В последние годы геополитическая ситуация в Каспийском регионе формируется под влиянием большого количества факторов, однако главными из них являют разнонаправленные интересы и политика ведущих мировых держав, политических союзов и транснациональных корпораций, которые ведут на Каспии борьбу за укрепление своих геополитических и геоэкономических позиций. Ключевыми акторами в регионе, несомненно, являются Россия и США, соперничество которых на мировой арене имеет давнюю, почти вековую историю.
Однако в настоящее время на ситуацию в регионе оказывают значительное влияние и другие геополитические игроки, такие как Китай, Евросоюз, Индия, Турция и ряд других стран евразийского материка. Вместе с тем, большинство экспертов, занимающихся изучением проблем Каспийского региона, сходятся во мнении, что в последние годы именно Китай является тем игроком на каспийском геополитическом поле, который может существенно потеснить традиционно соперничающие здесь Россию и США. При этом главным фактором, который, по мнению экспертов, создает благоприятные условия для дальнейшего повышения роли и влияния Пекина в регионе, является отсутствие у китайского руководства политических интересов на Каспии, что позволяет новым независимым странам региона активно развивать внешнеполитические и внешнеэкономические связи с китайской стороной без оглядки на возможное ограничение их суверенитета.
Ведущие американские геополитики, в разные годы занимавшиеся изучением геополитики Каспийского региона, традиционно подчеркивали особую стратегическую значимость Азербайджанской Республики в решении задач укрепления американского геополитического влияния на Каспии. Збигнев Бжезинский, в частности, относил Азербайджан к одному из геополитических центров Евразии, контроль над которыми позволяет получить существенное преимущество в борьбе за господство в Евразии
Учитывая особое геополитическое значение Азербайджана, представляется довольно интересным провести анализ политики Китая на Каспии применительно к этой кавказской республике, что позволит сделать прогноз относительно дальнейшего развития геополитической ситуации на Каспии с учетом всё более значимого китайского фактора.
Прежде все, необходимо акцентировать внимание на общую направленность и содержание политики Китая в Каспийском регионе. Большинство экспертов в качестве главной цели Пекина на Каспии называют получение доступа к каспийской нефти и газу на стабильной и долгосрочной основе.
В частности, казахстанский эксперт Алишер Тастенов в своей статье для журнала KAZENERGY, справедливо отмечает, что энергоресурсы Каспия являются одним из основных интересов Китая в регионе и этот интерес будет возрастать по мере экономического развития КНР. Эксперт британского института Chatham House Юрий Федоров объясняет заинтересованность Китая в получении максимального количества нефти и газа из Центральной Азии и Каспийского региона тем обстоятельством, что, по разным оценкам от 80 до 90 процентов всей нефти, которая сегодня импортируется в Китай, проходит через Малахский пролив, который контролируется американским и некоторыми другими военными флотами. В случае осложнения китайских отношений с США это зависимость может быть использована в военно-политических целях путем перекрытия этого пути транспортировки нефти и газа в Китай. А это уже прямая угроза обеспечения энергетической безопасности КНР.
В последние годы всё большую значимость для интересов Пекина на Каспии приобретает транспортно-коммуникационный потенциал региона. Каспийское море занимает выгодное географическое положение на пересечении транспортных коммуникаций мирового значения проходящих в направлении Север-Юг и Восток-Запад. Осознавая эти преимущества, все страны Каспийского региона активно развивают транспортно-логистические возможности своей территории, что позволяет говорить о значительном повышении роли Каспия как крупнейшего транспортного узла мирового значения. В связи с этим, Китай, решающий глобальные задачи выстраивания новой транспортной архитектуры евразийского континента в соответствии с Концепцией «Один пояс – один путь», заинтересован в максимально эффективном использовании транспортного потенциала Каспия для продвижения своих товаров на европейский и ближневосточные рынки.
С учетом этих двух превалирующих факторов политики Китая на Каспии, следует рассматривать и конкретные направления реализации внешней политики китайского руководства в регионе, в т.ч. и на азербайджанском направлении.
Прежде всего, необходимо дать характеристику процессу становления дипломатических отношений Китая и Азербайджана, что позволит понять их динамику и дальнейшие перспективы развития.
