На страницах нашего портала неоднократно подчеркивалась геополитическая значимость вопроса диверсификации трубопроводных маршрутов в Каспийском регионе. После распада СССР, на Каспии развернулось соперничество ведущих мировых держав за контроль над основными маршрута экспорта углеводородов региона.
Несмотря на то, что в настоящее время Россия продолжает играть доминирующую роль главного транзитёра каспийской нефти, в ближайшие годы ситуация может измениться. По мнению многих экспертов, наиболее вероятным кандидатом для возможной смены направления поставок с российского на иные маршруты является Казахстан и добываемая им нефть с месторождения Кашаган.
Интересный анализ ситуации вокруг транзита казахстанской нефти через Азербайджан провел обозреватель Агентства экономической информации «Прайм» Андрей Карабьянц.
По мнению автора, в связи с ростом добычи Казахстан рассматривает разные маршруты доставки нефти на мировые рынки. «Транснефть», располагающая профицитом трубопроводных мощностей, предлагает гибкие условия для экспорта. Однако Азербайджан предлагает поставлять казахстанскую нефть потребителям через трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан.
БЫСТРЫЙ РОСТ ДОБЫЧИ
Официально коммерческая добыча на Кашагане началась в сентябре 2013 г., но вскоре была остановлена из-за технических проблем. Возобновить производство удалось только три года спустя — в сентябре прошлого года. North Caspian Operation Company (NCOC) — оператор месторождения Кашаган — быстро наращивает объемы добычи. В феврале 2017 г. добыча достигла 160 тыс. барр./сут., а к концу года должна возрасти до 370 тыс. барр./сут. — в два раза больше, чем планировалось изначально. Ряд экспертов уверены, что NCOC продолжит наращивать объемы производства и в следующем году, хотя темпы роста будут не такими высокими.
NCOC — консорциум, участниками которого являются ведущие нефтегазовые компании мира: итальянская ENI, американская ExxonMobil, англо-голландская Royal Dutch Shell, французская Total, японская Inpex, а также КазМунайГаз — государственная нефтегазовая компания Республики Казахстан (РК).
Согласно разным оценкам, извлекаемые запасы месторождения составляют 8 — 11 млрд барр. Разработка ведется на условиях СРП (соглашения о разделе продукции). Добываемая нефть легкая, но содержит большое количество сероводорода и меркаптанов, поэтому на берегу она проходит подготовку, и ее качество доводится до уровня.
ЭКСПОРТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В связи с быстрым ростом добычи возникает вопрос доставки углеводородного сырья на мировые рынки. В начале года Министерство энергетики РК сообщило о трех маршрутах транспортировки кашаганской нефти: по трубопроводу КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) до экспортного терминала в Ново-Озереевке на черноморском побережье России, по трубопроводу Атырау — Самара и далее через систему «Транснефти» в порты Усть-Луга и Новороссийск, а также в восточном направлении по системе «КазТрансОйл» и трубопроводу Атасу-Алашанькоу в Китай.
Однако прокачка нефти в направлении Китая экономически малопривлекательна. Поставлять нефть на Запад выгоднее: транспортное плечо меньше, существует развитая инфраструктура, рынок диверсифицирован — через морские терминалы поставлять сырье можно разным потребителям. В настоящее время кашаганская нефть в восточном направлении не экспортируется.
Поставки в западном направлении — транзитом через Россию — наоборот, растут быстрыми темпами. Каждый член консорциума сам отвечает за доставку своей доли кашаганской нефти на международный рынок. Например, «КазМунайГаз» поставляет свои объемы через КТК — единственную независимую трубопроводную компанию в России — а CNPC через систему «Транснефти».
«Транснефть» обладает развитой трубопроводной инфраструктурой и имеет профицит трубопроводных мощностей на западном направлении, что позволяет компании проводить гибкую политику в сфере транспортных услуг.
Поскольку кашаганская нефть легкая — 46 градусов по API (менее 800 кг/куб. м) — то с целью сохранения качества «Транснефть» предложила участникам консорциума NCOC поставлять свои объемы через отдельный трубопровод, по которому прокачивается Siberian Light — легкая нефть, добываемая в Западной Сибири. Качество Siberian Light выше, чем смеси Urals — основного российского сорта — поэтому стоит она дороже. Отгрузка первой экспортной партии смеси кашаганской нефти и Siberian Light, принадлежащая одному из участников NCOC, состоялась в конце февраля в Новороссийске.
