В недавно опубликованной порталом Eurasianet.com статье «Казахстан предоставляет США доступ к портам для транспортировки грузов в Афганистан» (Kazakhstan Grants U.S. Access to Ports for Afghan-Bound Goods) дается беглый анализ причин и последствий ратификации казахстанским парламентом протокола к соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через территорию Республики Казахстан, в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан.
По мнению авторов, получив доступ к Актау и Курык, Соединенные Штаты добавляют дополнительные маршруты в обход России.
Ниже нашим порталом публикуется перевод этой статьи:
Депутаты Казахстана одобрили соглашение, согласно которому Соединенные Штаты смогут использовать два каспийских морских порта страны в качестве транзитных пунктов для доставки невоенных грузов в Афганистан.
Получив доступ к портам Актау и Курык, Соединенные Штаты получат дополнительную возможность для грузоперевозок в обход России, которая ранее раньше предоставляла свою территорию для транзитных поставок НАТО в Афганистан.
Выступая 7 марта в Парламенте, министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов неоднократно подчеркивал невоенный характер товаров, которые должны доставляться по маршруту, проходящему из Азербайджана через Каспийское море и далее через восточный Казахстан до въезда в Узбекистан, который имеет железнодорожное сообщение с Афганистаном.
Абдрахманов заявил, что соглашение о транзите действует между Казахстаном и США с 2010 года. Ранее по нему уже было перевезено более 700 контейнеров с товарами, что принесло местным транспортным компаниям 200 млн. тенге ($625,000) доходов.
Поддержка Казахстана приходит своевременно. Соединенные Штаты заняты противодействием двум важнейшим партнерам в вопросах транзита в Афганистан. Администрация президента Дональда Трампа объявила о намерении добиваться дальнейших санкций против России в отместку за предполагаемое вмешательство в выборы 2016 года. Гражданам США уже запрещено устанавливать деловые отношения с российской госкомпанией ОАО «Российские железнодорожные дороги», и это, по всей видимости, приведет к тому, что дальнейшее сотрудничество сторон будет невозможным.
Пакистан обычно представлял простейший вариант транзита в Афганистан из всех возможных, но проблемы регулярно возникают и там. Исламабад ранее уже приостанавливал сухопутные американские военные транзитные поставки в течение восьми месяцев в 2011-2012 годов после того, как американские войска уничтожили десятки пакистанских солдат на афганской границе.
Американские связи с Пакистаном переживают еще один спад с января текущего года, после того, как Вашингтон объявил о приостановке ежегодной военной помощи, которую Нью-Йорк Таймс оценил в сумму около $1.3 млрд. Данный конфликт развивался на фоне твитов Трампа, где он отметил, что Пакистан на дает США ничего, кроме лжи и обмана.
Существующий уровень раздражения в Исламабаде, может даже подтолкнуть Пакистан в объятия России, а создание такого альянса может существенно затруднить любую стратегию в Афганистане.
В такой стремительно развивающейся ситуации становится понятным, почему Трампу так хотелось расстелить красную ковровую дорожку для президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в январе этого года. Во время их встречи в Белом доме, Трамп высоко оценил политику Казахстана за его «непрерывную материально-техническая поддержку и доступ к Афганистану».
Навредят ли действия Казахстана усилиям России осложнить жизнь США в Афганистане? И да, и нет. Астана с 1990-х годов ведет осторожную политику балансирования между Западом и Востоком, и Россия, очевидно, важный фактор при принятии решений в Астане. Однако ратификация протокола говорит о том, что Казахстан проявляет признаки беспокойства за свой стратегический симбиоз с Россией и принимает предварительные меры для решения этой проблемы.
А денги за транзит кому?