15 марта в Баку состоялась первая четырехсторонняя встреча министров иностранных дел Азербайджана, Грузии, Ирана и Турции.
По результатам прошедших переговоров сторонами была подписана совместная декларация, отражающая содержание и направленность прошедших в азербайджанской столице консультаций.
В Бакинской декларации, в частности, отмечается, что министры договорились о расширении четырехстороннего сотрудничества во всех областях в целях укрепления региональной и международной безопасности и стабильности.
Главы МИД договорились об использовании существующего потенциала для поощрения инвестиций и торговли в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций, ИКТ, промышленности, сельского хозяйства, туризма и окружающей среды. Кроме этого, достигнута договоренность о поощрении связей между банковскими сетями четырех стран, об обмене информацией и опытом международных банковских процедур, а также борьбе с отмыванием денежных средств.
Особое внимание участники встречи уделили вопросу дальнейшего использования географических преимуществ четырех стран.
В этой связи, применительно к ситуации в сфере развития транспортно-логистического потенциала Каспийского региона следует обратить внимание на заявленную сторонами поддержку транспортного коридора «Юг-Запад», начинающемуся с таких иранских портов, как Чабахар и Бандар-Аббас.
Напомним, что коридор «Юг-Запад» предусматривает организацию контейнерных грузоперевозок из Индии и стран Персидского залива через прикаспийские Иран и Азербайджан, а также Грузию, Украину, Польшу в страны ЕС и обратно. Узловые пункты коридора «Юг-Запад» частично совпадают с маршрутом международного транспортного коридора «Север-Юг», соединяющим те же страны Европы и Индию посредством использования российской территории. На основании этого, очевидно, что «Юг-Запад» является прямым конкурентом одному из главных транспортных проектов России на Каспии – коридору «Север-Юг».
14 марта 2018 года в Варшаве состоялось заседание Координационного комитета по развитию транспортного маршрута «Юг-Запад». В мероприятии принимали участие делегации железных дорог Азербайджана, Ирана, Грузии и Украины. В ходе заседания в Варшаве работа над запуском коридора продолжилась. Стороны обсудили важные технические вопросы при организации грузоперевозок по создаваемому коридору. Также в повестку дня вошли вопросы пересмотра и утверждения азербайджанской и иранской сторонами тарифных условий на перевозки в Азербайджане и Иране в связи с вводом в эксплуатацию станции Астара (Иран), оптимизации тарифных условий на морском участке маршрута (на Черном море) и другие.
Таким образом, результаты встречи министерской четверки в Баку свидетельствуют о росте конкуренции на рынке транскаспийских грузоперевозок. С учётом того, что участники коридора «Юг-Запад» намеревались к концу 2017 года перевезти по данному маршруту 200 000 тонн грузов, а в перспективе существенно нарастить грузоперевозки на этом направлении, коридор потенциально может оттянуть на себя часть грузопотока, на который рассчитывает Россия.
ФОТО — Иран.ру
Добавить комментарий