Однако свои услуги готов предложить Азербайджан.
КАШАГАНСКУЮ НЕФТЬ — В ТРУБУ БТС
На этой неделе министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев и его казахстанский коллега Канат Бозумбаев в Баку обсудили вопрос транспортировки нефти, добываемой на месторождении «Кашаган» по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Встреча министров состоялась в рамках официального визита в Азербайджан президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Стороны договорились отдельно обсудить этот вопрос в начале мая в рамках очередного заседания казахстанско-азербайджанской межправительственной комиссии.
Азербайджан, как и Россия, располагает свободными экспортными трубопроводными мощностями. Для поставки нефти, добываемой на группе месторождений Азери — Чираг — Гюнешли на шельфе Каспия, был построен трубопровод БТД мощностью 1,2 млн барр./сут. (60 млн т/г). Однако Азербайджан никогда не добывал столько нефти. В 2010 г. было добыто около 51 млн т жидких углеводородов — рекордный объем за всю историю нефтяной отрасли страны.
По данным министерства энергетики АР, в прошлом году объемы производства составили 41,03 млн т, а в 2017 г. добыча может упасть ниже 40 млн т.
Консорциум во главе с ВР, ведущий разработку Азери — Чираг — Гюнешли, ожидает падения добычи на этой группе месторождений до 25 млн т/г к 2020 г. К этому объему следует добавить 5 млн т/г конденсата, который планируется добывать на газоконденсатном месторождении Шах-Дениз. Таким образом, трубопровод БТД будет загружен менее чем на половину. Азербайджану необходима кашаганская нефть для повышения эффективности эксплуатации основной экспортной магистрали. Однако для экспорта через БТС требуется создать транспортную инфраструктуру — нефтеналивной терминал в порт Курык, до которого необходимо построить трубопровод от поселка Ескине, где расположен комплекс подготовки нефти, добываемой на Кашагане. Оценочная стоимость строительства инфраструктуры составляет $4 млрд.
МАХАЧКАЛА ПОДКАЧАЛА
Дополнительным маршрутом для кашаганской нефти могла бы стать Махачкала. Но борьба за приватизацию махачкалинского порта между «бизнес-структурами» Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова привела к падению грузооборота — в первую очередь наливных грузов. В первом квартале 2017 г. транзит нефти, добытой в Казахстане и Туркменистане, через махачкалинский порт составил всего 277,5 тыс. т. по сравнению с 754,9 тыс. т в январе — феврале годом ранее.
Грузоотправители из прикаспийских стран неоднократно жаловались на «чрезмерные потери» при перевалке нефти в этом порту, а «Транснефть» неоднократно отказывалась принимать сырье в магистральный трубопровод Махачкала — Новороссийск из-за ухудшения качества. В июле 2016 г. руководство «Транснефти» обвинила «Дагнефтепродукт» — оператора нефтеналивного терминала в Махачкале — в злоупотреблениях и махинациях, а властные структуры Дагестана — в бездействии. Из-за ненадлежащего качества транспортных услуг, предоставляемых «Дагнефтепродуктом», «Лукойл» и туркменские грузоотправители были вынуждены перенаправить свои экспортные объемы по другим маршрутам.
По сообщениям источников в Дагестане, в начале 2017 г. махачкалинский порт перешел под контроль Керимова. Однако тенденция стремительного падения грузооборота продолжается. В прошлом месяце перевалка нефти упала до 59,9 тыс. т против 97,5 тыс. т в феврале и 119, 9 тыс. т в январе.
Пропускная способность махачкалинского нефтеналивного терминала составляет 7 млн т/г.
На фоне падения нефтяного транзита через Махачкалу ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) в первом квартале этого года увеличила экспорт по трубопроводу Баку — Новороссийск в пять раз относительно того же периода 2016 г. — до 404,4 тыс. т. При этом трубопровод БТС по-прежнему остается загруженным менее, чем на 60%.
Добавить комментарий