5 февраля в деловом журнале «Транс-LOGISTICS Казахстан» было опубликовано интервью директора по транзиту и упрощению процедур торговли Министерства коммерции и промышленности Афганистана Сайеда Я. Акхлаки.
В беседе с корреспондентом С.Я. Акхлаки заявил, что в сентябре 2016 года китайские товары на сумму четыре миллиона долларов были отправлены из Иу (Китай) в Мазари-Шариф в Афганистане. Маршрут занял 15 дней и пересек Казахстан и Узбекистан. Афганский чиновник также выразил надежду , что если между странами будет достигнуто четырехстороннее транзитное торговое соглашение, то это станет экономически эффективным способом отправки грузов на обратном пути из Афганистана в Китай. Для сравнения, в настоящее время Китай может отправлять промышленные товары из Чунцина в Дуйсбург (Германия) за 14 дней с использованием скоростных контейнерных поездов.
Афганская сторона рассчитывает, что успешные переговоры с Казахстаном и Узбекистаном будут способствовать тому, что интеграция в глобальный проект «Один пояс — один путь» позволит Исламской Республике дополнительно экспортировать нескоропортящиеся товары, такие как ковры и сухофрукты, на отдаленные рынки, которые пока недоступны из-за большого расстояния и высоких транспортных расходов.
«Сегодня Афганистан экспортирует мрамор и другие товары в Иу через море, что технически сложно и занимает около двух месяцев. При этом обширные минеральные ресурсы Исламской Республики пока используются не в полной мере и представляют собой интерес для Китая. По данным геологической службы США, идентифицированные месторождения страны оцениваются в один триллион долларов», — отметил представитель Министерства коммерции и промышленности Афганистана.
По словам Акхлаки, правительство Афганистана сегодня работает над двумя трехсторонними соглашениями о транзитной торговле между Афганистаном, Узбекистаном и Казахстаном, а также между Афганистаном, Туркменистаном и Казахстаном. В Афганистане на сегодняшний день нет единой интегрированной железнодорожной системы. Тем не менее работают железные дороги на границе с Узбекистаном и Туркменистаном.
Афганистан уже предпринял попытку построить несколько дорог для улучшения транспортных связей. Железная дорога Хаф-Герат протяженностью 125 километров является одной из них, второй — Северная железная дорога. Они позволят афганским бизнесменам и инвесторам получить доступ к потребительским рынкам в Центральной Азии, тем самым увеличив экспорт Афганистана и сократив расходы на импорт.
Отметим, что помимо Казахстана еще одна прикаспийская страна — Туркменистан, предпринимает меры по встраиванию в схемы междунродного транзита товаров и грузов в Афганистан.
К примеру, 15 ноября 2017 года в Ашхабаде состоялось министерское заседание 7-й Конференции регионального экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA VII), главным итогом которой стало подписание Соглашения о транзитном и транспортном сотрудничестве (Соглашение по маршруту Ляпис Лазули — Лазуритовый коридор) между Исламской Республикой Афганистан, Азербайджанской Республикой, Грузией, Турецкой Республикой и Туркменистаном. Реализация данного документа призвана повысить экономическую интеграцию региона и существенно увеличить объёмы торговли.
Соглашение предполагает создание в регионе так называемого «Лазуритового коридора» (Lapis lazuli) — проекта транспортировки товаров из Афганистана в Европу и обратно через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Предполагается, что коридор пройдет через афганские сухие порты Акина в провинции Фарьяб и Торгунди в провинции Герат, Баку в Азербайджане, Тбилиси и Батуми в Грузии и Стамбул в Турции. Одним из ключевых элементов коридора должен стать порт Туркменбаши в Туркменистане. Проект призван оказать содействие экономическому развитию Афганистана путем включения Афганистана в сеть международных транспортных коридоров, связывающих Кабул со странами Каспия и Европы.
Добавить комментарий