Ведущие российские и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что одним из главных факторов, определяющим геополитическое значение Каспийского региона, является его транспортно-коммуникационный потенциал. Через регион пролегают как действующие, так и перспективные международные транспортные коридоры по направлению Восток-Запад и Север-Юг, которые сулят их участникам существенные прибыли от транзитных грузоперевозок.
Данный тезис всецело подтверждают события прошлой недели, ознаменовавшейся проведением ряда крупных международных встреч и форумов, на которых уделялось большое внимание транспортно-логистическому потенциалу Каспийского региона.
В частности, на прошедшей в Баку 6 сентября встрече глав МИД Азербайджана, Турции и Грузии особое внимание было уделено вопросу завершения строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и перспективам её дальнейшего использования, которые во многом связаны с сопряжением БТК с проходящими через Каспий транспортным коридором TRACECA и Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ).
Справочно: ТРАСЕКА (англ. TRACECA) — проект евроазиатского коридора, проходящего через Каспийско-Кавказский регион. Осуществляется при поддержке Европейского Союза в рамках идеи восстановления Великого шелкового пути. Программа технического содействия развитию коридора была рассмотрена в 1993 году в Брюсселе, при участии лидеров восьми стран Закавказья и Центральной Азии. По результатам встречи в Бельгии государства — члены ЕС подписали Брюссельскую декларацию о разработке транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. Основными узлами для распределения транспортных потоков предполагаются порты Поти и Батуми (Грузия), Баку (Азербайджан), Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркмения).
8 сентября, ряд важных решений о развитии транскаспийских грузоперевозок был принят в Одессе на II международной транспортной конференции «Интегрированные транспортные коридоры в сообщении Европа-Азия». Известно, что на конференции обсуждались вопросы совершенствования существующей логистики наземных, морских и воздушных перевозок, совместного, взаимовыгодного сотрудничества в реализации перспективных транспортных инициатив на евразийском пространстве и развитии интегрированных транспортных коридоров Европа – Азия.
В ходе мероприятия особое внимание ожидаемо привлек Транскаспийский международный транспортный маршрут.
На форуме состоялось очередное собрание учредителей объединения юридических лиц «Международная ассоциация ТМТМ», в котором приняли участие представители железных дорог и портов Казахстана, Азербайджана, Грузии, Польши и Украины. В ходе собрания был принят ряд важных решений. В частности, сообщается, что в целях популяризации и продвижения Транскаспийского международного транспортного маршрута на транспортном рынке евразийского пространства ему было присвоено название «Middle corridor». Кроме этого, на общем собрании было принято решение о дальнейшем совершенствовании технологии перевозок, включая создание единого пула подвижного состава, а в состав участников Ассоциации вошла азербайджанская компания «ADY Container», специализирующаяся на контейнерных перевозках.
Справочно: Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию и далее через Турцию и Украину – в Европу. Как сообщалось, в октябре прошлого года Азербайджан, Казахстан и Грузия подписали договор об учреждении международной ассоциации ТМТМ, офис которой размещен в Астане. Ее деятельность направлена на привлечение транзитных и внешнеторговых грузов, а также на развитие интегрированных логистических продуктов по маршруту ТМТМ.
Также важно отметить, что в ходе конференции в Одессе был подписан протокол заседания Координационного комитета по развитию нового международного транспортного маршрута «Юг-Запад». Маршрут «Юг-Запад» предусматривает организацию контейнерных грузоперевозок из Индии и стран Персидского залива через прикаспийские Иран и Азербайджан, а также Грузию, Украину, Польшу в страны ЕС и обратно.
Подписи под протоколом поставили председатель правления ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов, исполняющий обязанности председателя правления ОАО «Украинские железные дороги» Евгений Кравцов, директор по корпоративным вопросам АО «Польские государственные железные дороги» Владислав Шчеповськи, генеральный директор-председатель Совета директоров АО «Грузинские железные дороги» Мамука Бахтадзе и глава и председатель правления «Иранских железных дорог» Саид Мохаммадзаде.
В дополнение к этому, ОАО «Украинские железные дороги», АО «Грузинская железная дорога» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» подписали в Одессе трехсторонний Меморандум о сотрудничестве по совместной эксплуатации постоянного железнодорожно-паромного сообщения для развития грузовых перевозок по маршруту ЕС — Украина — Черное море — Грузия — Азербайджан — Каспийское море — страны Азиатского региона с использованием паромов ПАО «Укрзализныця».
Меморандум предусматривает создание совместного предприятия для оперирования паромами ПАО «Укрзализныця» для развития маршрута Балтийское море — Черное море — Каспийское море. Также стороны примут меры для создания совместного предприятия по эксплуатации железнодорожных паромов на участке Черного моря для эффективного сотрудничества по организации перевозок грузов по вышеназванному маршруту.
Из вышесказанного следует, что транспортная инфраструктура Каспия продолжает привлекать внимание стран Евроазиатского континента. Более того, достигнутые по результатам прошедших мероприятий договоренности будут способствовать дальнейшему росту транспортно-логистического потенциала Каспийского региона, а также вовлекать в дела региона новых игроков из числа государственных и коммерческих структур, занимающихся развитием транспорта и трансконтинентальных грузоперевозок. Все это в совокупности будет и дальше усложнять ситуацию в регионе и повысит накал происходящей вокруг Каспия геополитической борьбы.
Добавить комментарий