24-25 октября 2017 года в Астрахани прошло XVI заседание Международного совета делового сотрудничества торгово-промышленных палат стран каспийского региона «Деловой Каспий». Организаторами мероприятия выступили Астраханская ТПП и совместная Ирано-российская ТПП при содействии Правительства Астраханской области и ТПП РФ. Портал «Casp-Geo» продолжает серию публикаций, посвященных проведению этого важного мероприятия. В данном материале освещаются подробности проведения круглого стола на тему «Тенденции экономического роста в регионе Большого Каспия».
В данном мероприятии наряду с представителями органов власти, экспертного сообщества и бизнес-структур России и Ирана, приняли участие сотрудники редакции портала «Casp-Geo». По результатам мероприятия редакцией портала подготовлен его обзор, который может представлять большой практический интерес для всех тех, кто занимается изучением ситуации в Каспийском регионе, в первую очередь, в экономической сфере, а также всем жителям Большого Каспия, интересующихся его проблемами.
Тон круглому столу задало выступление Матвеева Игоря Евгеньевича, заместителя Директора Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), на тему «Энергетические течения Каспийского моря» (с презентацией доклада можно ознакомиться по этой ссылке — Матвеев И.Е. — Энергетические течения Каспия).
Эксперт отметил, что в странах непосредственно примыкающих к Каспийскому морю проживает около 260 млн человек, что говорит о большей значимости рынка стран Каспия для мирового товарообмена.
В последние годы в регионе ведется борьба за реализацию различных конкурирующих энергетических проектов, что накладывает существенный отпечаток на характер, происходящих в регионе политических и экономических процессов. При этом, зачастую при принятии решения о реализации того или иного проекта приоритет отдается политическим соображениям.
Далее спикер охарактеризовал долю прикаспийских стран в мировых запасах углеводородов, добыче и производстве нефти, газа и угля, а также остановился на характеристике энергетического потенциала каждой из прикаспийских стран в отдельности.
Кроме этого, автор дал довольно подробный анализ состояния и перспектив транспортировки добываемых в странах региона углеводородов на внешние рынки. В качестве перспективных направлений он выделил возможное создание в регионе Казахстанско-каспийской системы транспортировки нефти, предназначенной для доставки добываемой на месторождении Кашаган нефти в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а также расширение туркмено-китайского газопровода, пропускной способностью 30 млрд. кубических метров, строительство которого в настоящее время приостановлено.
Выступающим также были определены основные тенденции развития энергетики в регионе Большого Каспия, в числе которых он выделил следующие:
- Увеличение объемов геологоразведочных работ, ресурсной базы углеводородов.
- Рост добычи нефти и газа на временном горизонте 20-30 лет.
- Усиление трансграничных связей, региональной кооперации, выстраивание международных производственных цепочек – от разведки и добычи сырья до хранения и сбыта полуфабрикатов, готовых изделий. Наращивание объемов региональной торговли.
- Развитие отраслевой науки, капиталлоёмких и наукоемких производств.
- Развитие транспортной инфраструктуры — трубопроводного, морского и железнодорожного наливного транспорта — как внутри региона, так и на его внешних контурах в направлении АТР, Закавказья, Турции, России.
- Расширение участия стран в реализации идеи ЭПШП, подключение к процессам сопряжения ЕАЭС-ЭПШП.
- Усиление роли электроэнергетики, развитие сектора генерации, «капиллярной» (в первую очередь распределительной) сети, дальних передач постоянным и переменным током.
- Развитие возобновляемой энергетики.
- Увеличение производства, транспортировки и реализации СУГ
В качестве причин сдерживающих сотрудничество стран региона в энергетической сфере Матвеев И.Е. указал вопрос о правовом статусе Каспийского моря, рост конкуренции в транспортной сфере, которая усиливается в ходе расширения действующих и создания новых маршрутов поставки энергоресурсов на внешние рынки, а также рост экологических рисков.
В заключение своего выступления для преодоления разногласий и выхода на управляемую по своим правилам траекторию развития государствам региона спикер предложил решить ключевую проблему, которую он обозначил как «Лебедь, рак и щука». Имеется в виду отсутствие единой энергетической политики и стратегии сотрудничества в целом, т.е. не только в сфере ТЭК, но и по всему спектру социально-экономических и геополитических вопросов.
В этой связи Матвеев И.Е. полагает необходимым совместно определить тактику и стратегию развития: определить отношение к окружающей среде, выработать единые стереотипы, сформировать вектор целей и т.д. По его прогнозу, в долгосрочной перспективе ряду стран Большого Каспия не удастся сохранить политику, основанную на концепции «многовекторности», равно как и нейтралитета. В условиях коренной трансформации мира, по его мнению, всем государствам региона придется сделать конкретный выбор.
Далее выступил заместитель министра транспорта, промышленности и природных ресурсов Астраханской области Волынский Илья Александрович. Тема его выступления касалась перспектив развития Астраханского транспортно-логистического узла и развития коридора «Север-Юг» (с презентацией доклада можно ознакомиться по этой ссылке — Волынский И.А. — Деловой Каспий).
Предваряя свое выступление, спикер остановился на преимуществах Астраханской области, которые определяют потенциал региона в транспортно-коммуникационной сфере Каспия. По его мнению, главное преимущество — это мультимодальный характер астраханской транспортной инфраструктуры. Здесь имеются морские порты с круглогодичной навигацией и возможностью выхода на внутренние водные пути Российской Федерации — Астрахань и Оля, таможенные комплексы и пункты пропуска, Международный аэропорт «Астрахань» класса Б, I категории ICAO, Астраханское территориальное управление Приволжской железной дороги с железнодорожными перегрузочными комплексами.