В конце 1991 года, когда Азербайджан объявил о своей независимости. Китай одним из первых признал его государственный суверенитет, после чего между двумя странами были установлены дипломатические отношения. 2 апреля 1992 года представители правительств КНР и Азербайджана подписали «Коммюнике об установлении дипломатических отношений» в Баку и создали дипломатические отношения на уровне послов. В 1994 году Президент Азербайджана Гейдар Алиев впервые посетил с официальным визитом Китай. В ходе визита было подписано Совместное заявление об основах дружественных отношений между КНР и АР, а также более 30 важных документов, что заложило прочную основу для развития двусторонних отношений.
Последовавшие за этим многочисленные взаимные официальные визиты делегаций, деятелей культуры, искусства, спорта, предпринимателей и правящих партий способствовали дальнейшему сближению позиций двух стран и укреплению сотрудничества. Важной вехой азербайджано-китайского сотрудничества стало посещение в 2000 году Азербайджана председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Пэном.
В марте 2005 года, состоялся весьма успешный первый официальный визит президента АР Ильхама Алиева в Китай. По его результатам председатель Ху Цзиньтао и президент И. Алиев совместно подписали и опубликовали «Совместное коммюнике КНР и Азербайджана», а также двенадцать договоров о сотрудничестве в таких областях, как торговля и экономика, таможня, экономика, информационные технологии, налоги, культура, молодежь, радио и телевидение, спорт, юстиция, экстрадиция и т.д.
Последняя азербайджано-китайская встреча на высшем уровне состоялась в декабре 2015 года в рамках государственного визита Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Китай. По результатам того визита состоялось подписание сторонами ряда важных документов, наглядно демонстрирующих приоритетные сферы азербайджано-китайского сотрудничества. В частности, в числе наиболее важных подписанных документов значатся Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении сотрудничества и дружественных отношений между Азербайджаном и Китаем, Меморандум о взаимопонимании по совместному поощрению создания «Экономического пояса «Шелковый путь»», Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере транспорта, Меморандум о взаимопонимании по поощрению двустороннего экономического сотрудничества, соглашение о сотрудничестве в сфере железнодорожного транспорта между ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и «Национальной администрацией железнодорожного транспорта Китая».
В развитие достигнутых договоренностей в мае и июне 2016 года в Азербайджане побывали делегации под руководством первого заместителя председателя Государственного совета Китайской Народной Республики Чжана Гаоли и члена Политического совета Коммунистической партии, секретаря комиссии по политическим и правовым вопросам Центрального комитета Мэн Цзяньчжу. Стороны провели обмен мнениями о прагматическом сотрудничестве, связях в области безопасности.
Таким образом, за прошедшие с момента обретения Азербайджаном независимости годы китайско-азербайджанские отношения непрерывно углублялись и в настоящее входят в новый период всестороннего развития, существенный импульс которому может придать визит главы КНР Си Цзиньпина в Баку, который по данным СМИ может состояться уже до конца текущего года.
С развитием дипломатических связей планомерно развиваются и азербайджано-китайское отношения в торгово-экономической сфере. Двустороннее сотрудничество развивалось буквально с нуля. В 1992 году объем двусторонней торговли составил лишь 1,5 млн. долларов США. Благодаря 20-летним совместным усилиям двух стран, китайско-азербайджанское торгово-экономическое сотрудничество достигло заметных успехов. В 2011г. совместный товарооборот составил около 1,1 млрд долл, что на 16,5 процентов больше по сравнению с 2010г., и в семьсот раз превышает объем двусторонней торговли на момент установления между странами двусторонних дипломатических отношений. Такие существенные успехи являются следствием не только объективных факторов, но и постоянным совершенствованием механизма сотрудничества. В 1999 году две стороны учредили Китайско-азербайджанский комитет торгово-экономического сотрудничества. В июле 2011 года в рамках комитета Китай и Азербайджан установили рабочую группу по торгово-экономическому сотрудничеству «Синьцзян-Азербайджан».
