В преддверии ожидаемого 30 октября визита Президента Казахстана Н.Назарбаева в Азербайджан собственный корреспондент МИА «Казинформ» опросил азербайджанских экспертов на предмет их оценки состояния и перспектив развития казахстанско-азербайджанских отношений.
Директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджана Фархад Мамедов в интервью МИА «Казинформ» отметил, что руководство Азербайджана всегда придавало отношениям с Казахстаном приоритетное значение.
«Наши страны поддерживают друг друга на международной арене, в различных международных организациях. Республики последовательно поддерживают принципы международного права, в особенности принцип территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государств. Казахстан поддержал кандидатуру Азербайджана в качестве непостоянного члена СБ ООН, и по прошествии четырех лет аналогичная поддержка была со стороны АР. Наши страны являются учредителями Тюркского совета, взаимодействуют в рамках ОИС», — отметил директор ЦСИ.
По его мнению, на международной арене обе страны завоевали авторитет в качестве успешно развивающихся, стабильных, ответственных и предсказуемых государств. Не случайно, что именно в Астане и в Баку проводятся масштабные международные мероприятия. В этом году Астана стала площадкой для межсирийского диалога.
«Экономическая тема была приоритетной во время визита Президента Казахстана в Азербайджан в этом году, и мы становимся свидетелями начала реализации проектов, которые окажут позитивное влияние на экономическое взаимодействие наших стран», — полагает эксперт.
Отвечая на вопрос, какие перспективы открывает для Казахстана новый железнодорожный коридор Баку-Тбилиси-Карс, он отметил, что начало его эксплуатации является историческим событием.
«Это первый международный проект в ненефтяной сфере, реализованный за счет стран-участниц. Он закладывался в 2007 году, когда еще не было инициативы «Один пояс — один путь». Сейчас это готовая инфраструктура, которая, несомненно, будет важным звеном в инициативе Китая. Казахстан же занимает центральное место. Синхронизация деятельности наших портов на Каспии и начало эксплуатации железной дороги, которая свяжет каспийские и черноморские порты, а также обеспечит выход в Турцию, демонстрирует большой потенциал и перспективы для Казахстана. За последние несколько лет была проведена и продолжается работа по синхронизации тарифов стран на всем протяжении пути, что усилит конкурентные качества нашего маршрута», -сказал глава ЦСИ.
«С другой стороны, нельзя зацикливаться лишь на транзите грузов, надо становиться производителем товаров. Без транспортной инфраструктуры невозможно иметь нормальные и стабильные торговые отношения. Таким образом, открытие этой железной дороги ускорит процесс сближения Казахстана в западном направлении и позитивно скажется на росте товарооборота со странами Европы», — заметил он.
«Казахстан и Азербайджан являются воротами друг для друга на Восток и Запад соответственно. Маршрут из Казахстана в Азербайджан и дальше, в Грузию, является одним из конкурентных. В логистике важны оперативность, цена и безопасность. Наши страны должны приложить еще больше усилий для повышения конкурентоспособности по этим показателям», — считает собеседник агентства.
В завершение беседы, резюмируя, он отметил, что лидеры двух стран уделяют этой теме повышенное внимание и участие Президента Казахстана в церемонии открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс тому подтверждение. Развитие в современном мире невозможно без взаимодействия с соседями и в этом отношении главы Казахстана и Азербайджана демонстрируют пример равноправного, взаимовыгодного и дальновидного взаимодействия.
Руководитель исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглы, беседуя с собственным корреспондентом МИА «Казинформ», отметил важность нового железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс.
«Участие Президента Нурсултана Назарбаева и Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в открытии железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс — знаковое событие для Баку. Новость, что в открытии маршрута будет участвовать Президент Казахстана, еще больше привлечет внимание мировой общественности к проекту», — отметил эксперт.
По его мнению, через маршрут Баку-Тбилиси-Карс Казахстан и Китай смогут экспортировать свои товары в Европу, и наоборот. Это наиболее короткий путь для КНР, чем морской. Если Китай часть своих товаров будет доставлять через БТК, это еще больше увеличит значимость Казахстана как транзитной страны.
«У Казахстана и Азербайджана есть еще одна задача. Две страны должны будут улучшать и развивать транспортно-логистическую систему через Каспий. Во-первых, в кратчайшие сроки увеличить свои логистические возможности на Каспии», — сказал Шахиноглу.
Затрагивая тему двустороннего сотрудничества, он отметил, что отношения между РК и АР находятся на очень высоком уровне.
«Казахстан поддерживает Азербайджан, что высоко ценится в политических и общественных кругах республики. Не все лидеры соседних для Азербайджана стран так однозначно подходят к этому вопросу, как Президент Казахстана», — подчеркнул эксперт.
«Предыдущий визит Н. Назарбаева в Баку показал решимость обеих стран развивать двухсторонние экономические отношения. Нужно создавать совместные предприятия и общими усилиями привлекать зарубежные инвестиции. Для этого есть все возможности. Казахстан и Азербайджан — экономически лидеры своих регионов», — резюмировал эксперт.
Подробнее см.:
1. http://lenta.inform.kz/ru/ekspert-rukovodstvo-azerbaydzhana-pridaet-prioritetnoe-znachenie-otnosheniyam-s-kazahstanom_a3079800
2. http://lenta.inform.kz/ru/politolog-uchastie-prezidenta-rk-v-otkrytii-transportnogo-proekta-v-azerbaydzhane-znakovoe-sobytie_a3079832
Добавить комментарий