Все это позволяет властям региона с уверенностью смотреть в будущее и планировать конкретные проекты по развитию транзитных грузоперевозок. В настоящее время объемы перевозок уже составляют около 12 млн. тонн всеми видами транспорта. Данные объемы могут существенно возрасти в связи с реализацией международного транспортного коридора «Север-Юг», Межправительственное соглашение о создании которого было подписано между Россией, Ираном и Индией на второй Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге в 2000 году.
Основные преимущества МТК «Север-Юг», по приведенным выступающим данным, связаны с существенным уменьшением сроков доставки товаров из Индии на европейкий рынок, что компенсирует большие по сравнению с другими маршрутами расходы за транспортировку контейнеров. 1630 долларов против 1500 по маршруту Мумбаи – Санкт-Петербург, и 1450 по маршруту Мумбаи – Новороссийск.
Чтобы повысить конкурентноспособность коридора Север-Юг Правительством Астраханской области реализуется ряд конкретных мер.
Так, в сфере международного сотрудничества:
операторами перевозок участникам ВЭД предоставлены сквозные тарифные ставки на транспортировку товаров по всему коридору, их обеспеченности контейнерным парком и необходимым комплексным страхованием транспортировки грузов;
принято межправительственное соглашение о допустимом проценте засоренности подкарантинной продукцией зерновых грузов;
возобновлены своповые поставки нефтепродуктов в Иран по схеме замещения;
создается зона свободной торговли между Россией, Индией и Ираном;
в сфере развития инфраструктуры:
проводятся дноуглубительные работы, мероприятия по снижению заносимости Волго-Касийского судоходного морского канала;
осуществляется строительство и модернизация инфраструктуры портов, морского вокзала, обустройство пунктов пропуска;
строятся суда пассажирского, транспортного и вспомогательного флота;
обновляется парк подвижного состава железнодорожного транспорта;
в целях снижения издержек:
вводятся понижающие коэффициенты на тарифы железнодорожного транспорта в направлении российских портов на Каспии;
ускоряются и упрощаются таможенные процедуры и т.д.
Указанные меры в совокупности с большим экспортным потенциалом Астраханской области, по мнению Волынского И.А., должны способствовать превращению астраханского транспортного узла в один из ведущих центров экономического роста в Каспийском регионе.
В следующем выступлении перспективы развития производственного и транспортно-логистического комплекса на территории бывшего пассажирского депо Астрахань раскрыл представитель Приволжского филиала РЖД Сергей Николаевич Лиходаев.
Он, в частности, отметил, что РЖД рассчитывают на увеличение объема грузоперевозок по международному транспортному коридору «Север – Юг» по итогам года. Так, за девять месяцев по этому направлению уже перевезено порядка 1 млн тонн товаров, рост примерно 1-2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В 2015 году перевезено 1,18 млн тонн грузов, в 2016 году — 1,32 млн тонн. При этом, имеется потенциал для пятикратного увеличения данных показателей.
Выступающий напомнил, что РЖД реализует инвестпроект «Комплексная реконструкция с электрификацией участка Трубная — Верхний Баскунчак – Аксарайская» в Астраханской области. Этот железнодорожный участок входит в международный транспортный коридор «Север – Юг» и связывает многие центральные и северо-западные регионы с югом страны, а также портами Каспийского моря, Казахстаном и республиками Кавказа.
Кроме того, РЖД предлагает реализовать ряд проектов на базе АО «ФПК» с задействованием возможностей железнодорожной станции Кутум. Среди перспективных проектов Лиходаев выделил строительство сухого порта, распределительного центра плодовоовощной продукции, завод по переработке и обработке древесины, создание зернового терминала в железнодорожном депо, создание инфраструктуры для перевозки через астраханский транспортный узел минерально-сырьевой продукции. Данные проекты должны стать составляющими более объемной программы создания «Индустриального парка в Астрахани», и смогут оказать существенное положительное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Правовые аспекты регулирования трансграничных инвестиций в государствах Каспийского региона охарактеризовал следующий спикер — Винницкий Данил Владимирович, директор Института права БРИКС, д.ю.н., профессор. В своем выступлении он раскрыл содержание нормативно-правового регулирования различных видов инвестиций в странах Каспия и показал преимущества применения отдельных механизмов инвестирования, которые могут способствовать углублению торгово-экономических связей стран региона. С презентацией доклада можно ознакомиться по этой ссылке — Винницкий Д.В.
Завершил программу выступлений круглого стола представитель ПАО «Сбербанк» Касимов Етибар, который поделился с присутствующими информацией о новых возможностях развития внешнеэкономической деятельности, которые может предоставить ведущий банк России странам Каспийского региона и их компаниям. Касимов И. отметил положительные перспективы развития российско-иранского торгово-экономического сотрудничества, дополнительный импульс которому может придать предстоящий 1 ноября визит российского президента Владимира Путина в Иран. Представитель Сбербанка констатировал готовность финансового учреждения спонсировать различные проекты двустороннего торгово-экономического сотрудничества. При этом, Етибар Касимов особо подчеркнул важность вопроса дальнейшего развития международной ситуации вокруг Ирана с учетом планов американской администрации усилить давление на эту страну Каспийского региона. В случае, если этого не произойдет Россию и Иран ожидают самые благоприятные перспективы развития двустороннего экономического сотрудничества.
Добавить комментарий