В числе конкретных шагов по реализации экономических интересов Пекина в Каспийском регионе можно отметить такие крупные сделки, как договоренность об участии китайских SINOPEK и CNPC в реконструкции нефтяных месторождений на суше Азербайджана, меморандум о взаимопонимании в рамках проекта SOCAR GPC, договор по предварительному детальному проектированию газоперерабатывающего завода и полиэтиленового нефтехимического комплекса в рамках проекта SOCAR GPC, по которому планируется создание в 15 километрах от Баку газоперерабатывающего и нефтехимического комплекса, мощность которого составит около 10 миллиардов кубометров газа в год; тендер на строительство высокочастотной станции в азербайджанском городе Хачмаз, который выиграла Китайская национальная корпорация электронного оборудования («China National Electronic Eguipment Corporation») и другие.
Применительно к транспортной сфере заслуживает внимания совместная работа сторон по выстраиванию новых путей транспортировки грузов на евразийском континенте.
Азербайджан является одним из основных гарантов транспортно-коммуникационного проекта TRAСEKA, который инициирован Европейским Союзом в 1993 году в рамках концепции по возрождению Великого Шелкового пути. В то же время Азербайджан является участником глобального китайского проекта «Один пояс — один путь», направленного на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии. Учитывая географическое положение Азербайджана, транспортная инфраструктура страны встраивается в сухопутное направление китайской концепции — Экономический пояс «Шелкового путь». С подписанием вышеуказанного меморандума о взаимопонимании по совместному поощрению создания Экономического пояса Шелкового пути в рамках государственного визита Президента Ильхама Алиева в Китай в декабре 2015 года, эта работа сторон получила более целенаправленный и эффективный характер.
Баку также может предложить Китаю и ряд собственных проектов, разработанных во взаимодействия со странами Каспийского, Кавказского и Черноморского регионов. Речь в данном случае идет о запуске контейнерных паромных перевозок в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута, что создает дополнительные возможности для использования Азербайджана в качестве транзитного международного коридора между Европой и Азией. Новым импульсом в отношениях между Баку и Пекином призван стать и проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, который может соединить Китай с восточноевропейскими рынками.
Довольно содержательную оценку азербайджано-китайским отношениям, а также участию Азербайджана в проекте Экономического пояса Шелкового пути в интервью Day.Az дает научный сотрудник Китайской академии современных международных отношений (CICIR) Чэнь Юй.
По его мнению, в основе китайско-азербайджанских отношений нет противоречий, именно поэтому в будущем эти страны могут достигнуть еще большего прогресса в двустороннем сотрудничестве. Китай заинтересован в восстановлении Великого Шелкового пути, а также в расширении сотрудничества с Азербайджаном в промышленном производстве, нефтегазовом секторе, машиностроении, в области высоких технологий, инфраструктуры, образования, культуры, туризма и в других сферах. Большие перспективы имеет сотрудничество между Китаем и Азербайджаном в рамках Экономического пояса Шелкового пути. Учитывая географическое положение Азербайджан в центре Евразии, китайская сторона рассчитывает, что сможет воспользоваться потенциалом этой страны, как связующего звена между рядом регионов и стран Евразии, в том числе таких, Россия, Иран, Грузия и Турция. Именно поэтому, по мнению китайского эксперта, для подключения Китая к Европе через Евразийский континент в рамках Экономического пояса Шелкового пути Азербайджан является безальтернативным вариантом реализации этого проекта.
Основные цели китайской политики в отношении Азербайджана, как нельзя лучше, характеризуют слова китайского лидера Си Цзиньпина, произнесенные им по итогам встречи с Президентом Азербайждана Ильхамом Алиевым в Пекине в 2015 году.
Председатель КНР отметил, что в настоящее время китайские компании успешно работают в Азербайджане в области энергетики, информационно-коммуникационных технологий и других сферах. Для дальнейшего расширения сотрудничества в этих сферах имеются хорошие перспективы. Отметив наличие перспектив и в области финансов, Председатель Китайской Народной Республики подчеркнул значение сотрудничества с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, а также возможность расширения связей в области транспорта и промышленности. Отметив, что Азербайджан расположен в центре Евразии, Си Цзиньпин сказал, что Азербайджан располагает хорошими возможностями в системе логистики и международного транспорта и может играть в этой сфере важную транзитную роль между Китаем и Европой.
