
Вместе с тем, Международный транспортный коридор «Север-Юг» не является единственным стратегическим интересом Индии на Каспии. В последние годы Нью-Дели ведет достаточно активную политику в Каспийском регионе, стремясь к установлению с прикаспийскими странами тесных партнерских отношений в торгово-экономической и энергетической сферах.
Одним из приоритетных партнёров Индии в регионе является Казахстан. С целью дальнейшего укрепления связей между этими странами 21 сентября 2017 года в г. Астане в ходе 13-е заседания казахстанско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, промышленному и культурному сотрудничеству, был подписан протокол, определяющий стратегию развития сотрудничества на 2017-2019 гг. Согласно документу, Казахстан и Индия, в первую очередь, расширят сотрудничество в разведке и добыче нефти и газа.
Кроме этого, стороны планируют углубить контакты в транспортно-логистической сфере. Так, в ходе заседания казахстанско-индийского Делового совета в Дели в марте этого года стало известно, что представители крупнейших логистических компаний Индии — «All Cargo Logisitics LTD», «International Cargo Terminals & Infrastructure Pvt. Ltd.» и др., изучают вопросы использования транспортного потенциала между Казахстаном и Индией с учетом развития коридора «Север-Юг». Индийскую сторону могут, в частности, интересовать возможности выхода на рынки Центральной Азии посредством использования восточной железнодорожной ветки МТК – Казахстан – Тукменистан – Иран.
В отношениях с Туркменистаном Индия рассчитывает углубить сотрудничество в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других отраслях. Особое внимание стороны уделяют вопросам двустороннего партнерства в сферах химической промышленности, энергетики и транспорта. Также не снимается с повестки дня туркмено-индийских отношений строительство транснационального газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия – ТАПИ.
Наиболее показательным примером сотрудничества Индии с Ираном, является развитие транспортного маршрута Индия – Иран – Афганистан, проходящего в обход давнего политического соперника Нью-Дели – Пакистана. По данному транспортному коридору в прошлом году уже перевезены первые партии товаров, при этом сторонами задействовались западный индийский морской порт Кандла и иранский юго-восточный порт Чабахар, в развитие которого Индия намеревается инвестировать 150 миллионов долларов.
Добавить комментарий