Подводя итог рассмотрению политики Китая в отношении Азербайджана, как одного из направлений внешней политики КНР в Каспийском регионе, следует заключить, что Пекин отводит Азербайджанской Республике важную роль в реализации стратегических приоритетов страны на Каспии, прежде всего в транспортной сфере. Учитывая создаваемую странами региона транспортную инфраструктуру, Баку должен стать одним из ключевых связующих звеньев создаваемой в рамках Экономического пояса Шелкового пути глобальной коммуникационной сети на евразийском континенте. В связи с этим, в ближайшей перспективе следует ожидать дальнейшего повышения экономического влияния Пекина в Каспийском регионе, имеющим важное геополитическое значение. Следствием этого, в перспективе, несомненно, станет укрепление позиций Пекина и в других сферах, прежде всего в гуманитарной, и в сфере безопасности.
Культурные ведомства обоих государств уже активно реализуют программу сотрудничества, подписанную во время визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Китай. В течение 25 лет между двумя странами развиваются гуманитарные связи. В Азербайджане функционируют два института Конфуция. В странах растет обоюдный интерес к изучению государственных языков. В 2001 году стали побратимами города Чжучжоу китайской провинции Хунань и азербайджанский Сумгайыт. Довольно интенсивный обмен установился в сфере образования. Ежегодно на правительственном уровне стороны взаимно предоставляют друг другу 15 государственных стипендий для обучения студентов.
Применительно к сфере безопасности обращает на себя внимание заявление Президента Азербайджана на встрече со спецпосланником председателя КНР, секретарем политико-юридической комиссии ЦК КПК Мэн Цзяньчжу в 2016 году. По убеждению Ильхама Алиева, развитие отношений с Китаем является одним из основных направлений внешней политики Азербайджана, а расширение сотрудничества в правоохранительной сфере и области безопасности может внести вклад в укрепление этих двусторонних отношений. С ним согласен и специальный посланник Мэн Цзяньчжу, который подчеркнул, что Китай заинтересован в расширении сотрудничества с Азербайджаном в правоохранительной области, сферах безопасности, борьбы с терроризмом, транснациональной экономической преступностью, киберпреступностью, обеспечении безопасности вдоль Великого Шелкового пути и в других сферах, что, по мнению, Мэн Цзяньчжу может внести вклад и в региональное сотрудничество.
Таким образом, вслед за успешным развитием экономических контактов Китай, вероятно будет успешно продвигать и другие форматы сотрудничества, как с Азербайджаном, так и с другими странами региона, что в перспективе будет оказывать существенное влияние на геополитический баланс сил в Каспийском регионе.
Подробнее см.:
- З.Бжезинский, «Великая шахматная доска»: Международные отношения; Москва; 1998.
- Интересы России, США, Китая, и ЕС в Каспийском регионе, http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1594&type=news
- Алишер Тастенов. Геополитика Каспия: ключевые интересы, Журнал KAZENERGY 2012. №5 (55), http://www.kazenergy.com/5-55-2012/7465-2013-01-03-11-58-30.html
- На Каспии возможен вооруженный конфликт — эксперт британского института Chatham House Юрий Федоров http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/42493/
- Азербайджан и Китай подписали десять документов, https://www.trend.az/azerbaijan/politics/2468029.html
- За 25 лет товарооборот между Азербайджаном и Китаем увеличился в 500 раз, http://www.xalqqazeti.com/ru/news/interview/22399
- Китай и Азербайджан: 20 лет отношений сотрудничества и дружбы, http://russian.cri.cn/841/2012/04/03/1s421659.htm
- Китай-азербайджан: яркий пример межгосударственных отношений. https://azertag.az/ru/xeber/KITAI_AZERBAIDZHAN_YARKII_PRIMER_MEZHGOSUDARSTVENNYX_OTNOSHENII-653231
- Матанат Насибова, Баку-Пекин: прагматизм отношений и большое будущее на Великом Шелковом пути, https://news.day.az/politics/898320.html
Добавить комментарий